Минувшей осенью в Доме журналиста выступала цыганская семья Жемчужных - Земфира, Михаил, Ольга и Земфира-младшая. Это был не совсем обычный концерт цыганских песен и романсов, хотя, представляя свой "Театр музыки и романса", выступали они все восхитительно. Но героиней вечера все же была родоначальница этой знаменитой династии, звезда цыганского искусства XX века Раиса Жемчужная. Ее уникальный голос впервые звучал с СD-диска, в который вошли отреставрированные записи с граммофонных пластинок из семейного архива, а хорошо знавший певицу известный историк советской эстрады Глеб Скороходов рассказывал о ее творчестве.
Раиса Жемчужная - эпоха в истории советской эстрады. Королева романса родилась в Крыму в 1918 году в знатной семье мусульманских цыган - цыганкрымов . Семья принадлежала к княжескому роду, это были цыганские аристократы, которые давно уже не вели кочевую жизнь. Раиса закончила балетное училище в Симферополе, мечтала о карьере классической балерины. Но цыганская судьба предначертала другое.
Однажды 18-летняя Раиса пришла на концерт московских артистов. Один юный цыган - Михаил Жемчужный - поразил воображение красавицы. Он происходил из осевших в Москве русских цыган. В 12 лет паренек уже был профессиональным артистом - прекрасным танцором при Госцирке. В Крыму проходили первые его гастроли. Раиса влюбилась по уши, хотя ее возлюбленному только что сравнялось 13. Она не только добилась взаимности, но и настояла на венчании. Правда, пришлось сменить веру - ислам на православие.
Так сложился замечательный дуэт, ведь Раиса не только танцевала, но и прекрасно пела. Они решили выступать вместе, переехав в Москву к родне мужа. А первым ее педагогом по вокалу стала знаменитая певица Ирма Яунзем. Она и выявила уникальность дарования Раисы Жемчужной, необычные для цыганского голоса краски. Певицу так и называли: "цыганское бельканто". В то время все стремились к салонному исполнению, традиция которого шла от низкого грудного голоса Вари Паниной. А у Раисы был звонкий, яркий голос - мощное сопрано. После ее пения публика просто неистовствовала, хотя у нее и не было пресловутого "надрыва", присущего исполнительницам цыганского романса. Она без микрофона брала в плен громадные залы. Именно ее манера вошла в моду, ей стали подражать. Михаил, бросив карьеру танцора, стал ее аккомпаниатором, а потом и импресарио. С ними работали такие замечательные музыканты, как пианист Давид Ашкенази, гитаристы Сергей Орехов и Георгий Воронцов. Ансамбль объездил весь Советский Союз. В репертуаре были в основном народные цыганские песни и романсы. Но в афише всегда писали: "исполнительница советских песен", а уже после - романсов.
Романс не очень-то приветствовался, особенно цыганский, эту музыку стали зажимать и даже запрещали исполнять в концертных залах. "Цыганщину" пролетарские критики честили на каждом углу. Слишком вольнолюбивыми были цыгане, даже на сцене. Слишком свободно выражали чувства...
Но Раиса Жемчужная была так популярна, что перекрыть ей кислород не удавалось никому. После войны ее стали приглашать и на правительственные концерты - вместе с другими выдающимися мастерами искусств. Приходилось петь и идеологически выдержанные произведения. Но делала это так талантливо и задушевно, что люди рыдали, слушая в ее исполнении, например, "Песню о Сталине" на цыганском языке. (Ее внук, прекрасный певец Миша Жемчужный, о котором рассказ ниже, пропел мне ее фрагмент. Очень душевно.)
До 1965 года творческая жизнь певицы протекала насыщенно и интересно. В старом альбоме, хранящемся в семье Жемчужных, собраны фотографии, афиши, грамоты, газетные рецензии. Есть там и такой интересный документ: "В г. Челябинске проведено артисткой Мосгосэстрады Раисой Жемчужной девять концертов. Концерты проходили во дворцах культуры Тракторного завода, металлургов, угольщиков, строителей, а также в концертном зале филармонии. Концерты прошли с успехом, как творчески, так и материально. Дирекция Челябинской филармонии просит Мосгосэстраду вынести благодарность артистке Раисе Жемчужной за ее хорошую творческую работу". Подобных отзывов множество. Даже по фотографиям можно судить, как тепло ее принимали слушатели - от колхозников на полевом стане до тонких ценителей вокала в филармоническом зале.
...Постепенно ее перестали приглашать на концерты, записывать. Певица была в самом расцвете красоты и таланта, а работы становилось все меньше и меньше. Таким образом ей отомстили. Когда Раису Юсуповну начали вербовать "органы", она, человек бескомпромиссный, в резкой форме отказалась. Настали тяжелые времена, и артистке пришлось перейти, как теперь это называют, на "коммерческую схему" - петь в ресторанах. И это был не исключительный случай, многие певицы, не угодив кому-то, там и заканчивали карьеру. Последний миньон Раисы Жемчужной вышел в начале 1970-х. И с тех пор о знаменитой певице не вспоминали...
Дочь Раисы Юсуповны Земфира Жемчужная тоже стала певицей, была звездой театра "Ромэн", но, отработав более двадцати лет, ушла на эстраду. Цыганская душа просила творческой свободы, чего в некогда знаменитом театре уже давно не было...
Все это мне рассказал внук Раисы и Михаила Жемчужных - Михаил-младший, который тоже связал свою жизнь с музыкальным творчеством. Он вспоминает, как в детстве бабушка напевала ему на ночь цыганские колыбельные песни, а дедушка подарил гитару работы знаменитого мастера Краснощекова. Так что другого пути у мальчика и быть не могло. Он учился в музыкальной школе по классу гитары, но увлекла его рок-стихия, как он говорит, сложная концептуальная музыка. Он работал в знаменитой в то время рок-группе "Шах" в Центре Стаса Намина. В конце 80-х "Шах" имел грандиозный успех - объездили всю Европу. Но в какой-то момент Михаилу показалось, что это тупик, дальше развиваться некуда, и... ушел в свободное плавание. Решил делать что-то свое, ни на что не похожее.
В то время он как раз познакомился со своей будущей женой Ольгой, которая готовилась к карьере балерины. Но и у нее с балетом не сложилось, жених поставил условие: "Или семья - или балет". Тогда Ольга (наполовину цыганка) пошла учиться в Гнесинку по классу гитары и стала прекрасным музыкантом. У них родилась маленькая Земфира, невероятно талантливая от природы. Сейчас ей всего 14 лет, но она уже выступает на профессиональной сцене в "Театре Луны" - занята в мюзикле "Губы"; работает в "Театре музыки и романса".
Избитый репертуар молодым музыкантам исполнять не хотелось, и они поехали по настоящим таборным цыганам - собирать истинно народную музыку. В старых цыганских семьях услышали такие шедевры, такой фольклор! Все записывали, а в Москве уже делали переложения для гитары. Выпустили виниловый альбом на фирме "Мелодия" - "Песни, рожденные дорогой": старинные цыганские шатровые песни и баллады. Своей певучестью и протяжностью они чем-то похожи на русские и украинские песни. Этнографы были в восторге, американские цыгановеды высоко оценили. Но эту специфическую этническую музыку, по правде говоря, не очень-то поддержала широкая публика. Как говорит Михаил, вкусы все-таки уже изрядно подпорчены. И то, что шло прямо из родника, не сразу было понятно. Зато шлягеры "Очи черные", "Ручеечек-ручеек" и все такое неизменно принимались на ура.
- Меня стало тяготить, что концерты ограничивались лишь небольшим кругом популярнейших старинных романсов, которые звучали повсюду, - говорит Михаил. - Хотелось идти дальше, расширять репертуар. Возникла мысль создать театр современного романса. Я стал искать поэтов, а сам начал сочинять музыку. Развитие пошло очень быстро, театр успешно существовал. Но вот прошло десять лет, и за эти годы мое мировоззрение опять изменилось, бескомпромиссность отошла в сторону. Сейчас для меня один приоритет - исполнять то, что любит публика. Когда вижу, что мои слушатели готовы вновь и вновь слушать гениальные "В час роковой" или "Мохнатый шмель", буду это исполнять. Эти произведения помогли многим цыганским исполнителям просто выжить. Они их кормят.
Теперь в нашей жизни наступает новый этап. Мы презентовали новый "Театр музыки и романса". XXI век пройдет, на мой взгляд, под девизом синтеза искусств. Раньше было модно такое понятие, как "формат". Сейчас, по-моему, уже нет никаких форматов, они устарели. Приветствуется синтез классики и современного искусства, балета и драмы, цыганской и электронной музыки. Наш новый театр - синтетическое образование, где будут присутствовать и романс, и музыка, и джаз, и современные сочинения в жанре романса. Я сочинил пять сольных альбомов и более двухсот сборников музыки, которая немножко отличается от понятия "цыганская". Это экспериментальные электронные и при этом очень серьезные произведения для цыганской гитары.
Сейчас уникальная ситуация. Все хотят слушать цыганскую музыку, цыгане в моде. Но само искусство, увы, в упадке. Молодых талантливых певцов единицы, но и их тянет в другие сферы. Скажем, девочки хотят петь попсу, соул. А это идет вразрез с цыганскими традициями. Я бываю на конкурсах и вижу ребят, которые подражают звездам, особенно зарубежным. Выглядит это убого. Увы, нет сейчас школы цыганского искусства, а театр "Ромэн" ею так и не стал. У руководства какие-то другие, очень странные задачи, полная творческая стагнация, клановость , тусовка. Один Вячеслав Михайлович Деметер делает замечательное дело в своей студии, приобщая к цыганскому искусству ребят с малолетства. Но это не выходит за рамки самодеятельности, потому что нет профессионального менеджмента. Таланты есть, а пробиться трудно...
За последнее время я многое переосмыслил. Всю молодость занимался собственным творчеством и только сейчас, к 35 годам, понял, что самого главного не сделал, того, с чего надо было бы начать. Я не отдал дань своим предкам, зачинателям династии Жемчужных, в первую очередь моей бабушке Раисе Жемчужной.Две вещи главные - твои корни и Бог. Если об этом не помнить, то все, что делаешь, - фейерверк - блеснет и погаснет. Не надо забывать о фундаменте. Теперь хотя бы один свой долг перед памятью предков я выполнил. Раиса Жемчужная снова поет, альбом с ее произведениями разойдется в народе, и это важно не только для нашей семьи. Когда есть великие образцы - есть к чему стремиться. Весной хочу провести вечер памяти Раисы Жемчужной в Театре эстрады. Мечтаю, чтобы это был настоящий праздник цыганского искусства.