Главная >> 5 >> 32

Кино про настоящее

К своему трехлетию "Театр.doc" организовал и провел первый в Москве фестиваль "Кинотеатр.doc"


"Театр.doc" - это маленький подвал в Трехпрудном переулке и одновременно - настоящее открытие в московской и не только московской театральной жизни. Место, где почти без денег ставятся спектакли, а потом играются, порой - безо всяких билетов. Для тех, кому интересно. Спектакли - про настоящее: про молдаван, убивающих друг друга за картонную коробку, про женщин-убийц, про плохих и хороших. Что-то - буквально списано с натуры, то есть драматурги, как полтора века тому назад народники, идут в гущу жизни с диктофонами и собирают "драматургический материал", что-то - сочиняется "по мотивам" жизни.


"Кинотеатр.doc" - фестиваль, подарок самим себе, придуманный "Театром.doc" к собственному своему дню рождения, - родился в эти самые дни три года тому назад. "Кинотеатр.doc" - фестиваль действительного кино, проходивший в течение нескольких дней в Трехпрудном переулке при неизменно переполненном зале, в такой толкучке, что казалось, кому-то и вправду удается висеть на потолке. Короткий метр (от одной-двух-трех минут до часа с лишним), около 40 картин, отобранных из более чем 800 двумя отборщиками - кинорежиссером Борисом Хлебниковым и кинокритиком Аленой Солнцевой. С финальной раздачей призов в клубе "Дом": "За пристальный взгляд", "За честный взгляд", "За художественный образ, выраженный минимальными средствами", "За лучшую политическую картину".


Действительное кино, впрочем, все политическое. "Мирная жизнь", российско-швейцарская сорокапятиминутная лента Павла Костомарова и Антуана Каттина, скромно приглядывает за мирной жизнью двух чеченцев, отца и сына, которые пытаются выжить в русской деревне. Строят коровник, стелют полы, крышу и одновременно - следуют своим "старым" религиозным "привычкам". Не то что не понимаемые, но не принимаемые их новыми соседями, для которых они - чужие. Работают без устали, молятся - бог знает кому...


Сиди и смотри, как разворачивается перед тобой другая, некиношная жизнь. Настоящая, действительная. Снятая без привычного мастерства и вызывающих восторг спецэффектов, почти как "Догма", но - про нас, про русское. Быть может, отличие кино от театра - в так сказать, документальном их преломлении и изгибах - в том, что "Кинотеатр.еос" интересуется и охватывает больше героев и тем, камера успевает захватить не только крайние точки жизни, не одних только проституток и милиционеров, бомжей и убийц, чем в первую очередь занялся в пору рождения и становления "Театр.doc". Впрочем, тут следует поправиться, поскольку расширение приходит и в театр: в один вечер с церемонией закрытия фестиваля "Кинотеатр.doc" в Доме актера на Арбате прошло первое представление нового проекта "Театра.doc" - пьесы Владимира Забалуева и Алексея Зензинова "Красавицы.verbatim", будущего спектакля (премьера назначена на конец марта), основанного на монологах обычных красавиц, просто красивых женщин, про их детские страдания и взрослые заботы.


"Соси банан" - игровая двенадцатиминутная картина про корпоративную вечеринку, встречу Нового года, про Деда Мороза "из своих", который чуть было не испортил весь праздник. "Городской шаман" - две с половиной минуты наблюдения за полуголым сумасшедшим, приплясывавшим у супермаркета и выдворенного за "недостойное поведение" стражем порядка. Просто наблюдение за просто жизнью.


"Дорогой Маркович" - получасовой документальный фильм Виталия Брынцева о московском учителе Марке Иосифовиче Еврейсоне, который четыре раза становился победителем соровского конкурса "Учитель года", который учит химии, не выпускает изо рта беломорину, курит на уроках, шутит, вникает в ученические тайны и личную жизнь учеников. И - странен. Кажется, полагает себя "внештатным" сыном Иосифа Сталина, ходит в сталинском френче и галифе, а вся его квартирка превращена хозяином в этакий пантеон, в часовенку в честь святых - Сталина и Ленина. Об этом увлечении Маркиосифовича (сам он называет себя дорогим Марковичем) в картине - ни слова. Что говорить? Такая жизнь. Жизнь. Действительное такое кино.