Главная идея фестиваля украинской культуры в Сопоте декларировалась просто: Украина и Польша - не просто братья и партнеры, но и самые модные страны в Европе.
Фестиваль украинской культуры в Сопоте по атмосфере и организации напоминает обрядовые в советские времена слеты коллективов художественной самодеятельности. Участники поют и танцуют, как умеют, зрители им дружно аплодируют и подпевают, а также скандируют лозунги и размахивают флагами. Судя по тому, что фестиваль проводится уже в восемнадцатый раз, украинские культурные традиции в Польше достаточно устойчивы. Среди 660 участников лишь 100 непосредственно представляют Украину. Из метрополии организаторы фестиваля, Объединение украинцев в Польше, как правило, приглашают самых популярных исполнителей, правда, те не всегда откликаются на их призыв. Возможно, музыкантов не устраивают гонорары. Фестиваль, чей бюджет составляет 150 тысяч долларов и билет на пять основных концертов которого стоит около 15 евро, явно не принадлежит к коммерческим мероприятиям. Это, в буквальном смысле слова, праздник.
Вот уже третий раз кряду фестиваль проводится в живописном курортном городе Сопоте, где все праздничной атмосфере способствует: и прекрасная концертная площадка на открытом воздухе - Лесная опера, и привлекательное балтийское побережье, и деятельное покровительство местных властей. По сути же, двухдневный танцевально-песенный марафон включает многочисленные выступления самодеятельных коллективов и гала-концерт с продолжительным официозом в духе коммунистических торжеств. Заботу о концепции фестиваля организаторы поручили известному украинскому мастеру помпезных церемониалов и массовых увеселений Василию Вовкуну. Он, приурочив фестиваль к дню Ивана Купала, по традиции, не просто отгрохал масштабное зрелище, но и потешил личное творческое самолюбие, представив фолк-оперу Евгения Станковича "Цвет папоротника" в исполнении Национального хора имени Веревки и в собственной режиссуре. По-видимому, величественность мизансцен и красота костюмов должны были, по мысли постановщика, компенсировать, в общем, не принятое в Европе использование фонограммы, под которую выступали 80 командированных в Польшу хористов (официальным оправданием "фанеры" служило то, что концерт снимало польское телевидение).
Второе отделение гала-концерта носило революционное название "Разом нас багато". Ведущий Евгений Нищук своими нелепыми, а зачастую и просто безграмотными рассказами про Майдан пытался разогреть публику между выступлениями польских и украинских групп. Украина отрядила в Сопот "Танок на майдане Конго" , "Тартак" и "Талиту Кум" , солистка которой Юлия Мищенко, нарядившись в красный берет и алые же перчатки, исполнила одну из песен, размахивая украинским флагом. На этом фоне одетые в дивные аутентичные костюмы аматоры особо выделялись своей искренностью и непретенциозностью. Импровизационные же выступления украинских музыкантов продолжались и в буфете. Куда более просветленная атмосфера царила на состоявшемся в рамках фестиваля в греко-католическом соборе Гданьска концерте церковной музыки. Сопотская же часть программы включала, кроме музыкального марафона, показ фильма "Мамай" , презентацию сборника "Багатолика Україна" , в который вошли интервью с польскими и украинскими историками и интеллектуалами, и творческий вечер поэта Сергея Жадана. Праздник, невольно вызвавший воспоминания о советском детстве, завершился молитвой о счастливой доле Украины.
В финале заключительного гала-концерта Василь Вовкун вышел на сцену со словами: "Я все сказал". Тут режиссер все-таки кокетничает. Сказать что-нибудь дорогое и громогласное ему еще не раз удастся. Вот и на следующий фестиваль украинской культуры в Сопоте он пообещал привезти шедевр советского оперного монументализма - "Богдана Хмельницкого" Константина Данькевича, постановку которого вскоре собирается осуществить в Донецке.