Главная >> 5 >> 31

Лена и ее солнце

В Геленджике с самого утра светило солнышко. Но настроение у Ленки было так себе - поссорилась с подругой. Поэтому решила рвануть куда-нибудь одна.


- Ну куда ты без меня? Ты ведь ничего не видишь, - хмурилась подруга. Лена повернулась и ушла, не сказав ни слова.


Вечером к санаторию, где отдыхали девушки, подъехал автобус. Из него выпрыгнула Лена, смеясь и болтая с новыми знакомыми. Направилась к подружке, которая целый день не находила себе места.


- Ты где была?! - со слезами на глазах воскликнула подруга, со всех ног бросившись ей навстречу. - Я тебя везде искала.


- На экскурсии в Абрау-Дюрсо, - с гордой улыбкой ответила Лена. - Погуляли, попили шампанского. А что ты так волновалась? Не понимаю.


Не понимала и подружка. С открытым от изумления ртом она смотрела прямо Ленке в глаза. "Как же так, ведь Лена слепая. Как она могла сама купить билет на экскурсию в этот, как его, Абрау-Дюрсо? Совсем не побоялась поехать туда одна. И с ней ничего не случилось".


Самое сокровенное


Это было четыре года назад. Лена ездила на море как одна из лучших учениц Московского государственного специализированного института искусств. За плечами уже были музыкальная школа и Саратовское музучилище, оконченное с красным дипломом. Правда, в Москве первый год Ленка училась на тройки, из-за чего ночами частенько плакала в подушку. Но с третьего курса показала, на что способна: стала одной из лучших учениц. Почему? Наверное, потому, что безумно влюбилась. В пианиста Алешку. Роман был красивым: поцелуи под луной, подарки, мечты о свадьбе. Лена была счастлива. Учеба пошла в гору. Но через два года отношения стали холоднее, Алексей начал выпивать. Лена вовремя поняла, что такой человек ей не нужен. Расставаться было трудно и больно. Если бы не Ленин педагог, заслуженный артист России Юрий Сидоров, который всегда и во всем ее поддерживал, может быть, даже бросила институт.


Но справилась. И сейчас об отношениях с Алексеем Лена вспоминает как о самых счастливых днях в ее жизни. Хотя говорить об этом не очень любит.


- У каждого человека должна быть своя шкатулка, своя сокровищница, - говорит Лена. - У меня там самое сокровенное. И история с Алешкой тоже там.


В институте Лена отличалась не только пятерками в зачетке, но и репутацией бесшабашной девчонки. Однажды даже пила коньяк с ректором.


В один прекрасный день преподаватели и студенты нашли в своих сумочках кассеты с надписью "Студенческий фольклор". Послушали. В стихотворной форме на пленке веселым девичьим голоском высмеивалось все плохое, что в них было. Голос, конечно же, был Ленин. Сочиняла тоже она, с подружкой.


Шутка понравилась далеко не всем. Ректор вызвал Лену к себе. В лучшем случае ей грозил строгий выговор, в худшем - отчисление. Что делать? Но Лена привыкла выпутываться из всех передряг сама. Купила бутылку коньяка и оправилась к ректору домой, благо его дочь с ней дружила. Выпить Лена предложила за ее компакт-диск "Звездопад", который вот-вот должен был выйти. Так дело было улажено, а через два месяца Лена получила красный диплом.


Москва заворожила ее и не отпускала. Бешеный ритм жизни столицы, который так пугает многих, нравился Лене. Саратов казался скучным. Но мама сказала свое твердое слово, и в 2002 году дочка вернулась домой.


Белая ворона


Тридцать лет назад, когда Лена родилась, врачи поставили ей страшный диагноз: атрофия глазного нерва. Это означало, что девочка родилась слепой. Для родителей это, конечно, был шок.


- У нас никого в семье с такими проблемами не было, - рассказывает мама Лены Майя Александровна. - Поэтому было очень тяжело. Нет, у меня даже в мыслях не было, чтобы оставить ребенка! Нас с мужем это только сплотило.


Долгое время Майя Александровна не оставляла надежды вернуть дочке зрение. Но врачи сказали, что трогать глаза ни в коем случае нельзя. Лена могла различать тени - хоть это нужно было сохранить.


С детства она обожала музыкальные игрушки. А потом стала потихонечку играть на пианино - учила сестра, окончившая музыкальную школу. Когда Лене исполнилось


4 года, все поняли - у нее потрясающий слух. А в 10 лет на день рождения родители подарили дочери аккордеон, истратив огромные по тем временам деньги - 360 рублей. С тех пор она с ним не расстается.


Но трудностей на ее пути было очень много. В училище ее поначалу брать вообще не хотели. Однокурсники встретили холодно. Смотрели на нее как на белую ворону. Первое время Лена ходила на лекции с мамой. Училась девушка хорошо, поэтому вскоре непутевые студенты стали просить ее о помощи. "Белая ворона" никому никогда не отказывала. Началась интересная жизнь: концерты, КВН, праздники, появились друзья.


Когда Лена вернулась из столицы, было ей ой как непросто. Чтобы играть профессионально, аккордеон нужно было усовершенствовать, стоило это 1500 долларов. Где взять такие деньги? Помогли родители, брат и добрые люди. Инструмент был готов, и Лена отправилась на поиски работы. Обращалась в ДК, в филармонию, но везде ей отказывали - все по той же причине. Тогда позвонила в общество инвалидов, и ей предложили работу концертмейстера в мужском вокальном ансамбле "Душа ветеранов". Коллектив из десяти ветеранов Великой Отечественной войны и труда очень тепло ее встретил. А из Елены Анатольевны она быстро превратилась в Леночку.


- Бывает, конечно, и зарычу на них, и поругаюсь. Не всегда они молодую женщину послушают, - говорит Лена. - Но долго сердиться не могу, люблю я их.


А тут как раз образовался клуб инвалидов, и Лена взяла его в свои хрупкие руки. Каждый месяц люди с ограниченными возможностями встречаются, проводят различные мероприятия, экскурсии. Лена ходила с ними на Кумысную поляну, на место приземления Гагарина, на выставку "Три века русского искусства".


- Лена, а как вы-то решились пойти на эту выставку?


- Очень просто. Вы не думайте, что я сходила туда и ничего не увидела. Мне, например, очень понравилась картина Репина "Бурлаки на Волге". С помощью экскурсовода и ребят я действительно увидела эту картину. Хорошо представляю себе измученных, оборванных мужиков, которые тянут за собой под знойным солнцем огромную баржу.


Работа эта бесплатная и держится только на Ленином энтузиазме, которого у нее хоть отбавляй.


- Просто хочется помочь ребятам, расшевелить их. Ведь многие сидят дома в состоянии депрессии, - рассказывает Лена. - Сейчас в клуб постоянно ходят уже 20 человек, некоторые появляются время от времени. Но все довольны и с нетерпением ждут встреч.


Женева глазами мамы


"Это был подарок судьбы", - так говорит Лена, когда вспоминает конкурс "Филантроп" и свою поездку в Женеву. Об участии в этом конкурсе Лена мечтала давно. И вот в ноябре прошлого года решила попытать счастья. В последний день подачи документов отослала заявку и свой компакт-диск, а чуть позже видеозапись сольной программы. Была у нее мысль, что, возможно, улыбнется удача и она получит третью премию. Мечтать о второй было нереально: 1280 участников из 13 стран мира - это вам не шутки.


29 марта она позвонила организаторам.


- Кто вы такая? - раздался голос на другом конце провода.


- Елена Анатольевна Вожегова, аккордеонистка.


- Поздравляем! Вы лауреат второй премии. У вас есть загранпаспорт?


- Да...


У Лены закружилась голова. Она не могла поверить такому счастью. Но тогда ей не сказали, зачем нужен загранпаспорт. О том, что в подарок она получила поездку в Женеву, Лена узнала только через неделю, когда пришло официальное письмо. Но вскоре раздался телефонный звонок из Москвы: "Мы не можем найти 48 тысяч на вашу поездку в Женеву".


Сдаваться было рано. Очень помогла председатель комиссии по защите прав инвалидов Общественной палаты Саратовской области, председатель Кировского общества инвалидов Татьяна Кочетова. Вместе с Леной они звонили куда только можно и наконец добились результата! Мечта сбылась.


В стране сыра и самых точных часов Лене очень понравилось. Конечно, почти все Лена видела глазами мамы, которая поехала с ней.


Про Женеву Лена рассказывает так, будто видела все сама:


- Больше всего мне понравился кафедральный собор. Он такой красивый.


- Лена, но откуда вы знаете, какой он красивый?


- Я не знаю, я чувствую. Туда заходишь и оказываешься в совершенно другом мире. Величественность, монументальность католического собора сразу охватывает тебя. Конечно, мама мне его описывала. Я потрогала там разные статуэтки, хотя этого делать нельзя. Но никто не заметил.


В Швейцарии Лена не упустила возможности проявить свой талант. В женевском переходе они встретили музыкантов: один играл на гитаре, другой на аккордеоне.


- Руссо туристо, Москва, консерватория, аккордеон, - подошла к ним Лена.


Музыканты сразу же дали ей инструмент и попросили сыграть русский вальс. Такой виртуозной игры от Лены они не ожидали. Кстати, это был единственный случай, когда Лена играла в переходе. Хотя в Москве многие студенты так подрабатывают.


- Там отношение к нам совсем иное, - вспоминает Лена, - стоило мне только трость поднять, когда я собиралась переходить дорогу, как все движение замирало. А у нас по улице ходить страшно.


Такая же, как все


Есть у Лены еще одна слабость, ради которой она готова была бы отказаться даже от Швейцарии. Это море. Четыре года назад Лене уже удалось там побывать. Теперь тянет неумолимо. Даже любимый запах духов - запах свежести моря.


- Когда я плаваю, оно мне напоминает мужчину, ласкового, нежного. Даже в шторм море со мной ласково. Может быть, оно просто меня любит.


Вообще, Лена обожает плавать. Еще в детстве папа научил. Однажды даже заняла призовое место на спартакиаде. А еще Лена вяжет и прекрасно готовит, в основном салаты, рецепты которых придумывает сама. Во всем всегда самостоятельна. Сама приготовила нам чай с десертом из мороженого и клубники, пока мы беседовали с ее мамой. Даже на остановку встречать меня пришла.


- Лена, да что вы, я сама найду. Только скажите мне адрес, - говорила я накануне по телефону.


- Зачем? Я вас встречу. Остановка "Жилой массив", не опаздывайте.


Лена сама себя инвалидом не считает. Она такая же, как и все. И живет так же, как все. И делает все то же, что и другие.


- Я никогда в жизни не пожалела, что ее родила. И не пожалею, - говорит Ленина мама. - Я очень счастлива, что у меня такая дочка.


Лена тоже мечтает о дочке, о любящем муже, о крепкой семье. Как и любая женщина. Причем, как она говорит, если влюбляется в кого, то по уши. Когда я уходила, Майя Александровна подарила мне комнатный цветок - на счастье. Теперь он стоит у меня на окошке и напоминает Лену. Он в маленьком тесном горшочке и тянется к солнцу и почти не перестает цвести.