"Раскольник" - терминология полицейского протокола, "сестра" - терминология пусть ссоры, но семейной
14 мая во Львове патриарх Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар объявил, что через два месяца епископы Украины и Польши обнародуют заявление о примирении народов двух стран - а между собой враждовали даже те поляки и украинцы, которые признавали авторитет папы римского. Следующим шагом должно стать примирение поляков и украинцев с русскими. Но здесь к разделению национальному добавляется конфессиональное, противостояние восточной и западной христианских традиций.
Папа Бенедикт XVI, еще в бытность свою кардиналом Ратцингером, навлек на себя гнев некоторых православных России. Он напомнил, что с точки зрения Вселенской церкви все национальные церкви - Русская и Римская, Финская и Американская - сестры, но некоторые сестры бывают отделившиеся, "отделенные". На таком дипломатическом языке блудный сын - "отделенный". "Отделенная сестра" - та, которой не нравится, что все сестры равны, которой хочется быть равнее прочих и которая поэтому ушла из дому.
Позиция папы Ратцингера кажется шагом назад по сравнению со II Ватиканским собором, который назвал православные церкви Востока "сестрами". Но тогда, в 1964 г., и не уточняли, о каком сестринстве идет речь. Просто тех, кого раньше называли раскольниками ("схизматиками"), признали все-таки членами семьи.
"Раскольник" - терминология полицейского протокола, "сестра" - терминология пусть ссоры, но семейной; Московская патриархия так и не признала Римско-католическую церковь - церковью, а ее членов - братьями и сестрами во Христе. В последние 15 лет резко выросло число русских православных, считающих католиков нехристями или даже антихристовыми служителями, и многие епископы Патриархии поощряют такие настроения.
Кто боится единства и равенства, упрекает других в гордости. Самое распространенное обвинение в адрес католиков в сегодняшней России: католики-де подменили Бога и Церковь - папой, который должен быть всего лишь "первым среди равных". Пап обвиняют в том, что они свою "безошибочность" использовали ошибочно, провозгласив новые догматы о Матери Спасителя: что она была зачата "непорочно" (полностью избавлена от греха с первой секунды жизни), а впоследствии телом вознесена на небо.
Католики в ответ на обвинения предпочитают вежливо молчать - сказано и так уже слишком много. Историки отмечают, что многие православные публицисты обвиняют именно своих иерархов - патриарха Константинопольского, патриарха Московского - в склонности к диктатуре, к ущемлению прав других епископов. Опросы показывают, что абсолютное большинство "рядовых" православных относятся к Матери Божией с такой же набожностью, как и католики, видят в празднике Успения именно воспоминание о телесном вознесении Марии.
Правда, несведущие в богословии прихожане считают католиков чужаками, но из-за не теоретических, а практических расхождений: крестятся не в ту сторону и всеми пальцами, во время евхаристии используют пресный хлеб (многие суеверно полагают, что дрожжи делают хлеб "живым"). Многое, в чем русские православные обвиняют католиков, характерно и для большинства православных славянских стран и Америки (посты не так обязательны, службы не так длинны, как в России).
Были времена, когда православные и католики почти не соприкасались друг с другом, когда не было повода обвинять друг друга в "прозелитизме" (переманивании верующих незаконными способами). Были времена, когда католики считали ересью учение об исхождении Духа Святого через Христа (позднее они включили это учение в Символ веры). Были времена, когда папы не претендовали на безошибочность. Но и в те времена христиане Запада и Востока враждовали друг с другом: первый конфликт отмечен в 177г. Означает ли это, что причины конфликта столь глубоки, что преодолеть разделение не удастся? Или, напротив, причины конфликта столь суетны, что коллективное смирение и благодать могут положить ему конец хотя бы и в понтификат Бенедикта XVI? Ответ зависит не от истории, а от выбора ныне живущих людей.