Главная >> 5 >> 31

ИСТОРИИ НЕПОВТОРИМЫЕ КРАСКИ

Утес этот, кто его не знает в Улан-Удэ, да в сущности скалистый обрыв, вот он, на виду, отлично просматривается с Удинского моста. Именно на нем было поставлено зимовье, давшее начало городу, столице Республики Бурятия. Правомерно ожидать какого-то значительного знака, но ничего пока нет, кроме креста на каменной глыбе да мемориальной плиты, на которой выгравировано: "На этом месте в 1666 году был основан г. Улан-Удэ". Обыкновенный деревянный дом, одноэтажный, стоящий здесь, обнесенный забором, не в счет.


ЗДЕСЬ и взял свое начало центр города, значит, Советский район. О нем и рассказ наш, а поводом служит приближающийся День города. А это летний праздник, призванный отметить очередную веху в его развитии, напомнить, какой длинный многотрудный путь пройден с первого колышка. А вместе с тем заявить о реалиях сегодняшнего дня - город-то меняется, перестраивается. Отрицать этот факт никак нельзя.


Как забурлила торговля! Наверное, дореволюционным ярмаркам, о которых всякий раз восторженно пишут краеведы, не сравниться с ее нынешним разгулом. А размах строительства! Сплошь коттеджи, жилые дома разных конфигураций, опять же торговые комплексы. Разве плохо? Все для народа, все для извлечения прибыли.


А машин, машин! То ли еще будет! Посмотрели бы верхнеудинские купцы Курбатовы да Кобылкины, вольно разъезжающие в своих экипажах по просторным по тем временам улицам города! Впали бы в шок, не иначе. Сильно удивились бы верхнеудинские обыватели, взглянув на город. Да не только они, а даже те, при которых город был переименован в Улан-Удэ.Расползается город, занимая все новые и новые пространства, уже не узнать Верхнюю Березовку. Стал неузнаваемым отрезок улицы Ленина, одно время напоминавший огромную пивную. Кто-то не спит, думает о том, чтобы вернуть главной улице старое название. Так и подумаешь, никакой исторической общности - советского народа - не было создано.


Однако остановимся. Хочу призвать горожан, в особенности их молодую часть, веселую, беззаботную, а у молодежи всегда было развито воображение, представить на миг, отставив в сторону банки и бутылки с пивом, картину, отстоящую от нас по времени в триста с лишним лет. Представить себе летний день, сверкающую гладь Уды, по которой плывут струги, большие лодки с парусами. Но они спущены, суда несет быстрая река, не надо даже окунать весла в воду. Того и гляди, либо посадит на мель, либо разобьет о прибрежные камни.


К обрывистому скалистому берегу Уды, с которой начат наш рассказ, пристают казаки. А река полноводна, бурлива, не то, что сегодня, когда вырубили леса. Мощно вливается она в другую, более широкую и раздольную, несущую свои воды в Байкал.


Со стругов сходят бородатые люди, отважные землепроходцы. Путь их труден, опасен, связан с покорением местных племен, сбором с них ясака - пушнины. Служила она валютой, потому в безоглядную даль отправлялись казачьи отряды.


Дальше не буду продолжать. Сколько раз все это писано-переписано. Пусть каждый представит ту картину по мере своей фантазии, образованности, словом, информированности.


Поле для воображения широкое. Представим крутой утес, откуда все видно вокруг. Где-то, может, вдали, а может, вблизи видны бурятские кочевья, стада скота. Оторопелый вид аборигенов при неожиданном появлении невиданных прежде людей. Они доверчивы, дружелюбны, робко приближаются к пришельцам. Но и те не настроены враждебно, конфликтные ситуации с первых встреч им ни к чему.


Трудно сказать, как, каким образом их угораздило приплыть именно сюда. Кто им подсказал, направил? Плыли по рекам, вот и вышли к удобному во всех отношениях месту. Сам выбор пути, выход на место слияния двух рек, на единственно верное направление России на Амур, не перестает удивлять. Задумаемся: ни географических карт, ни каких-либо указаний. Рефреном звучат у меня слова оратории из кинофильма "Сказание о земле Сибирской": "Неведомая, дикая, седая, медведицею белою Сибирь, за Камнем, за Уралом простираясь, звала, звала в неведомую ширь...".


Звала, звала - звучит дивным речитативом. Сначала небольшое рубленое зимовье, поставленное служилыми людьми под командой Гаврилы Ловцова. На скалистом утесе. Лучшего не сыскать для военного форпоста.


Проследим хроникально историю города, фактически Советского района. Сначала Удинское зимовье (1666-1680 гг.), затем Удинский острог (1680-1689 гг.), потом Удинский город (1689-1730 гг.). В 1730-1783 гг. - уже город Верхнеудинск, в 1783-1852 гг. - уездный город Верхнеудинск, впоследствии окружной (1851-1923 гг.). Наконец, столица Бурят-Монгольской АССР (1923-1934 гг.). И 1934 год, когда он переименовывается в Улан-Удэ. С 1958 года - город столица Бурятской АССР и с 27 марта 1992 года - главный город Республики Бурятия.


Даты эти - как этапы становления города. Большая история за ними, его роста и развития, а больше появления на лике земли нового исторического образования - Республики Бурятия.


РАССКАЗ наш - о Советском районе столицы, именно здесь зародился город. Отмечая День города, нельзя не обратиться к нему, как к его историческому центру, более того - административному, культурному, всему иному, куда ведут дороги из двух остальных городских районов города. Как и изо всех остальных в республике.


Историю в два с лишним столетия не изложить на двух-трех страничках. Поэтому приходится быть предельно лаконичным. Остальные примерно сто лет падают на советский период, к нему обратимся в заключительной части публикации.


Город не был губернским, как Иркутск. Уездный всего лишь. Сильно уступал Кяхте в пору расцвета там чайной торговли. Историки, краеведы нередко приукрашивают рост и развитие Верхнеудинска, называя тот период чуть ли не золотым, исходя, безусловно, из лучших побуждений. Конечно, город строился и развивался. Как же иначе? Работали кустарные промыслы - стекольное, лесопильное, кожевенное, салотопенное производства, пивоваренный и винно-водочные заводы. В них преобладал ручной труд. Однако рабочий люд, так сказать, из категории пролетариев, появился в городе с приходом в Верхнеудинск первого поезда, то есть, когда с постройкой Транссиба возникли железнодорожные службы. Конечно, к тому времени несколько расширилась в городе промышленная деятельность.


Каждый век, каждая эпоха несут свои приметы. Видим сегодня следы деревянного зодчества, каждый хозяин строился на свой вкус, каменное, правда, ограниченное, тоже брало разбег. Поднимались церкви как наиболее примечательные в городской культуре. Их было пять, часовен - две. Кроме них синагога и мечеть. Сохранился Одигитриевский собор, который считается одним из красивейших церковных зданий на востоке страны, а также Свято-Троицкая и Свято-Возне-сенская церкви. Дацаны и дуганы открылись только в последнее время.


Торговля как наиболее востребованная отрасль занимала в городе свое преимущественное место. Более того, Верхнеудинск был торговым центром на пересечении путей из Азии в европейскую часть России. Достаточно широкой известностью пользовались ежегодные ярмарки, устраиваемые здесь.


Словом, город рос и развивался, как любой другой, соответственно своему статусу, местоположению, традициям. Не в пример большим городам, был тихим, со всеми признаками провинциализма. Имелись, безусловно, училища, библиотеки, первая из которых появилась в 1881 году. К концу XIX века открыла свои двери городская больница на 50 коек, в которой работали один врач и один фельдшер. В связи со строительством Транссиба появилась больница на железной дороге. Накануне первой мировой войны возник лазарет Красного Креста как подарок царицы Александры Федоровны.


Город не мог обходиться без связи, телеграфа. С XIX века существовали в Верхнеудинске почтовая станция, а затем почтовотелеграфная контора на улице Почтамской. Рядом был дом почтмейстера. На месте театра оперы и балета размещался конный двор почтовых лошадей и кибиток.


Были и театры, правда, всего лишь самодеятельные.


Жизнь текла размеренная, принося свои радости и огорчения. Конечно, население делилось на свои слои и сословия, исходя из имущественного положения, происхождения, культуры. Можно упомянуть о большом пожаре, случившемся 10 июня 1878 года и уничтожившем более чем три четверти застройки города, причем наиболее красивые. Но через 2-3 года верхнеудинцы уже восстановили свои дома.


Любопытны данные по вероисповеданию населения за 1916 года. Православного - 14401 человек, древнеправославного - 169, римско-католического - 401, лютеранского - 86, иудейского - 1385, буддийского - 102, конфуцианского - 109, магометанского - 441.


По данным 1915 года, в городе проживало: русских - 14512, евреев - 1346, поляков - 284, бурятов - 79, китайцев - 107, татар - 433. Далее черкесы, армяне, грузины, литовцы числом, соответственно, 13, 68, 75, 15.


Проживали даже 71 японец, 6 греков, 35 корейцев, 60 эстонцев, 28 латышей и 45 неизвестных.


Любопытен расклад населения по социальному составу. Дворян, чиновников, духовенства - 8 процентов от общего числа, купцов - 5, мещан - 39, крестьян - 8, военных - 33.


Город в основном располагался в границах двух рек и железной дороги, включенного позже в Городской район, затем переименованного в Советский. Как видим, был исключительно интернациональным, большую часть населения составляли мещане. К 1917 году общая численность населения составляла 21,6 тысячи человек, тогда как в 1823 году было 3,3 тысячи. А.П. Чехов, проезжая через наш город на Сахалин в 1890 году, отметил, что Верхнеудинск - премиленький городок. Заметьте, городок. Действительно, с населением в 5,2 тысячи человек.


Настоящее развитие города пошло после Великой Октябрьской социалистической революции. Вот и посудите сами - мог ли дать такой мощный стимул какой-то переворот, произошедший в Петрограде и совершенный кучкой большевиков? По меньшей мере, подобное утверждение несерьезно.


День города ... Помимо всего, он несет важнейшую воспитательную функцию, прежде всего, внушения чувства уважения к своему местожительству. Если и не любви, то хотя бы стремления бережения его. Соблюдения культуры поведения. И тут нам есть что заимствовать из прошлого.