Советская власть с религией боролась азартно. Но не очень изобретательно. Накануне 1923 года московские власти вдруг осенила идея - заменить церковные праздники комсомольскими. Начать решили с Рождества.
Главное действо разворачивалось у Иверской часовни. Гвоздем "комсомольского праздника" было шествие, в котором фигурировали представители всех культов: Будда, Римский Папа, протестантский пастор и православные священники были представлены ряжеными в карикатурных облачениях. "Православные монахи" с бандитскими физиономиями несли "гроб с мощами". Комсомольцы, ясное дело, были не совсем трезвы, но в хорошем настроении и пели разухабистые частушки: Не надо нам раввинов, не надо нам попов. Бей буржуазию, дави всех кулаков!..
С битьем, правда, получилось не очень. У церквей на окраинах Москвы и комсомольцев было поменьше, и милиции. А их пьяные выкрики типа "Буянит в высших кущах безбожниккомсомол" вызвали соответствующую реакцию у прихожан: многим горлопанам намяли бока. Тем временем на площади у Иверской комсомольцы на мотив религиозных песнопений исполнили "акафист Марксу" и "партийные молитвы". Затем нестройные колонны отправились с площади к одному из рабочих клубов, где состоялся "суд над религией".
Сам клуб представлял собой печальное зрелище. В заплеванных и замусоренных комнатах воняло. Большинство пьяненьких участников "антирелигиозного праздника", попав с мороза в теплое помещение, раскисали. Трезвые активисты буквально складывали их в библиотеке...
А потому при разработке плана мероприятий "комсомольской Пасхи" власти сделали для себя выводы и, чтобы не раздражать чувства верующих, решили основные "торжества" перенести в рабочие клубы. Саму же Пасху предполагалось заменить "вечером Коперника". То, что Коперник был ревностным католиком, во внимание не принималось...