Главная >> 5 >> 31

Кому не нужен "Орфей"

Врачи, психологи, деятели культуры и богословы свидетельствуют, что духовная музыка может быть целительным лекарством для души, тогда как бьющая по перепонкам и всему человеческому существу звуковая, шумовая атака так называемой "массовой культуры", по сути своей являющейся не культурой, а ее антиподом, - эта уродливая по изначальной идее звуковая ритмическая агрессия способна разрушать человеческую природу на физическом, душевном и духовном уровнях.


И это сейчас происходит у нас, на наших глазах, в нашей стране. Мы с вами являемся свидетелями того, как наряду с возрождением России идет ее вырождение. Можно долго и много говорить о тех замечательных чудесных свершениях, которые произошли в России за последние 15 лет: это восстановление храмов, открытие монастырей и детских воскресных школ, это и традиционные Международные фестивали православной музыки в России, выставки детского православного рисунка и многое другое.


Кануло в Лету политическое табу на религиозную тематику. Об этом свидетельствуют переполненные залы на концертах Международных фестивалей православной музыки в России. Многие слушатели благодаря православной духовной музыке нашли дорогу к храму Божьему и стали его прихожанами. Молитвенно поддержать наш церковно-певческий православный праздник в Москву приезжали хоры и исполнители со всего православного мира и из стран, где существуют русские диаспоры и православные церкви. На концертах фестиваля впервые прозвучали "Песнопения и молитвы" - вершинное произведение Георгия Свиридова, указавшего спасительный путь развития русского музыкального искусства в новом веке -искусства, очищенного от низменных страстей, которыми переполнены произведения многих современных композиторов, исповедующих самовыражение как основополагающий принцип творчества.


В этом году в 16-м Международном фестивале православной музыки в России, который планируется провести в течение года в лучших залах столицы и городов России, должны принять участие свыше 300 хоров из России, ближнего и дальнего зарубежья. Уже завершился 5-й Международный детско-юношеский хоровой конкурс "Рождественская песнь". Звучали богослужебные и народные рождественские песнопения, духовная музыка современных композиторов.


Но все же хочется обратить внимание на то, что эпитеты рождественский, пасхальный, православный и русский далеко не всегда отвечают своему истинному значению. Так, например, "Рождественские встречи" не имеют ничего общего с Православием, да и проводятся в период празднования католического Рождества. Упоминание имени Христа всуе в устах популярных див и рок-групп зачастую носит кощунственный и оскорбительный характер для слуха верующих людей. Православные молитвы и русские народные песни, исполняемые в современных обработках в сопровождении электронных инструментов, искажают, выхолащивают внутреннюю суть: уничтожают высоту, глубину и широту русской души. Навязчиво заполонила теле- и радиоэфир и музыкально-развлекательная "фабрика". Искаженные лица рок-музыкантов и их поклонников, нарочито демонстрирующих руками сатанинские знаки, проникают в телепрограммы, начинающиеся со слова "русский".


У русской музыки есть свой язык, свой интонационный строй. Борясь за чистоту русской речи, мы также должны бороться и за чистоту музыкального русского языка. То, что мы часто слышим по радио и телевидению, именуемое "русским интеллектуальным роком", по существу есть музыкальный матерный язык, которому сызмальства обучают, к которому приобщают, а потом говорят,


что молодежь другого-то языка не знает, не понимает и с ней надо говорить на их языке. В доказательство приводится пример того, что многие люди пришли к порогу храма после прослушивания популярной в свое время рок-оперы "Иезуз Крайст - Супер Стар". Действительно, пути Господни неисповедимы. Раскольников, например, из романа Достоевского пришел к вере Христовой через покаяние после убийства старухи-процентщицы. Но это совершенно не означает, что можно рекомендовать убийства и грехопадение как универсальный путь к вере, что, по существу, утверждают апологеты так называемого православного рока.


Истинное искусство никогда не опускалось до низменных страстей толпы: оно возвышало, одухотворяло людские души и стремилось раскрыть в человеке богоподобное. Удивление и изумление вызывают постановки вопросов в авторских передачах на телеканале "Культура" министра культуры: он философски вопрошает, нужен ли России мат, и отвечает утвердительно. Мат и приблатненность торжествуют, полагают, что настало их время, тогда как Государственная капелла имени Юрлова и Певческая капелла Санкт-Петербурга влачат жалкое существование.


С этого года лишен какой-либо финансовой поддержки Международный фестиваль православной музыки. Единственный канал классической музыки - радио "Орфей", вещающий на многомиллионную слушательскую аудиторию, лишен государственного статуса, радиостанция низведена до уровня редакции. Ряды сотрудников редеют на глазах: музыкальное радио "Орфей" обречено на постепенную самоликвидацию. Музыкальной редакции с полной серьезностью рекомендуется самообеспечение за счет рекламирования, между Моцартом и Чайковским, зубной пасты и женских гигиенических средств. Это ли не кощунство? Целомудренная русская музыкальная культура не может, подобно бесстыдному шоу-бизнесу, задирать подол и этим зарабатывать на пропитание, как не должна унизительно просить с вечно протянутой рукой подаяние у попечителей и властей.


Что же касается рок-индустрии, то вопрос не стоит, запрещать или не запрещать рок, хотя бы потому, что это просто невозможно в силу постоянно расширяющихся СМИ, технического прогресса и глобализации мира.Но возможно и необходимо сделать предупреждение, подобно тому, как Минздрав предупреждает о вреде курения, - о вреде и духовной пагубе, которую несет осатанелая, агрессивная музыкальная псевдокультура, уже не маскируясь, нагло показывая свой змеиный язык. Объяснить суть и опасность рок-музыки - нравственный долг и Церкви, и государства, в этом вопросе они не отделены друг от друга.


Было бы весьма прискорбно, если бы обрели уже современное болевое звучание слова Василия Васильевича Розанова, сказанные в начале прошлого века: "Даны нам красота невиданная и богатство неслыханное - это Россия. Но глупые дети все растратили - это мы, русские".


Хотелось бы пожелать, чтобы наши политики и финансисты поняли, что музыкальная культура не может рассматриваться государством как нечто третьестепенное и малозначимое.


С расхристанным и раскультуренным народом нельзя построить никакого "светлого будущего" и невозможно осуществить никакую, пусть даже самую гениальную, экономическую реформу. Истинное радение о Православии немыслимо отдельно от музыкальной культуры, как и русская музыкальная культура обретает возвышенное небесное звучание только тогда, когда освящена просветленным духом Православия.


Прав писатель-пророк Достоевский: "красота спасет мир", красота Христова, которая хранима Святой Русью и которая явится миру из России.