Главная >> 5 >> 32

ДОРОГОЙ ПЕТУХ ПАТРИКЕЕВИЧ

Вчера информационные агентства известили россиян: "Грандиозное событие в эти минуты начинается в центре Москвы! У Кутузовского моста стартует марш в честь Дня святого Патрика! ..". При большевиках с точно таким пафосом народ оповещали о начале первомайской демонстрации на Красной площади. И весь советский народ безропотно воспринимал сообщение, плюя с колокольни Ивана Великого на "грандиозность" партийного праздника, но зная: по окончании демонстрации будут массовые гулянья с приличествующими случаю возлияниями. Да что там 1 мая или 7 ноября - мы даже субботники и воскресники, эти "праздники коммунистического труда", превращали в застолья, перед которыми для виду маленько махали метлами и граблями... Праздники - такие явления жизни, которые распространяются на всех, но способностью видеть их глубинный смысл обладают не многие. Как сказано в Евангелии: "Много званых, но мало избранных". С брежневских и вплоть до наших времен лишь 8 марта в массовом сознании наделено каким-никаким смыслом, а остальные "красные дни календаря" россияне проводят в точном соответствии со строками из песенки Высоцкого: "Ну, что за свадьба без цветов? Пьянка да и все! " И мы, такие советские-советские, оказавшиеся в одночасье такими православными-православными, вольны переиначить песенку следующим образом: "Ну, что за Пасха без кулича..." - или: "Ну, что за Рождество без елки..." - или: "Ну, что за Масленица без блинов с икрой..." Дикари мы были, дикарями и остались. При Брежневе 9 мая лишь одну-единственную минуточку уделяли (и до сих пор уделяем) памяти тридцати с лишним миллионов погибших, замученных, умерших с голоду, чтобы, помолчав, налить по новой.Нынче, поглазев на Пасхальный Крестный ход, мчимся выпить-закусить, понятия не имея, что самое важное (и, к слову, самое красивое за всю праздничную ночь) в церкви только начинается. Своих праздников не уважаем, не понимаем, отмечать не умеем, а все мало: подавай нам чужеземные. Нам и подают. Хорошие и разные. Только вот относимся мы к ним с тем же дикарством. "Год Петуха? Что надеть? Что на стол подать? .." "День святого Валентина? Что подарить и в пределах какой суммы? .." "Хеллоуин? Чертями-вампирами рядиться? Супер! .." "День святого Патрика? Пиво, говоришь, пить? А тогда чем же этот праздник отличается от рабочих дней? Ах, надо пить ирландское пиво, темное, а еще лучше - зеленое? Тогда все понятно! .." Во многих странах День святого Патрика отмечается как международный день Ирландии. Видя во время шествий знамена с изображением клевера-трилистника, гуляки не подозревают, что бы сей фрукт мог означать. А это не только национальный символ, но и память о том, как святой Патрик, сын римлянина, похищенный пиратами и проданный в Ирландию в рабство, обращал своих товарищей по несчастью и даже хозяев в христианство. Клевер служил ему наглядным пособием для преподавания учения о Святой Троице... И здесь, вспомнив, откуда у Дня святого Патрика "ноги растут", придется напомнить, что у нас, таких православных-православных, идет Великий пост. Его можно соблюдать или не соблюдать, но в любом случае следует уважать. Прислушиваться к бесконечно повторяемым в церкви словам прошения к Богу избавить нас от "духа праздности".Буйное шествие в центре Москвы в конце первой недели поста, в день, который отмечается в нашей церкви как Торжество Православия, что ни говори, двусмысленно. Праздники - и свои, и чужие - дело хорошее. Если они помогают наутро совсем другими, радостными глазами взглянуть на мир и людей. Гулять, праздновать - к этому наши души привычны и, как пионеры, всегда готовы! Все дело в глазах - в рассеянном, блуждающем, праздном нашем взгляде на будни и праздники. Пока наш взгляд не станет иным - любой, самый замечательный праздник будет представать совсем не тем, чем он был изначально задуман. И рука об руку с Дедом Морозом, грубой языческой пародией на святителя Николая, будет триумфально маршировать по нашим улицам импортный Петух Патрикеевич.