В Америке до сих пор нет главного рождественского фильма, который из года в год пересматривала бы вся страна. Эксперименты по созданию "всенародного" фильма ведутся, но пока не слишком успешно
РОЖДЕСТВО ДЛЯ АМЕРИКАНЦЕВ - ДЕЛО святое. И если простые граждане начинают готовиться к нему с конца ноября, сразу после Дня благодарения, то хитрые заправилы "фабрики грез", будто следуя русской пословице, готовят сани еще летом. Чтобы поспеть аккурат к рождественским праздникам. Еще бы: самые громкие премьеры назначают именно на это время, милое сердцу каждого уважающего себя католика. Но, как это ни странно, в Америке до сих пор нет главного рождественского фильма, который из года в год пересматривала бы вся страна. На какой-то момент зрители поверили в то, что красивая и смешная сказка "Один дома" может стать классикой американского рождественского репертуара, но продюсеры не сумели превозмочь искушение кассой, и история была безнадежно растиражирована. Так что эксперименты по созданию "всенародного" фильма ведутся, но пока не слишком успешно.
В этом смысле нашему зрителю повезло больше. Каждый раз в "карнавальную ночь" страна хохочет, глядя на Игоря Ильинского или на "джентльмена удачи" Евгения Леонова. Или подпевает героям "Иронии судьбы, или С легким паром!". Смотрим, простите за каламбур, и не паримся. К слову, "Ирония" покорила и сердца американских зрителей. Некоторое время назад наш хит был показан по американскому ТВ, после чего янки завалили один из крупнейших киносайтов The Internet Movie Data Base восторженными отзывами одинакового содержания: "Это великое кино" или "Если считаете, что у мрачных русских нет чувства юмора, - посмотрите "S legkim parom!".
Что ж, приходится голливудским режиссерам, как говорится, брать количеством и жанровым разнообразием. В рождественскую неделю на экраны непременно выйдет пара традиционных "святочных" картин в слегка обновленной диккенсовской стилистике - про какого-нибудь бедолагу ребенка, обретшего в Рождество настоящее счастье. В этом году традицию поддержали Роберт Земекис, представивший долгожданную сказку "Полярный экспресс", и Брэд Силберлинг ("Каспер", "Миля лунного света"), экранизировавший бестселлер Лемони Сникета "33 несчастья".
Большой голливудский мастер Земекис ("Назад в будущее 1, 2, 3", "Форрест Гамп") решил освоить компьютерную анимацию. Мультверсия старой-старой сказки Криса Ван Олсберга "Полярный экспресс" про мальчишку, сомневающегося в существовании Сайты и оттого очень несчастного, сделана на компьютере по технологии motion-capture - вся мимика и движения героев "исполнены" живыми актерами. А потому одну из главных ролей в картине исполняет мультяшный Том Хэнкс. Вот только беда - все-таки виртуальный Хэнкс не очень похож на натурального и узнать его можно только по голосу, что для нашего зрителя в дублированном фильме несколько проблематично.
Равно как и сложно распознать в графе Олафе - герое фильма Силберлинга "33 несчастья" - большого комика Джима Керри. Актер загримирован до неузнаваемости, как когда-то в "Гринче, похитителе Рождества". В "33 несчастьях" Керри вновь играет злодея. Только на этот раз не ушастого сказочного мутанта, а корыстного человечишку, мечтающего обобрать своих родственников - рано осиротевших детей Бодлеров: Виолет, Клауса и Солнышко. Впрочем, редкая рождественская история обходится без элемента чудесного, а потому, несмотря на происки хитроумного Олафа - талантливого отравителя и мастера перевоплощений, - эта история непременно закончится хорошо...
Однако в богемной среде отвязных американских фильммейкеров всегда найдется парочка-другая нигилистов и циников, готовых поиронизировать над самым святым днем в календаре. Вот и появляются в репертуаре рядом с сентиментальными сказками злобные бурлески. В этом году над святым насмехался Майк Митчелл в комедии "Пережить Рождество", а в прошлом - Терри Цвигофф, чей весьма нетрадиционный, но очень милый "Плохой Санта", алкоголик и тунеядец, доехал до нас только сейчас.
Правда, несмотря на интригующую завязку (молодой пиарщик оказывается на Рождество в семейке шизофреников, поганящих ему праздник), язвительная комедия Митчелла в итоге заканчивается потрепанным хеппи-эндом. А вот хит Терри Цвигоффа "Плохой Санта" радует нестандартным подходом к теме. На этот самый нигилистский рождественский киноэксперимент могли отважиться лишь шебутные братья Коэны, спродюсировавшие картину, да эксцентричный режиссер Цвигофф.
Американский Дед Мороз примерял множество самых разнообразных масок -от улыбчивого и просветленного лика Фрэнсиса Ксавьера Кросса, героя фильма "Скрудж", до глумливой рожи кровососущего Гремлина. Но хамская гримаса Уилли - героя фильма Цвигоффа - лицо киношного Санты не искажала еще никогда. К тому же до Санты никому не приходило в голову в праздничную ночь орудовать кувалдой при вскрытии особо упрямых сейфов, заниматься изобретательным сексом с очень полными дамами или унижать своего маленького помощника - карлу эльфа. Теперь Святой Клаус может гордиться: в своей киножизни он попробовал все.
Но несмотря на то что "Плохой Санта" - кино экзотическое, если не сказать вызывающее, оно в то же время и весьма жизненное. Ведь далеко не каждый американский гражданин имеет возможность провести светлый праздник в кругу семьи, насладиться покоем и заслуженным отдыхом. Кто-то в Рождество работает, как Уилли, в поте лица вычищая сейфы больших супермаркетов, кто-то напивается в полном одиночестве (снова как Уилли), а кто-то и вовсе шатается по помойкам в поисках объедков. Только вот навряд ли криминальный Дед Мороз Уилли или злобная семья из фильма Митчелла смогут снискать всеобщую популярность. Рождество в США - праздник благовоспитанных, послушных детей, а также их родителей. Средний американец не сможет да и не захочет оценить авангардные прелести язвительных проектов. Подобные картины держат от Рождества на расстоянии в несколько месяцев. "Плохой Санта" стартовал в ноябре 2003-го, а "Пережить Рождество" - так и вовсе в октябре, правда, этого года. На праздники американцам достанутся только "Полярный экспресс" да "33 несчастья". А вот везучий отечественный зритель помимо традиционной "Иронии судьбы" по ТВ сможет увидеть в кинотеатре все эти фильмы в последние две недели до Нового года. Так сказать, подарок под прокатной елкой.
Жаль только, что ежегодные и традиционные американские картины - аттракцион одноразовый: посмотрел и забыл. Так что после невольно задаешься вопросом: "А был ли Санта?"