21 января в Государственном центре "Преодоление" имени Н. Островского состоялся очередной вернисаж. Его виновниками стали члены творческого объединения "Гомер", которому в начале месяца исполнился ровно год.
С первого взгляда было ясно, что художники "Гомера" - яркие, непохожие друг на друга личности. На выставке с реалистическими пейзажами Дмитрия Сузюмова и Ярослава Русакова соседствуют гигантские экспрессионистские полотна Светланы Кнуровой, запечатлевшие полуобнаженные женские фигуры, причудливые фантазии Ярослава Швеца (чего стоит название одной из них - "Космический суп") и серии радужных абстракций Ирины Казьминой. Сергей Царапкин и Александр Романов предстали сразу в двух качествах: помимо замечательной резьбы по дереву, Сергей показал свои графические листы, а Александр - живопись.
Ответ на вопрос, что же объединяет таких разных людей, подсказывает название группы: все художники - инвалиды по зрению. По словам председателя общества "Гомер" С. Царапкина, большинство из них сложились как творческие личности задолго до объединения. Они участвовали в выставках, кто-то даже "дорос" до персональной. И все же решили объединиться "для более полной реализации своих творческих планов".
Но создание организации принесло и совершенно неожиданные плоды. Сергей отмечает, что уже первые совместные выставки показали "социальную значимость объединения". Оказалось, что картины людей, которые в лучшем случае что-то видят в трех-четырех метрах от себя, способны открыть зрячим красоту окружающего мира.
Большинство работ на выставке - живописные и графические полотна. Среди их авторов есть и полностью незрячие люди. Как же они работают? Этот вопрос я задала Александру Романову, ослепшему в 16 лет.
- Я использую технику трафаретов и шаблонов. Сначала закрашиваю фон, потом вырезаю из бумаги шаблоны, сначала большие, потом все мельче и мельче, накладываю и закрашиваю их. Например, сюжет картины "Просветление" - это сон, который я видел лет в 12, но только сейчас смог воплотить. В том сне был кромешный мрак, какая-то жуткая пустота - и вдруг открылась как бы дверь в другой, светящийся мир...
В совершенно иной технике работают студийцы из московской школы-интерната N 1, которые тоже приняли участие в выставке. Как рассказала педагог Наталья Морозова, их ноу-хау - пластилиновая живопись. Ребята создают впечатляющие реалистичные картины, накладывая на бумагу тонкий слой разноцветного пластилина. Такие рельефные работы могут не только оценить зрячие, но и "прочитать" пальцами их однокашники. Чтобы картины не портились, их покрывают лаком. Наталья Евгеньевна отметила, что ребятам занятия "пластилиновой живописью" доставляют не только удовольствие, но и большую пользу: воспроизводя мир на ощупь, они приобретают представления о пространстве и глубине.
Организаторы вернисажа сделали все, чтобы праздник запомнился надолго. Неожиданно для всех появился даже припозднившийся Дед Мороз, который с прибаутками раздал подарки сначала юным, а потом и взрослым участникам выставки. Не отстало от него и руководство центра "Преодоление" - художникам вручили недавно переизданный роман Островского "Как закалялась сталь" и книги о жизни писателя.
Во время этой веселой церемонии в очередной раз подтвердилась старая истина: талантливый человек талантлив во всем. Оказалось, что самый маленький участник выставки, 11-летний Ярослав Комаров, не только здорово рисует, но и играет на дудочке. Таланты других членов "Гомера" раскрылись чуть позже: во время фуршета художники наперебой читали собственные стихи. Как и положено в день рождения, было много радости, смеха и улыбок.
Словом, праздник удался.