В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XVI - начала XX веков". Вроде бы иконопись - искусство, более других подчиненное канонам, традициям, но какое разнообразие! Как появилась идея выставки, что подвигло людей собрать уникальные творения русской живописи и представить их городу?
Вот что говорит ученый секретарь музея Наталья Комашко:
- Уже 10 лет в музее работают эксперты по иконописи, и многие коллекционеры приносят в музей свои приобретения, чтобы услышать квалифицированное мнение. Вместе мы решили: хорошо бы собрать наиболее интересные иконы и сделать их доступными широкой публике. Впрочем, такая выставка проводится в Москве не впервые - подобная в этих же стенах была 30 лет назад. Но с тех пор и собиратели, и музей приобрели новые интереснейшие произведения. Вот и получилась выставка, которая позволяет проследить историю русской иконописи начиная с XIV века. Она перекликается еще и с самой первой -1913 года, которая проходила в Третьяковской галерее...
Не все богатые люди тратят деньги на приобретение шедевров искусства. А заполучив шедевры, не все думают о том, чтобы сделать их народным достоянием. Я затронула эту тему в разговоре с Александром Липницким, коллекционером и куратором выставки.
- Классический тип коллекционера в истории русского искусства - человек, который отдавал последнее, а потом безвозмездно передавал свои приобретения государству. Ярчайший тому пример - Павел Дмитриевич Корин, подаривший всю коллекцию Третьяковской галерее. Нынешняя выставка состоялась усилиями коллектива музея, а также Сергея Николаевича Воробьева - коллекционера во втором поколении, Вячеслава Михайловича Мамота, Николая Васильевича Задорожного. Экспозиция отражена в каталоге, созданном сотрудниками музея и коллекционерами на свои деньги, который сам по себе - солидный вклад в дело изучения русской иконы.
- Один из самых интересных экспонатов, - продолжает Наталья Игнатьевна, - Спас Нерукотворный из собрания Владимира Алексеевича Логвиненко. Он из новых собирателей, но в его коллекции представлены очень древние памятники. А вот редчайшая икона шестнадцатого века: пострижение в схиму. Мало где отраженный сюжет. Возможно, это памятник из Покровского монастыря в Суздале. В том монастыре принимали монашество члены царской семьи.
- Но ведь иконы изображают святых. А августейшие монахини, хоть и страдалицы, все-таки к лику святых не причислены.
- Иконы изображают еще и таинства. Вот здесь мы таинство и видим. А вот еще один шедевр. Владелец не захотел называть себя полным именем, представлен буквами И. М. Это новгородская икона "Восхождение пророка Илии". Неожиданная даже для специалистов, впервые увидевших ее на этой выставке.
- Изображение на первый взгляд бытовое. Напоминает иллюстрацию к русским сказкам...
- Просто здесь очень экспрессивный стиль. Этим и отличалось новгородское искусство.
- Все же ощущается юмор в изображении библейских сюжетов... Очень много икон праздничных, изображающих чуть ли не народное гулянье...
- Да, вот новгородская икона XVI века, иллюстрирующая новозаветные тексты, относящиеся к послепасхальному богослужению. Отражены основные праздники после Пасхи.
- Не могу не сказать о строгановской школе иконописи, - ведет меня дальше Наталья Игнатьевна. -Очень тонкий, рафинированный стиль миниатюры, который зародился в конце шестнадцатого века. Даже палехские художники в девятнадцатом веке ориентировались на работы строгановских мастеров. Кстати, этот стиль очень ценили старообрядцы.
- Его ввели в обращение князья Строгановы?
- Нет, царские мастера. В тяжелое Смутное время Строгановы их пригрели, пригласили работать. Кстати, сами они были не князьями, а людьми "подлого" рода, потом стали именитыми, фактическими хозяевами Прикамья, Сибири. Они субсидировали и Ермака. В девятнадцатом веке был сделан вот этот роскошный серебряный позолоченный оклад, чуть-чуть имитирующий древность. Орнамент ориентирован на семнадцатый век и сделан известной московской фирмой Мишуковых.
Мы переходим в другой зал. Здесь организаторы выставки отошли от хронологии, представили вкусы и пристрастия коллекционеров.
- Дело в том, что есть иконы высокопрофессиональные, создававшиеся в городах. А в селах существовали свои артели, у которых были иные эстетические принципы, близкие народному искусству. Иконы очень доходчивы, нарядны и привлекательны. И они украшали деревянные храмы, подверженные превратностям климата. Так вот, народные мастера владели особой технологией. Пример - костромская "Троица".
В одном зале собраны иконы из школы Симона Ушакова. Некоторые не без оснований приписываются самому Ушакову. Этот художник для семнадцатого века равнозначен по авторитету Андрею Рублеву для века пятнадцатого. Но стиль иконописи к тому времени обновился, получил название "живо-подобный". В нем отразилась двуединая природа Христа-богочеловека. В лице ощущается свет, идущий изнутри. Друг Симона Ушакова иконописец Иосиф Владимиров говорил, что нынче пишут темно, темновидно, а надо писать светло, светловидно, живоподобно и румяно. Так что этот стиль отражает идеи времени...
...Иконы в виде скульптур на Руси встречаются нечасто - статуи, изображающие святых, в основном ваяют художники, принадлежащие к католической конфессии. Но и на православной Руси издревле существует великолепная деревянная церковная пластика. Коллекционер Вячеслав Мамот нашел деревянную скульптурную композицию, представляющую 12 апостолов.
- Мало кто собирает церковную деревянную скульптуру, - говорит Наталья Игнатьевна. - Она плохо сохраняется и потому редко встречается. Надо видеть лица персонажей! Не канонически-византийские, скорее всего крестьянские. И какие выразительные!
У наивного, но прекрасного деревянного фрагмента распятия история удивительная. Вячеслав Мамот зашел в деревенскую избу и увидел сидящую на полу девочку, качающую на ручках куклу. Пригляделся: святой образ! Вячеслав Михайлович тут же поехал в город, купил куклу и в избе обменял ее на пластическое изображение распятого Христа.
Описать всю выставку невозможно - остается только восхищаться... К счастью, такая возможность есть еще у всех москвичей: выставка продолжится до 21 ноября.