19 июня, на пятидесятый день после Пасхи, православные, греко-католики и некоторые протестанты отмечают большой христианский праздник Пятидесятницы. Праздник двухдневный: воскресенье посвящено прославлению Святой Троицы, а понедельник - так называемому Духову Дню. Хотя Пятидесятницу праздновали и празднуют и сейчас (только в другие дни) также иудеи, христианская сущность ее совершенно иная, особенная. Более того, вера в Троицу отличает христианство от других "родственных" монотеистических религий: иудаизма и ислама. Ибо, как считают богословы, учение о Троице "есть не только основой, но и высшей целью богословия: познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте". Заметим, однако, что большинство христианских теологов считают истинную сущность Троицы непознаваемой человеческим умом (по крайней мере - полностью). Напомним, что учение о Триедином Боге сводится к трем положениям: - Бог троичен, и эта троичность состоит в том, что в Боге слиты три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. - Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но это не три Бога, а единое Божественное существо. - Все три Лица отличаются особыми ипостасными, свойственными только им, свойствами. Для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, христианские теологи, начиная с первых столетий новой веры, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира "сотворенного", "земного", т. е. нашего. Одни, например, считали таким аналогом солнце и исходящие от него свет и тепло; другие - духовную составляющую человека. Так св. Игнатий Брянчанинов писал: "Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образами Отца, Сына и Святого Духа". Но большинство теологов считали и считают, что все эти аналогии - только слабые примитивные приближения к пониманию Троицы. Как написал св. Григорий Богослов, "после многих размышлений заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих истины, и держаться образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях". Другими словами - человеческий ум не имеет достаточно силы, логики и воображения для действительного понимания догмата Троицы. В первые столетия христианской эры учение о Троице стало "для иудеев соблазном, а для эллинов - безумием", как сказал апостол Павел. Потому что все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили христиан либо к иудейским, либо к эллинским заблуждениям: одни растворяли Лица Троицы в единой природе, а другие сводили Троицу к трем неравным (неравноценным) существам. Тогда как, согласно с учением церкви, сущность Божества и отличительные ее свойства одинаково свойственны всем трем ипостасям - Отцу, Сыну и Святому Духу, каждый из которых обладает всей полнотой Божественной сущности и находится в неразрывном с ней единстве. Великий праздник Пятидесятницы - Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на апостолов - является днем рождения Святой Церкви Христовой. В Деяниях апостолов описано, как в 50-й день после Воскресения и в 10-й день после Вознесения Христова, в 9 м часу утра, когда народ собрался в храм (иудейский) для жертвоприношения и молитвы, все ученики Христа собрались в горнице, что на горе Сионской. И внезапно послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра; но ветра не было, а только шум, который наполнил весь дом, где сидели ученики. И появилось множество как бы огненных языков, которые опустились и коснулись голов учеников - так исполнились ученики Духа Святого и начали разговаривать на чужих языках. Та горница на горе Сионской есть первым христианским храмом, от которого пошли все остальные на нашей земле, - их теперь несметное количество. Люди, подошедшие к сионской горнице и услышавшие, что апостолы говорят на разных и чужих языках, с удивлением говорили друг другу: "Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?". А непонимающие языков насмехались и говорили об апостолах: "Они, наверно, пьяные!". Тогда апостол Петр стал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу: "Что вы удивляетесь? И зачем говорите, что мы пьяны? Нет, мы не пьяны. Но на нас сошел Дух Святой. Вы знали Иисуса, посланного от Бога. Он творил между нами великие чудеса, но был распят на кресте. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и ниспослал на нас Дух Святой, как и обещал". Слышавшие спрашивали: "Что же нам делать?" Апостол Петр сказал им: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и тогда вы также получите дар Святого Духа". Слова апостола Петра были очень убедительными, ибо после проповеди тысячи людей уверовали во Христа, крестились, а многие пошли проповедовать Его учение по всему свету. На Троицу после литургии священник читает три особые молитвы, обращенные к Триединому Богу. Храмы и дома на этот праздник украшают цветами и зелеными ветками в честь Духа Божия Животворящего. Но несмотря на все народные обряди и обычаи, Святая Троица - это непостижимый человеческим умом Бог Единый по существу и Троичный в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Это есть великая тайна христианской веры. Однажды Блаженный Августин прогуливался по берегу моря, обдумывая вопросы, связанные со Святой Троицей, о которой он как раз писал богословско-философскую книгу. Вдруг Августин увидел юношу, который, сделав в песке яму, переносил в нее воду из моря ладонями. Августин спросил его: "Что ты делаешь?". Юноша ответил: "Хочу перелить море в эту яму". "Это невозможно!" - вскрикнул изумленный Августин. "Действительно, это невозможно, но я перелью море в яму быстрее, нежели ты своим умом полностью познаешь сущность Святой Троицы". Сказав это, юноша исчез, ибо это был ангел, посланный на землю для вразумления не только блаженного Августина, но и всех людей: он хотел сказать, что, живя на нашей грешной земле, невозможно полностью постигнуть Святую Троицу!