4 ноября страна впервые отмечает День народного единства.
Я понимаю, из нашего быта вырвано нечто привычное и устоявшееся за поколения, а это всегда тяжело. Поэтому, согласно социологическим исследованиям, 63 процента опрошенных сожалеют об отмене празднования 7 ноября. Нет, они не коммунисты, не все во всяком случае, а просто стихийные консерваторы, как и большинство людей.
Тем не менее рано или поздно с 7 ноября надо было прощаться. Невозможно праздновать день разделения и падения государства, а именно это произошло в 1917 году. Если мы хотим наконец привести Россию к нормальной жизни, надо избавиться от негативной психологии, семь десятилетий насаждаемой пришедшей тогда к власти политической группой. Это прекрасно понимали президент и правительство, поэтому упразднение красной даты 7 ноября рано или поздно должно было состояться. На очереди - захоронение тела Ленина...
Другое дело, как выбрать альтернативную дату. Не случайно, согласно тому же опросу, 51 процент респондентов затруднился указать точное название нового праздника и лишь пять процентов считают, что будет отмечаться день освобождения от польско-литовских интервентов.
Сразу скажем, что, по мнению историков, дата эта достаточно условная. Несомненно, окончание Смутного времени, поставившего Россию на грань уничтожения, - колоссальное для нашей страны, да и для всего мира, историческое событие. Оно вполне может и должно отмечаться как всенародный праздник. Другое дело, что нет даты, которую однозначно можно было бы считать водоразделом между Смутой и новой Россией. За исключением одной, о которой речь впереди.
А 4 ноября (22 октября по ст. ст.) 1612 года казаки и земское ополчение стихийно атаковали Китай-город, где засели поляки и русские сторонники призванного на престол боярами Владислава, и выбили их оттуда. Битве предшествовал трехдневный пост и молитва у чудотворной иконы Казанской Божией матери, список с которой несли перед собой ополченцы. Перед этим произошло чудесное явление Сергия Радонежского, предсказавшего победу. Однако и после этой схватки поляки продолжали оставаться в Кремле, очистив его только через несколько дней.
После этого война с интервентами и гражданское противостояние продолжались довольно долгое время, пока 3 марта (21 февраля) 1613 года собранием всех российских сословий на царство не был избран Михаил Федорович Романов. Именно этот день был истинным окончанием Смуты, потому что с избранием нового царя, устраивавшего всех, отпала большая часть причин разделения в обществе.
Именно этот день и праздновали в Российской империи. Несомненно, вариант 3 марта рассматривался и в наши дни. Но был, разумеется, отвергнут. Почему - дает представление последняя передача "Времена", темой которой был новый праздник. Парадоксально, но представлявшие на ней либеральную часть общества показали себя ярыми противниками новой даты. Было такое впечатление, что они скорее согласятся признать праздником день большевистского переворота... Забавно было наблюдать их многозначительные усмешки и слушать намеки на то, "кому это выгодно". Все правильно, призрак монархии пугает их куда больше, чем красный монстр. Потому что идея монархии, в отличие от того монстра, жива. И не только в России...
Похоже, компромиссная дата 4 ноября была избрана, дабы не давать повода для обвинений в приверженности авторитаризму со стороны отечественной либеральной публики и их западных учителей. Что же, страна еще не совсем вышла из очередной смуты, и такая осторожность, наверное, не лишняя. Однако исторические факты непреложны: именно избрание новой династии сделало возможным мир, процветание и могущество России.
Но восшествие на престол Михаила готовили те самые волжские горожане и донские казаки, которые дрались с поляками на окровавленных горящих улочках Москвы. Так что помянем их и будем праздновать 4 ноября. Оно того стоит.
***
МНЕНИЯ
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:
- Тот факт, что праздник 4 ноября не отмечался в России, свидетельствует об утрате исторической памяти нашего народа, селективном подходе к истории, который имел место в советское время. И то, что событие давно прошедшего времени сегодня положено в основу национального праздника, свидетельствует о желании нашего народа восстановить связь времен. При этом ни одно другое событие в российской истории не может быть побудительной причиной, духовным, культурным обоснованием праздника, который бы имел название День народного единства. День 4 ноября равнозначен празднику 9 мая. В каком-то смысле события 1612 года были более страшными для России, чем Великая Отечественная война.
Александр Пученков, историк:
- В этом празднике слиты воедино две разноплановые даты - день освобождения Москвы от литовско-польских интервентов в 1612 году и день Казанской иконы Божией Матери. На самом деле, все историки знают, что 4 ноября поляки были выбиты из маленького участка столицы - Китай-города, весь город был освобожден от захватчиков спустя неделю. День Казанской иконы Божией Матери - религиозный праздник, посвященный также некоторым победам русского оружия. РФ по Конституции - светское государство, в котором вряд ли уместно вводить новые религиозные праздники в качестве государственных. Для современного россиянина значение этих двух дат несколько неясно и вряд ли может способствовать национальному единению.
Андрей Григорьев, заместитель командующего 6-й воздушной армией ВВС и ПВО:
- Новый праздник я рассматриваю как импульс к подъему патриотизма. Этот день очень нужен для такой многонациональной страны, как Россия, у которой полиэтническая армия. Только в нашей 6-й армии служат представители 15 национальностей. Минин и Пожарский, вставшие во главе второго ополчения, были военачальниками и патриотами. Они объединили под своими знаменами представителей многих национальностей, поэтому мы видим параллели с современностью, наша армия сейчас тоже нуждается в сплочении.
Отец Римонтас, ректор Высшей духовной католической семинарии:
- Никто из почти 100 тысяч католиков, проживающих в нашем Северо-Западном регионе, не воспринял негативно эту дату, хотя, конечно, Днем народного примирения точно так же можно было объявить и освобождение Москвы от войск Наполеона. Мы надеемся, что, выбирая эту дату, никто не хотел обидеть или унизить католиков.
***
Голос улицы
Екатерина Васильевна, пенсионерка, 72 года:
- Раньше я знала, что мы отмечаем. А теперь с этим стремлением избавиться от всего старого, перечеркнуть целую эпоху придумывают все новые и новые поводы для праздников. Они, по моему мнению, не идут в сравнение с прежними.
Михаил Юрьевич, преподаватель, 53 года:
- Не надо менять уже устоявшиеся даты. В стране должны быть праздники с глубокими корнями, даже если они, по мнению современников, не актуальны. Мы должны помнить и уважать поступки наших прадедов, которые боролись за свои идеалы. Неизвестно, как бы сложилась судьба нашего народа без этого пусть и кровавого, но поворотного события - Октябрьской революции.
Аркадий, студент, 19 лет:
- В последнее время праздники меняются так часто, что не уследишь. 7 ноября или 4-е - мне все равно: главное, что выходной не отменили.
Константин, предприниматель, 32 года:
- Может быть, это событие и необходимо возвести в ранг праздника, но точно не на всероссийском уровне. Освободили Москву, вот пускай москвичи и празднуют. А в Питере можно было оставить и 7 ноября. И спор о важности здесь неуместен. Как-никак, наш город тоже долгое время был столицей, но мы же не тычем всех остальных в важные для нас даты.
Наталья, инженер, 43 года:
- В советские времена нас учили всему верить. За последние десять лет появилось много новых фактов, история полностью преобразилась. И понятно, что сейчас многие памятные даты нельзя рассматривать как праздники. У нового поколения должны быть свои праздники.
Андрей Васильев, 42 года, преподаватель:
- В любом случае 4 ноября предпочтительнее вспоминать о народном единстве, чем 7-го. Уж в 1917 году ни о каком единстве речи не было, да и называть, как это было до сих пор, Днем национального примирения день, с которого началась гражданская война, просто кощунство.
Подготовили Александра Заспа и Мария Савченко