Побывавший в Индии узнает, что такое Болливуд, и запросто освоит "Камасутру"
Бомбей - прекрасная стартовая площадка для любителей индийской экзотики. Приключения начинаются сразу после выхода из аэропорта. Вышли с опаской. А вдруг растопчет слон? И довольно скоро поняли, что по-настоящему надо бояться смуглой кареглазой малышни, которая подхватила ваш багаж и потянула его к такси. Дадите монету одному - другие не отстанут, пока не выклянчат хоть что-то. Лучше всего притвориться глухим. Добираясь до гостиницы, осознали: в Индии нет правил уличного движения! И каждый раз, переходя дорогу, смотрели в оба.
Одна из главных достопримечательностей Бомбея -самый большой в Азии центр киноиндустрии, где снимают душещипательные индийские фильмы. Правда, попасть в Болливуд (именно так называют местную фабрику грез) - дело непростое. Разрешение взглянуть на него пришлось выпрашивать у нескольких государственных инстанций. После переговоров мы попали в огромный парк в 200 гектаров посреди Бомбея. В 16 огромных павильонах-студиях Болливуда есть все - горы, море, пещеры и непролазные джунгли. Но особенно интересны здания, каждое из которых используют "в хвост и в гриву". Подъезжаем к киношному "храму".
- Для съемок тут размещают самых разных индийских богов, - любезно пояснил сопровождавший нас пресс-секретарь. - Ведь только режиссер знает, кому должны поклоняться его герои.
Зеркало желаний
Мощный механизм Болливуда не останавливается ни на минуту. Впечатление такое, что мы всем мешаем. Но Господь к туристам добр -целых полчаса с нами провел индийский Максим Галкин -ведущий развлекательной программы, популярнейший актер Амитабх Баччан.
- У нас кино - не просто развлечение, а зеркало желаний зрителя! - авторитетно заявил он. - Премьеры становятся национальным праздником. А любимых актеров индусы приравнивают почти к богам!
Может, поэтому индийским "звездам" прощаются некоторые шалости с вокалом. В фильмах песни исполняют профессиональные певцы, прячущиеся за кадром. Но на всевозможных концертах -с теми же самыми композициями под фанеру выступают герои экрана. Более того, актеры выпускают целые альбомы с "чужого голоса". И диски с удовольствием раскупают.
Дорога в Каджурахо
Этот город славен на весь мир своими эротическими барельефами на храмах любви. Из Бомбея до него добраться непросто. Четыре часа на поезде до города Сатна, оттуда еще несколько часов на автобусе. И это еще не все.
- До конечного пункта вы легко доберетесь рикшей, -беззаботно успокоил нас водитель автобуса. - Там всего-то 10 километров!
От Сатна можно было доехать и на такси, но мы пожалели денег. И раскаялись. Салон автобуса был забит местными селянами, с удивлением взиравшими на белых туристов, и о комфорте пришлось только мечтать. На середине пути мы остановились - сильным дождем смыло мост через реку. Тут и началось настоящее индийское кино. Пассажиры во главе с водителем решили "советоваться". Длилось "вече" почти час. Решали -возвращаться назад или ехать дальше более длинным путем в 600 километров! Почти как от Москвы до Питера. Но по индийским меркам это пустяк. Проголосовали за второй вариант...
Стеснительные индусы
Доехали! По сути Каджурахо - обыкновенное село. Но его до сих пор кормят толпы туристов, жаждущих увидеть храмы, возведенные династией Манделла в 950 -1050 годах. Каждый дом в Каджурахо - гостиница и частный музей, где можно приобрести старинные индийские монеты, фрагменты барельефов и, разумеется, "Камасутру". Сами индусы к трактату относятся неоднозначно.
- Это иностранцам интересно. Мы же можем жить и без подсказки! - объяснил один из продавцов.
В современном Каджурахо, как и тысячу лет назад, не принято говорить "об этом" вслух. Остается удивляться, отчего же пуритане-индусы вздумали вдруг изображать на храмах столь откровенные любовные сцены. Наука пожимает плечами. А местные жители предлагают свои догадки. Мол, тысячу лет назад город вымирал. Слишком набожные люди считали половые отношения страшным грехом. Чтобы возбудить жителей, храмы и украсили нескромными барельефами. Еще одна версия - скульптуры создавались для умиротворения бога дождя Индра. Мол, этот старый развратник вряд ли станет разрушать подобную красоту. А заодно и урожай пощадит.