— Каковы основные условия, которые необходимо соблюсти после рождения младенца, и связанные с ними мероприятия?
— Рождение ребенка — одно из наиболее значительных событий в жизни семьи. Вместе с радостью появления на свет нового человека на родителей ложится и ответственность перед Всевышним, связанная с уходом за ним и его воспитанием. В исламе четко оговорены положения, регламентирующие действия родителей и их родных в связи с рождением в семье ребенка. Этих положений следует придерживаться для того, чтобы с самого рождения он и родители его находились под благотворным воздействием исламской традиции.
1. Поздравления и распространение радостной вести.
Мусульманину желательно сообщить всем своим родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет между людьми узы дружбы и родства, способствует единению в радости, подчеркивает сопричастность каждого радостному и счастливому событию.
Священный Коран неоднократно говорит о необходимости и важности распространения радостной вести о появлении на свет младенца. Так, Всевышний повествует о благовещении от пророка Закарии (мир ему): «И позвали его ангелы, когда совершал он, стоя в михрабе, молитву: «Всевышний Бог посылает тебе радостную весть о (рождении) Яхьи!» (Св. Коран, 3:39); «О Закария! Поистине мы извещаем тебя благой вестью (у тебя будет) ребенок, имя которого Яхья. Мы никого прежде не нарекали подобным именем» (Св. Коран, 119:7).
Отца новорожденного можно поздравляв следующими словами: «Пусть проявит Всевышний милость Свою к тому, кто дарован тебе. Поблагодари Того, Кто одарил тебя им. Пусть твой ребенок достигнет полной зрелости, и будь ты наделен его покорностью и любовью».На эти слова отцу ребенка желательно ответить: «Да проявит к тебе Аллах Свое благословение» (или «Пусть приумножит Всевышний твое вознаграждение»),
2. Чтение азана и икамата. Согласно сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), сразу после рождения ребенка в его правое ухо следует прочесть азан, а в левое — можно прочитать икамат. Абу Рафи сказал: «Я видел, как пророк, после того как Фатыма родила Хусейна, прочитал в его уши азан. Аль-Байхакы передал ха-дис: «Джинн Уммус-сибъян не нанесет вреда новорожденному, если отец прочтет в правое ухо ребенка азан, а в левое — икамат». Хадис от Ибн Аббаса: Пророк в день рождения Аль-Хасана Ибн Али (сына Али, внука пророка) прочел азан в его (правое) ухо, а икамат — в левое.
Данное условие очень важно, ибо божественные слова должны быть первыми, что донесутся до слуха младенца. Именно они символизируют величие Всевышнего Творца, содержат основную формулу Единобожия, признание которой делает человека мусульманином. Начиная с этого момента, на протяжении всей последующей жизни слова азана и икамата должны сопровождать ребенка, помогая ему и освещая его путь.
Эти сакральные формулы являются также формулами мусульманского экзорсизма: согласно мусульманской традиции, звуками азана изгоняется Сатана, с нетерпением ожидающий появления на свет каждого нового человека с целью отрицательного воздействия на него.
Слова Единобожия и покорности Творцу должны сопровождать человека в жизни уже с первых глотков воздуха на этой земле.
Также рекомендуется произнесение в правое ухо ребенка молитвы, произнесенной матерью Марией (будущей матери пророка Иисуса, мир ему) при ее рождении: «Поистине я прошу у Тебя защиты для нее (Марии) и ее потомства (Иисуса) от проклятого Сатаны».
Известно также, что пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) произнес в правое ухо одного новорожденного младенца суру «аль-Ихляс».
3. Подготовка младенца к принятию материнской груди.
Следуя хадису, рекомендуется положить в рот новорожденному тщательно прожеванный финик. Делается это следующим образом. Финик тщательно прожевывается (например, матерью младенца), после чего пальцем берется его небольшая часть и кладется в рот новорожденному. Затем легкими движениями пальца вправо и влево массируется полость рта так, чтобы прожеванная масса коснулась всей ротовой полости. При отсутствии финика можно использовать любой сладкий фрукт.
Смысл рекомендации сводится к тому, что данное действие укрепляет мышцы полости рта, способствует к подготовке ребенка к принятию материнской груди и сосанию молока наилучшим образом.
Анас Ибн Малик рассказывает: «Вместе с новорожденным ребенком Абу Талха я отправился к посланнику Всевышнего. Он спросил: «Есть ли у тебя финики?». Я ответил: «Да». И дал ему их. Пророк взял, прожевал и после, вынув прожеванное, положил в ротик младенца и сделал легкий массаж полости рта. Пророк нарек его Абдуллой».
4. Бритье головы младенца.
По истечении семи дней после рождения ребенка, согласно сунне пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), желательно побрить голову ребенка и раздать в качестве подаяния серебро или золото, вес которого равен весу сбритых волос.
Так Фатима (да будет доволен ею Аллах) взвесила волосы Хасана и Хусейна и в качестве подаяния выплатила серебро, равное весу этих волос.
От имама Али (да будет доволен им Аллах) передается, что «посланник Аллаха принес в жертву барана после рождения Хусейна и сказал: «О, Фатима, постриги его голову и дай в качестве подаяния серебро, вес которого равен весу его волос». Когда она взвесила, их вес был равен одному дирхаму или какой-то части дирхама».
5. Имянаречение.
В исламе уделяется большое внимание выбору имени для младенца. От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует): » (Рождение) каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного (каждый ребенок является заложником жертвенного животного). Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова. Из хадиса ясно, что имя
может даваться на седьмой день с момента рождения ребенка.
Одним из вопросов, требующих особого внимания со стороны родителей, является правильный выбор имени для новорожденного. Посланник Аллаха сказал: «Поистине в день Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!». Пророк так же сказал: «Поистине самые любимые имена для господа — Абдулла (слуга Господа) и Абдур-Рахман (слуга Милостивого)».
Следует отметить, что к предпочтительным относятся все те мужские имена, в которых присутствует слово «абд» (слуга Господа) в сочетании с одним из прекрасных имен Всевышнего: Абдур-Раззак (слуга Дающего пропитание), Абдуль-Малик (слуга Владыки).
Предпочтительно также наречение детей именами пророков и ангелов. Имя последнего посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и при-вествует) особенно чтимо. Пророк Мухаммад сказал: «Нарекайте детей своих именами пророков». «Нарекайте моим именем, но не давайте моего прозвища Абулькасым», т. е. «отец Касыма». Касым — один из сыновей пророка, -У арабов есть традиция уважительного обращения к собеседнику по имени сына, т. е. в данном случае «Абу Касым» — отец Касыма. Имам Малик говорил: «Я слышал от жителей Медины, что каждый дом, где есть имя Мухаммад, наделен особым уделом».
Важно помнить, что человек, на которого возложена ответственность за ребенка, должен позаботиться и о том, чтобы ему не дали имени, которое задевает его достоинство и может оказаться поводом для насмешек и издевательств.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) менял скверные, плохие имена. Дочь сподвижника пророка Умара именовалась Асия (непокорная, непослушная), а пророк назвал ее Джамиля (красивая).
Запрещено давать имена, присущие только Всевышнему Творцу, например Ахад (единственный), Халик (творящий) и т. д. Пророк Мухаммед (мир ему) сказал: «В судный день сильнее всего вызовет гнев Всевышнего тот человек, который назван именем Мали-куль-Ахляк (владыка всех владений). Нет владыки, кроме Всевышнего Господа».
Нельзя нарекать именами, в которых подчеркивается покорность кому-либо или чему-либо, кроме Всевышнего, например, Абдуль-Кяаба (раб Каабы), Абдун-наби (раб пророка), Абдур-расуль (раб Посланника).
Можно давать и более одного имени возможно, но лучше, как сделал это пророк Мухаммад, ограничиться одним.
6. Жертвоприношение по случаю рождения ребенка.
В знак благодарности Господу за рождение ребенка желательно, если есть на то материальная возможность, принести в жертву барана. Как упоминается в хадисе, жертву лучше принести на седьмой день с момента рождения ребенка. Если такой возможности, то в другой день.
Салман Ибн Амир Ад-Дабби говорил: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С ребенка - «аль-акыка». Так принесите за него жертвенное животное, (тем самым) удалите от него вред и боль». Еще Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Рождение каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного. Каждый ребенок является заложником жертвенного животного. Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова». Понятие Акыка — имеет два смысла:
1. Волосы сбриваемые с головы младенца.
2. Животное, приносимое в жертву в честь рождения ребенка.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что пророк сказал: «За мальчика — два равных барана, а за девочку - один баран». Таким образом, при рождении девочки надо заколоть одного барана, а при рождении мальчика, в зависимости от материального положения отца, в жертву приносится один или два барана.
Большинство ученых исламского права считает, что принсение в жертву животного по случаю рождения ребенка является для его отца желательной сунной, но не является обязательным.
Общие положения, касающиеся жертвенного животного:
разрешается приносить в жертву животное, по своим характеристикам соответствующее тому, что приносится в жертву на праздник Курбан-Байрам. Оно должно быть без явных пороков. К примеру, нельзя приносить в жертву одноглазое или слепое животное, явно хромое или очень тощее;
нежелательно разбивать кости принесенного в жертву животного, а предпочтительно отрезать каждую кость в месте сочленения суставов. Данное утверждение подкреплено словами пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), сказанными дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах), когда она принесла жертву по случаю Хасана и Хусейна: «Отправьте женщине, принимавшей роды, ногу жертвенного животного. Ешьте (это мясо) и кормите (им) других, и не ломайте кости этого животного»;
мясо «аль-акыка» распределяется следующим образом: часть используется теми, кто принес животное в жертву, т. е. родителями ребенка. Часть раздается в качестве подаяния, а оставшаяся дарится близким;
мясо жертвенного животного по случаю Курбан-Байрама раздается бедным и нуждающимся в сыром виде, из мяса же «аль-акыка» желательно готовить угощения в варенном виде. Приготовьте также различные сладости и приглашайте родственников, соседей, бедняков;
следуя хадису, приносите в жертву животное — аль-акыка «аль-акыка «на имя новорожденного ребенка. При этом закалывающий животное говорит: «С именем Аллаха. О Всевышний, Тебе (принадлежит) и к Тебе (возвращается) акыка (имя ребенка)».
7. Обрезание.
Предпочтительно, чтобы данная сунна была соблюдена в первые дни после его рождения. Обряд обрезания должен быть выполнен до достижения ребенкам совершеннолетия. Так, хадис от Джабира гласит: «Посланник Аллаха принес в жертву животное от имени Хасана и Хусейна и совершил им обряд обрезания на седьмой день с момента их рождения».
Существует большое количество хадисов, в которых говорится об обрезании.
На ваши вопросы отвечает Ахмед КАМИЛОВ, выпускник факультета права Международной исламской академии Аль-Азхар (Египет). Присылайте ваши вопросы, касающиеся ислама, в адрес редакции: Махачкала, пер. Умаханова, 12. Либо можете задать их по телефону 67-84-02.