Главная >> 5 >> 30

Древний земледельческий праздник народов Дагестана

В глубокую древность уходит история земледельческого праздника, с которым связано наступление Нового года.


Дагестанские горцы издревле занимались земледелием. Самые древние земледельческие орудия, которые были обнаружены археологами на территории Дагестана, датируются периодом неолита. Академик Н.И.Вавилов относил Дагестан к числу важнейших и древнейших очагов окультуривания злаков, а горный Дагестан считал еще и одним из мировых центров террасного земледелия.


Несколько тысячелетий назад, едва ли не на заре земледелия, сформировались у древних народов Дагестана магические приемы, призванные будто бы содействовать успеху земледельческого труда. Развитые же аграрные культы как особая форма религии сложились значительно позднее.


Обряды аграрных культов четко делятся на циклы, связанные с сельскохозяйственными работами. Из обрядов весеннего цикла у дагестанских народов наиболее ярким и значительным был праздник сохи и плуга.


Этот праздник был известен всем народам Дагестана. Он подробно описан в работах Г.Ф.Чурсина, А.Г.Булатовой и др.


Обряд, уходящий корнями в древний Шумер, затем в Вавилонию, со временем трансформируясь, но, сохраняя основные черты, распространился по всему Средиземноморью.


Персы назвали этот праздник Новруз-байрам. От них его переняли арабы, азербайджанцы, дагестанские и другие народы. Народы Дагестана отмечают его, как и в Древнем Вавилоне, в день весеннего равноденствия, которое по григорианскому календарю приходится на 21 - 22 марта.


Как же совершался этот обряд прежде? Уважаемые старики аула собирались на совет и устанавливали день праздника. Готовился весь аул: мужчины налаживали сельскохозяйственный инвентарь, женщины пекли хлеб, а также разнообразную еду. В день праздника жители аула, нарядно одетые, взяв кушанья, шли в поле. Самый опытный землепашец вспахивал небольшой участок и начинал его засевать. В лукошко насыпали зерно вместе с варенными яйцами, выкрашенными в желтый цвет (цвет зерна), и сеятель разбрасывал их в полосе, приговаривая, чтоб каждое зернышко уродилось с яйцо. Затем все участники собирались вместе и угощали друг друга. Потом проводили скачки на лошадях, а также выполнялись магические обряды, призванные предотвратить засуху: девушки поливали засеянные участки водой, обливая порой и всех присутствующих. Земледельческий праздник сопровождался веселыми представлениями - импровизациями, спортивными играми, во время которых можно было помериться силой, сноровкой, удалью. Это превращало


праздник сохи и плуга в яркий весенний спектакль с большим числом действующих лиц. Такие праздники были значительными событиями в жизни дагестанского аула и пользовались большой популярностью. Вокруг этого и других подобных праздников сложилась у каждого народа своеобразная поэзия и календарная обрядность.


Песни о первых весенних цветах пелись во всех аулах народов Дагестана, Закавказья, Северного Кавказа, Средней и Передней Азии. Они порождались сходными трудовыми условиями, одинаковым отношением к земледельческому труду.


В древнем празднике пробуждающейся весны отразились, естественно, и предрассудки, наивная вера в магическую силу обрядов, например, в то, что, имитируя брызганьем воды дождь, можно вызвать столь нужную земледельцу "небесную влагу". Обычай обрызгивать друг друга водой был распространен повсеместно на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке. Однако основу этого и других народных праздников составлял труд и представления о трудовых условиях в разные сезоны года. Много позднее мусульманские религиозные служители, безуспешно пытавшиеся сначала отметить эти "языческие" праздники, стали вносить в обрядность некие религиозные моменты. Обычаи и обряды были установлены в глубокой древности, но правители, учитывая прочность народных традиций, поддерживали их и старались использовать праздник для укрепления своего авторитета, славы о себе как о "справедливых правителях". Показательно, что и это мало удавалось религиозным служителям: народы бережно хранили внерелигиозный характер праздников, дошедших до них по наследству от дедов и прадедов.


В день Навруза принято прощать старые обиды, вспоминать только о хорошем и надеяться на лучшее.


Изучение происхождения праздника открывает новые пути в понимании этногенеза и этнической истории дагестанских народов, их связей с внешним миром.


***


фото: