Главная >> 5 >> 31

Масленица по-немецки

С рассветом зазвучали барабаны -и многотысячные толпы гостей карнавальной столицы устремились к знаменитому Кельнскому собору, откуда и стартовало шествие. Только по официальным данным, в этот день в карнавале участвовали около полутора миллионов человек!


Слово "карнавал" ассоциируется у нас с Бразилией или с Кубой. Однако старинные карнавальные традиции существуют и в Европе, в основном в странах и регионах с католическим вероисповеданием. Проходят карнавалы и в Германии: в Майнце, Дюссельдорфе, Берлине. Но все они - ничто по сравнению с самым большим и знаменитым кельнским карнавалом. Здесь это действительно "пятое время года".


В Кельн мы приехали ранним утром в "розовый понедельник" - пик карнавальных торжеств. Еще затемно срочно убирают улицы "после вчерашнего" локального празднества. Но большинство окружающих уже в карнавальных костюмах, многие толпятся у киосков, торгующих пользующимися особым спросом разнообразными рогами, яркими разноцветными париками, шутовскими колпаками с бубенчиками и косичками, костюмами Арлекина из цветных лоскутков, шарфами с символикой карнавала-2005 и местной футбольной команды (удивительно похожими на "спартаковские"), недешевыми (в среднем 19 евро), но фирменными "карнавальными орденами" , значками с изображением главных традиционных "членов карнавального правительства" - батрака, девушки и принца.


После долгой ночной дороги заходим на чашку кофе в привокзальный ресторан. С учетом холодной по здешним меркам погоды - минус 3 градуса - доливаем в стаканы собственные запасы из фляжек. За соседним столиком завтракают две молодые миловидные монахини. Однако количество пива, которым они угощаются с утра, наводит на размышления. "А что, сестры, разве не грех употреблять?... " - интересуемся мы. "Не-е! - уверенно отвечают монахини. - Всевышний сегодня там, на небе, тоже празднует с нами!" "Ну, тогда - прост! (Будем здоровы!)" - чокаемся мы флягами с их кружками, уже поняв, что монахини не настоящие, как, впрочем, и весь остальной сегодняшний город.


На карнавал в Кельне смотрят серьезно. Изобилие карнавальных костюмов не случайно - подготовка к празднику традиционно начинается задолго до его приближения, а именно 11-го числа 11-го месяца в 11 часов 11 минут. По наиболее распространенной версии, 11-е считается шутовским числом и как нельзя более подходит для карнавала. За это время с ноября по февраль в городе проходят шутовские заседания, где выбирают исполнителей главных ролей карнавала, его тему, оформление и костюмы, а также исполняют сатирические куплеты и анекдоты - как скабрезные, так и политические. Темой может быть как проблема безработицы, так и отношение к меньшинствам (в том числе и тем, о которых вы подумали). В этом году тема карнавала звучала на кельнском диалекте (который имеет не больше общего с классическим немецким языком, чем, скажем, голландский) как "Kцlle un die


Рдnz us aller Welt" , что означает, "Кельн и дети всего мира".


С рассветом зазвучали барабаны и многотысячные толпы гостей карнавальной столицы устремились к прилегающей к знаменитому Кельнскому собору площади, откуда и стартовало шествие, а также рассредоточились по специальным трибунам, билеты на которые распродавались заранее и стоили от 30 до 76 евро. Только по официальным данным, в этот день в карнавале участвовали около полутора миллионов человек!


Наша трибуна оказалась на улице Глокенгассе 4711, возле того самого здания, где издавна производилась


"кельнская вода" , более известная нам под русифицированным французским названием "одеколон". Соседи по трибуне - коренные кельнцы, выразив восторг по поводу "до чего мы дожили - на наш карнавал уже приезжают из Москвы!" - первым делом объясняют нам, что истинный народный праздник - это здесь, а вот в Дюссельдорфе - просто жалкие потуги тамошних "богатеньких". Дух соперничества между рейнскими карнавальными центрами очень силен, и любой житель Кельна с удовольствием выскажет множество негатива в адрес Майнца или Дюссельдорфа (Берлин тут просто не принимается всерьез).


Впервые Кельнский карнавал упоминается в летописи 5 марта 1341 года, а возрождается в современном виде в 1823 году. Неотъемлемой частью празднества считается местное светлое пиво "Келын" , сортов которого насчитывается за полтора десятка. Однако то ли традиции меняются, то ли холодная погода повлияла - у нас сложилось впечатление, что куда большим спросом пользовались глинтвейн, шампанское и более крепкие напитки, которые "приносят и распивают" все, охотно делясь закуской с соседом...


Тем временем вновь в 11 часов 11 минут начинается движение "парада шутов" - в пешем строю, на автомашинах с прицепами и тракторах, разумеется, празднично оформленных. Все это сильно смахивает на первомайскую демонстрацию советских времен, только более многоцветную и изобилующую политической сатирой на актуальные темы.


Учитывая "детскую" тематику нынешнего карнавала, наиболее часто встречающимися персонажами в оформлении процессии были сказочные дети Хеннесхен и Бэрбельхен (Хансик и Барбарочка, или, если хотите, Ванечка и Варенька), предлагавшие тем или иным способом решать имеющиеся проблемы. О падении рождаемости в шуточной форме рассказывали несколько плакатов и символических фигур, как, например, детские коляски и кроватки, затянутые паутиной. Проблемы воспитания изображались в виде огромных кукол родителей, обедневших из-за потакания требованиям детей.


Одно из главных развлечений праздника - на клич "Алааф!" с карнавальных повозок активно разбрасываются в толпу миллионы конфет, плиток шоколада, упаковок с печеньем, а также букетиков цветов. При этом многие сладости выпускаются специально для карнавала. В некоторых городах, например в Берлине, для ловли этих подарков используют зонты. В Кельне же нам удалось увидеть, как залетевшие на карнизы домов конфеты собирали из окон с помощью... пылесоса.


Чем дальше, тем ярче атмосфера всеобщего праздника. В процессии под карнавальный гимн "Вива Колония" ("Да здравствует Кельн!") проходят конная гвардия, пешие мушкетеры, даже настоящие (!) гунны, поселок которых еще сохранился на окраине города. Наряду с тысячами разнообразных клоунов и чертей мы видим и "папуасские" племена в юбочках из перьев и в кудрявых париках, викингов в мехах и рогатых шлемах, пожарных, гимнастов, на плечах которых стройные девушки на ходу проделывали замысловатые кульбиты.


Почти перед каждой повозкой шел оркестр или барабанщики. А так как расстояние между ними часто бывало минимальным, порой в правое ухо доносилась одна популярная мелодия, а в левое - другая. При этом зрители старались раскачиваться под музыку в такт мелодии, взявшись за руки, - это национальная немецкая традиция "шункельн" (schunkeln), позволяющая почувствовать единство.


Кельнский карнавал - это настоящий праздник костюмов (а не их отсутствия, как в Бразилии) - холодно все-таки, хотя девушки в гольфах время от времени попадаются. Даже те, кому за 60, приходят в карнавальных костюмах, в крайнем случае разрисовав лица в черные, зеленые, красные или желтые тона (что соответствует цветам основных политических партий Германии) или просто украсив щеки изображением герба города. Среди молодежи особой популярностью пользовались девушки в костюмах коров, которых к обоюдному удовольствию охотно трогали за вымя.


По плану карнавальная процессия, или, как здесь говорят, "поезд" пройдет свой более чем семикилометровый маршрут за четыре часа. Но когда мы покидали трибуну в пять часов вечера, процессия все еще продолжалась. Собственно в шествии (без учета зрителей) приняли участие 44 группы "карнавалистов" с 96 повозками, 121 музыкальная группа, 480 лошадей и около 10 тысяч человек.


Заканчивается карнавал в ночь на "пепельную среду" ("ашермиттвох"), когда на улицах полыхают тряпичные чучела, символизирующие зиму и болезни. В среду по традиции народ похмеляется и ест рыбные блюда. Верующим католикам, для которых в этот день начинается великий пост, священники в церквях рисуют на лбу: пеплом крест, чтобы помнили, из чего появились и во что обратятся. А политики, тоже по традиции, в "пепельную среду" принимаются за менее веселые дела - за критику в адрес друг друга. И так - до следующего карнавала.


Кельн