Самые предусмотрительные челябннцы уже подумывают о том, где и как встречать Новый год. Для многих это по-прежнему семейный праздник, который полагается отмечать возле домашней елки с непременными салатом оливье и мандаринами. Другие же предпочитают проводить первые январские дни вдали от дома, наслаждаясь познавательными экскурсиями или греясь на солнышке. А еще лучше - совмещая эти виды отдыха.
***
Вьетнам - изюминка года
Наши туристы активно отдыхают в Турции, Египте, Арабских Эмиратах, Европе и Лапландии. Но главным хитом сезона из экзотических маршрутов в последние годы считается Таиланд. Даже прошлогодние природные катаклизмы не снизили привлекательности этой страны для русских туристов. По крайней мере, в декабре и январе отправляться на отдых в Бангкок или Паттайю челябинцы могут хоть каждую неделю - с такой периодичностью запланированы рейсы из Челябинска и Екатеринбурга. Вылетая из уральской столицы, можно также совместить путешествие в Таиланд с посещением острова Бали. А отправляясь в Куала Лумпур, заскочить на Борнео.
И все же тайскую экзотику все увереннее теснит еще один представитель Востока - Социалистическая Республика Вьетнам. Сейчас это одна из самых модных туристических "фишек". Страна с древнейшей историей и культурой, расположенная на побережье Южно-Китайского моря с чистейшими пляжами, удивляет даже привередливого туриста. Говорят, здесь много исторических памятников, самый дешевый в мире дайвинг, вкусная самобытная кухня. Но самое главное - к русским здесь относятся по-особому. Для вьетнамцев мы по-прежнему большие друзья. Не случайно поток российских туристов во Вьетнам растет на 30 процентов в год.
Уральским туристам предоставляется уникальная возможность встретить Новый год во Вьетнаме: самолет из Екатеринбурга в Сайгон вылетает 28 декабря. Впрочем, в известном по кино городе туристы проведут два дня, а потом отправятся отдыхать на курорты побережья.
***
10 ДНЕЙ НА ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ
Впечатлениями от недавней поездки по местам иудейско-христианской цивилизации, средоточию трех мировых религий и уникальных курортных возможностей, делится профессиональный путешественник Алексей МЕШИН:
- Первый раз на исторической родине русских евреев я оказался 15 лет назад. Тогда нас, неправительственную делегацию, под охраной автоматчиков на джипах провезли быстренько по Тель-Авиву и показали, как у них все демократично по сравнению с Россией. Палестинцы открыто выступали против оккупации своих исконных земель, а с ними вели интеллигентные переговоры в рамках ООН. Запах войны висел в воздухе тогда, а некоторая напряженность чувствуется и сейчас, в XXI веке. Но, несмотря на то что Израиль сегодня по территории меньше Челябинской области, а проживает там чуть больше пяти миллионов человек, это сильное государство, самодостаточное, с передовыми технологиями в разных областях науки и техники и мощным военным потенциалом.
Бывшим советским людям особо интересен опыт работы кибуцев - прообраза наших колхозов с коллективным ведением хозяйства. Один из атрибутов кибуца - это бараки, рассчитанные на две семьи. Сегодня в них живут волонтеры или наемные рабочие, занятые в сельском хозяйстве. Старожилы переселились в "плановые застройки" типа наших коттеджей. Многие годы сельское хозяйство было не только главной статьей дохода, но и основой идеологии кибуцкого движения. Средняя корова дает 8 - 10 тысяч литров молока в год. Кормят их строго по науке, в том числе и апельсинами. Апельсины едят и свиньи, хорошо в них разбираясь. Кроме молочной продукции, мандаринов, апельсинов и фиников жители кибуцев экспортируют тысячи тонн овощей, мяса, макаронных изделий, вин.
Покорил нас медицинский центр на Мертвом море. Мало сказать, что он оборудован по последнему слову, что там собраны лучшие медицинские кадры. Удивляют результаты. В прямом, а не в переносном смысле после лечения больные бросают костыли и каталки, возвращаются домой на своих ногах.
Евреи умеют себя защищать. Над важными объектами и городами висят дирижабли и все фиксируют вплоть до уличного газетчика, не говоря уж о машинах и другой технике. Внешне противостояние евреев и палестинцев не очень заметно, все в рамках цивильных отношений, но внутреннее напряжение всегда есть, как есть между "плохой" тещей и "хорошим" зятем. Евреи - работодатели, палестинцы, как негры, - на самых малооплачиваемых и трудных работах.
Израиль - дорогая страна, средняя зарплата в которой около шести тысяч шекелей. Если перевести на доллары - тысяча триста, но меньше чем за 30 - 40 шекелей в час никто, кроме палестинцев, работать не будет. Лучше всех обеспечены пенсионеры и особенно ветераны войн, Великой Отечественной и всех тех, что шли с 50-х годов. Не только правительство, но и дети, внуки лелеют своих стариков, многие даже живут за их счет. Там такие льготы, которые нашим старикам даже не снились. Перечислять не буду, чтобы не травить душу.
С работой трудно, наши кандидаты наук моют школы и садики, работают няньками и медсестрами. Один из крупных начальников ЧМК в советские времена подрабатывает сторожем и не очень этого стесняется. Как в любой стране, есть эмигранты, которые хорошо устроились и всем довольны, есть и те, которых жизнь сломала. Последних больше - потеряв свой общественный статус, они никак не могут с этим смириться. Но, отвечая на вопрос, как они здесь, надевают американскую улыбку и отвечают: "О'кей!" Лишь устало-затравленный взгляд выдает, что порядка там давно нет. В службе трудоустройства Израиля зарегистрировано более 300 тысяч граждан, искавших работу. Почти каждый десятый не работает. Министр финансов Биньямин Нетаниягу охарактеризовал экономику страны выражением "Тощий человек тащит на себе жирного". 55 процентов дохода Израиль тратит на содержание бюрократического аппарата. "Государство будет жить лучше, только если в стране будет меньше управленцев и больше производителей материальных ценностей, если основная часть трудоспособного населения будет работать, а не молиться и выпрашивать социальные пособия".
В Израиле можно встретить евреев не только в традиционной кипе, но в совершенно разных одеяниях - согласно концессии, к которой они себя относят. Одни в мохнатых шапках, другие - в шляпах а ля Боливар, у одних штаны заправлены в белые носки, у других - верху, кто в смокингах, кто в рубахах с перевязью. С кучей детей, женами по пятницам они устремляются к Стене Плача. Для одних это светская тусовка, для других - религиозный экстаз.
Религиозный запрет работать в субботу порой приобретает такие формы, что не знаешь, смеяться или плакать Жара 38 градусов. Стоит бармен. Прошу кружку разливного пива. Он извиняется, но не наливает, потому что вера не дает ему возможности давить на рычаг. Я спрашиваю, какой же выход из создавшегося положения, он отвечает: "Простой, сэр! Вот сюда кладете 20 шекелей, здесь нажимаете и пьете на здоровье. Или подождите, сбегаю за палестинцем, они все равно безбожники".
В одной из православных церквей обнаруживается "пуп земли" - темный камень, окруженный более светлым гранитом. Экскурсовод объясняет: кто хочет прикоснуться к пупу, а потом забеременеть или просто быть здоровым, в щелку нужно бросить 10 шекелей и проделать несложную операцию. Сразу все захотели быть беременными и здоровыми. Когда я заметил экскурсоводу, что есть еще один "пуп земли", только он находится в мусульманской мечети, тот, нисколько не смущаясь, ответил, что их пуп - настоящий, потому что он "пупее"!
Святые воды Иордана также выполняют функции формирования денежного потока со всего света. Люди стремятся к святости и хотят покреститься. Просто зайти туда, конечно, можно, но, чтобы соблюсти обряд и тебя окрестили по правилам, нужно купить или взять напрокат белый балахон, купить крест, освятить его и так далее - шекелей на сто будет. У Стены Плача меня поймал маленький еврейчик и заговорщически спросил, говорю ли я на иврите. Конечно, я признался в своем незнании первоисточника. Тогда он согласился мою молитву донести до Господа на чистом еврейском всего за 20 шекелей, так как Всевышний русского, оказывается, не знает. Я спросил, уместен ли торг. На что "помощник", скривившись, буркнул: "Ну, если уж небольшая просьба, можно и за десять". На том и порешили. Только меня мучает вопрос, так ли он перевел, попала ли моя молитва Господу в уши, уж больно хитро он на меня поглядывал, пока разговаривал.
Русский менталитет наложил на Израиль свой отпечаток. Как и во всем мире: кто говорит на русском, таковым там и считается. Никто даже не будет вникать, белорус вы, украинец или татарин. Я частенько разговаривал на улице по мобильному. Взял его, так как работа обязывает всегда быть на связи, а оператор мирового уровня МТС обеспечивал меня надежным роумингом, и замечал, как прохожие реагировали на русский язык. Кто-то с улыбкой и дружественно приветствовал рукой, кто-то не сразу признавал. Среди многообразных мастей евреев - грузинских, польских, армянских, житомирских, палестинских - больше всего удивили меня эфиопские. Стопроцентный негр с эфиопской внешностью утверждает, что он настоящий еврей, и демонстрирует внешние признаки еврейства - кипу на голове и обрезанное достоинство ниже, но только взглядом. Для убедительности под мышкой держит Тору. Этого, по его мнению, вполне достаточно, чтобы просить социальное пособие, потому что еще у него пять или шесть (сам не знает) черных евреят, всех надо кормить, а он, безработный, молится за благополучие страны.
Не потеряли своего колорита и одесские евреи. Иду по набережной, подходит средних лет мужчина и без всяких предисловий спрашивает:
- Ви давно из Одессы?
Говорю, что в советские времена бывал.
- Я тоже, как она там без нас?
- Наверное, скучает
- Я так таки тоже думаю!
- Простите, ви хто будете?
- Ротшильд!
- Тохда я ваш друг и знаю, где нам подадут хорошее пиво.
- А почему нам?
- Что, ви не будете?
Конечно, я угостил его пивом, за что получил большое удовольствие от общения. Расстались мы еще интереснее. Одессит передал привет Мише. А когда я переспросил какому, очень удивился:
- А что, у вас есть другие Миши? Жванецкий Миша один.
- К сожалению, лично не знаком.
- Это щас не важно, скажите просто: "Миша, привет от Марика". Марик - это я.
Особая тема для нас, не посвященных в еврейский быт, - местная пища. Оказывается, мы все время делили ее неправильно - на вкусную и невкусную, а надо было на кошерную и некошерную. Существует целый ритуал, как еду, водку и даже секс сделать кошерным.
Местный безработный Жора долго перечислял достоинства кошерной водки, а в глазах без перевода читалась извечная российская мечта. В Израиле мечта стоит 40 шекелей за пол-литра. Жора сказал, что нам "ниче не будет, если мы тут же ее и раздавим", а он составит компанию, потому как "устал от еврейских лиц и давно уж тоскует по Родине". За признание в вечной дружбе пришлось напить.
Впечатлений от встреч с людьми, бытом, природой этой древней земли осталось много. Но главное очарование от путешествия - какая-то особая аура Израиля, которая делает тебя чище, заставляет задуматься о вечном
***
Кстати
С 2006 года Израиль собирается ввести упрощенную процедуру выдачи виз. Но сделают это только для россиян. Время рассмотрения документов на выдачу виз сократится до трех дней. А те, кто уже имеет в загранпаспорте шенгенскую визу, уже был когда-то в этой стране, израильскую будут получать автоматически.
"Отдыхай!.. " выходит в третью среду месяца. Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.
Тел. 263-06-67 E-mail: skripova@vecherka. uu.ru