Древние славяне называли ноябрь "грудень", "груздень", от слова "груда", потому что в этом месяце смерзшаяся земля грудами лежала на дорогах. В это время мерзлые колеи на дорогах затрудняли езду. Иногда ноябрь называли "листокос", т.е. срыватель листьев. Русские приметы: "В ноябре снегу надует - хлеба прибудет", "Много снега - жди в будущем году много хлеба".
По старинному якутскому календарю ноябрь - сэтинньи (седьмой месяц).
С 8 ноября, с Дмитриева дня, начинался отсчет зимних дней, сезон озерного промысла карасей, имевшего большое хозяйственное значение. В северных улусах продолжался подледный лов окуней и налимов. Усиленно возили сено, дрова и лед. На отопление одной юрты требовалось примерно 110 возов дров, т.е. 30-40 кубометров.
Приметы саха и старожилов-русских совпадают. Если 2 ноября облачно, то зима будет теплой. Облачно 8 ноября - к предстоящим стужам. Хорошая погода 29 ноября обещала мягкую зиму.
Из камней ноябрю соответствует топаз, из цветов - хризантема.
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
30 октября - Осий.
31 октября - Лука.
1 ноября - День пророка Иоиля и преподобного Иоанна. День Всех Святых в католических храмах.
2 ноября - Садон, Артемий.
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
31 октября исполняется 300 лет со дня рождения Герарда Фридриха Миллера - академика, археографа, историка (1705-1783). ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
В конце октября 1910 года якутский писатель А.Е. Кулаковский закончил поэму "Сон шамана" (финал поэмы дописан в советское время). В первое время она распространялась в рукописном варианте.С 27 июля по 1 декабря 1685 года казак Якунка Федоров по распоряжению воеводы М. Кровкова в городе Якутске вырыл колодец глубиной около 8 саженей (примерно 10, 5 м), но "талой земли не дошел". Воевода, убедившись в слое мерзлой земли большой мощности, доложил в Москву: "А колодезя, Великие государи, в Якуцкой сделать никоими мерами нельзя, потому что земля летом только тает в полтора аршина, а более двух аршин земли никогда не тает, а в исполни на дне бывает земля всегда мерзла".
В ноябре 1905 года в Якутске был образован союз учебных заведений города: женской прогимназии, духовного, миссионерского и реальных училищ и духовной семинарии. Первоначально в союз вошли около 300 человек. Распался союз в начале 1906 года.
Подготовил старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Афанасий ПАВЛОВ