Мусульманский платочек (хиджаб) угрожает Пятой Республике. Угрожает настолько, что президент Франции произнес в Елисейском дворце программную речь "Светскость как основополагающий принцип Республики" (см. "День" от 13 января этого года). Почему светскости Республики не угрожает "крест больших размеров" или "кипа", которые вместе с хиджабом (политкорректность!) запрещены школьникам государственных учебных заведений? (Интересно, видел ли кто-нибудь где-нибудь школьников с "крестами больших размеров"? А вот студентки в платочках - не редкость даже в Харькове). Потому что за хиджабом - вера; за крестом, даже больших размеров, - веры нередко очень мало.
"Именно ясности и четкости веры не хватает сегодня подавляющему большинству европейцев..., чья былая вера как бы растворилась в созданной ими цивилизации; я хочу этим сказать, что энергия веры породила тот материальный мир, в котором живут европейцы, зато вот самой веры осталось гораздо меньше, чем она того заслуживает... Когда нынешние европейцы зовут мусульман "фанатиками", они тем самым показывают, что забыли некогда им хорошо известное: а именно, что Бог требует человека всего... Общаться с Богом "по воскресеньям", забывая о Нем в остальные дни недели (как поступает большинство), - значит проявлять двуличие..., которое идет от Ренессанса и которое выражено в известной формуле "И Мадонна, и Нана" (Ю. Каграманов. Мировой юг бросает вызов. - Ветер истории подул в паруса ислама. "Новый мир", 1997, N10).
В этом лицемерии мы - впереди Европы всей: там общаются с Богом хотя бы "по воскресеньям", у нас - разве что в большие праздники, да и назвать это общением со Всевышним язык не поворачивается: то святой водички принести, то яблочек посвятить, а там мак повеять (многие ли из православных знают, что Иуда Маккавей (Молотобоец) освободил иудеев от селевкидского рабства и никакого отношения к украинскому маку не имеет?) Или же под бдительным оком телекамеры в храм Божий пожаловать - согласно плотному графику "мероприятий". Не волнуйтесь, товарищи научные атеисты: нет у нас религии, и сращиваться государству не с чем. Церквей же, наоборот, у нас много (уникальное украинское многоконфесиональное христианство), следовательно, и с этой стороны "сращивание" (по византийско-московскому образцу) становится невозможным.
В речи президента Франции заслуживают внимания два тезиса:
1. "Сегодня первоочередную важность имеет более широкое изучение в школе содержания различных религий" (напомню, что в этом учебном году в нашей высшей школе ликвидирована нормативная дисциплина "религиеведение" - наверное, преследуется цель отделить как можно больше религий от государства).
2. "Будет проведена подготовка французских имамов и утвердится ислам с французской культурной традицией".
На язык украинских реалий последний тезис переводится так: "Должно утвердиться православие с украинской культурной традицией". Пусть даже с зарубежным главой. Это значит, что во время служб Божьих вспоминая, например, христолюбивое украинское воинство, священники будут поминать героев Конотопской битвы и мучеников Крут, а переходя к благословениям и проклятиям, будут благословлять гетмана Мазепу и подвергать анафеме Петра с Екатериной. В полном соответствии со строками нашего Пророка:
"Це той первий,
що розпинав
Нашу Україну
А вторая доконала
Вдову сиротину
Кати! Кати! Людоїди!"
Боже великий, єдиний, нам Україну збережи!
А господину Шираку пожелаем успехов в деле "францизации" имамов. Может, французский опыт поможет украинизации украинского общества?