Путешествия по железным дорогам становятся все более популярными в нашей стране. Тем более что их огромная протяженность позволяет выбрать маршрут на любой вкус. О развитии туризма на колесах "Россiи" рассказывает первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Хасян Зябиров.
- По каким направлениям сейчас курсируют туристические поезда вашей компании?
- Наибольшей популярностью у иностранных туристов пользуются маршруты, включающие Москву, Санкт-Петербург, туры "Белые Ночи" - по северу Европейской части России и Прибалтике, а также по Транссибу - на Дальний Восток, в Монголию и Китай. Все туры по Транссибу обязательно включают в себя поездку по Кругобайкальской железной дороге, причем по возможности на паровозной тяге.
У наших туристов популярны такие направления, как Москва - Прага, из Москвы и Санкт-Петербурга - в Финляндию, особенно в дни рождественских и новогодних праздников.
Кроме традиционных маршрутов по Транссибу, Золотому кольцу, Прибалтике, в Великий Устюг, Прагу, Финляндию ежегодно разрабатываются в соответствии с пожеланиями заказчика и совершенно новые, эксклюзивные. Например, из Петрозаводска - в Беломорск, Костомукшу, Кивиярви, затем по территории Финляндии и назад - через Сортавалу в Суоярви.
Для различных фирм разработаны и такие интереснейшие туристические маршруты, как Москва - Казань - Иркутск - Маритуй - Улан-Батор - Москва; Москва - Чкаловская - Сергиев Посад - Москва; Москва - Санкт-Петербург - Вильнюс - Шештокай; Брест - Минск - Москва - Сергиев Посад - Ростов Великий - Ярославль - Санкт-Петербург - Таллин.
- А какие ваши маршруты самые экзотические?
- С 1998 года организованы экскурсионные поездки детей Москвы "В гости к Деду Морозу и Снегурочке" по маршруту Москва - Вологда - Великий Устюг - Москва.
Ну и, конечно, самыми экзотическими являются поездки специальными ретропоездами на паровозной тяге, где бы ни проходили маршруты. В этом году был организован уникальный паровозный тур, включающий Москву, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Ивангород, Таллин, Ригу.
Интересны и экскурсионные 3-4-дневные поездки из Петербурга в Москву через Псков и Новгород и ретропоезда с паровозом, в том числе вокруг Ладожского озера.
- Какие туристические направления РЖД собирается развивать в ближайшем будущем?
- В настоящее время рассматривается открытие новых беспересадочных международных маршрутов Москва - Франкфурт-на-Майне и Москва - Цюрих. С декабря 2004 года появятся новые беспересадочные сообщения Саратов - Прага и Саратов - Будапешт.
В 2005 году планируется организовать паритетное обслуживание маршрутов: Харьков - Владивосток составами РЖД, Санкт-Петербург - Таллин - дизель-поездами из 4-5 вагонов повышенной комфортности, Москва - Киев - скоростными поездами из 15 вагонов с вагоном-буфетом.
Для расширения туристических перевозок в Финляндию рассматривается возможность организации новых маршрутов через погранпереходы Костомукша - Вартауз, Светогорск - Иматра, что позволило бы сделать более удобной поездку туристов из России в популярные места отдыха Суоми.
- Минувшим летом были совершены экспериментальные поездки поезда типа "Тальго" по маршруту Берлин - Санкт-Петербург. Какова перспектива этого российско-немецкого проекта, который позволяет экономить время на переводе поездов с европейской колеи на российскую?
- В сентябре этого года в Берлине между президентом ОАО "РЖД" Г. Фадеевым и председателем правления "ДБ АГ" X. Медорном подписано Соглашение о создании акционерного общества с целью организации курсирования туристического поезда Берлин - Санкт-Петербург. В этом обществе 50, 5% акций будет принадлежать ОАО "РЖД" , 49, 5% - "ДБ АутоЦуг ГмбХ". Эксплуатация поезда должна начаться в 2005 г. после проведения сертификационных испытаний. Движение поезда по этому маршруту будет осуществляться только в летний период с периодичностью один раз в неделю.
- Какова динамика развития туристических поездок?
- Только за первые три квартала года и только из Москвы нашими поездами перевезено более 50 тысяч туристов, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.