Корреспондент «РГ» побывал в самой дальней школе Карачаево-Черкесии
Черкесск
Школа-лицей в поселке Медногорском Урупского района — самая удаленная в Карачаево-Черкесии, она находится почти на границе с Краснодарским краем. Однако, когда попадаешь туда, очень быстро забываешь о том, что это сельская школа. Многие ребята из крупных российских городов позавидовали бы своим сверстникам из Медногорского.
школа была построена в 1986 году на месте болота. Сколько машин со щебнем сюда пришлось завести, чтобы осушить территорию, уже никто и не вспомнит. Еще строительство не было завершено, когда директором нового учебного заведения был назначен Магомет Алчаков. Он сразу же включился в работу — провел перепланировку внутренних помещений, оборудовал рядом со зданием школы спортивную площадку, на которой можно проводить не только уроки физкультуры, но и занятия по ОБЖ.
В 1996 году школа стала первой в республике и одной из первых школ в стране, которые ввели профильное обучение, и получила статус республиканского лицея. Были образованы три класса: гуманитарный, химико-биологический и физико-математический. В том же году приняли участие в первом Всероссийском дистанционном компьютерном тестировании. Это позволило нагляднее увидеть слабые и сильные стороны учеников, понять, на что следует обратить более пристальное внимание.
Основную ставку сделали на педагогов. Заключили договора о сотрудничестве с Южно-Российским государственным техническим университетом (бывший Новочеркасский политех) и Карачаевским педагогическим институтом. Преподаватели этих вузов теперь приезжают с лекциями в Медногорское (в старших классах ребята проходят программу первого курса) участвуют в приеме выпускных экзаменов. Не упускали ни одной возможности, чтобы направить на курсы повышения квалификации и собственных учителей, участвовали в программе Сороса и различных профессиональных конкурсах.
Во-вторых, постарались обеспечить нормальную материально-техническую базу.
Наглядные пособия в Медно-горской школе-лицее — в большом изобилии практически в каждом классе. Активно используются медиа-материалы. Например, на уроках истории ребята смотрят учебные фильмы.
— А еще мы проводим уроки-праздники, шьем исторические костюмы, делаем декорации, — рассказывает учитель истории Нина Шутова, которая 18 лет проработала в Медногорской школе завучем. — Ребята любят уроки в форме КВН, передачи «Умники и умницы», викторины и конкурсы. Здорово, что в последнее время по телевидению стали показывать аналитические программы, посвященные различным историческим событиям. Хотя чаще всего они транслируются в позднее время, ученики стараются не пропускать их, и потом мы обсуждаем увиденное на уроках.
Английский алфавит первоклашки учат с помощью компьютерной программы — в качестве учителей на экране выступают мультяшный пес и другие животные. В школе имеется два компьютерных класса, но уже ведутся активные разговоры о том, что нужен и третий. Сейчас руководство ищет спонсора. Кстати, в Медногорском нашли достойное применение даже вышедшим из строя персональным ЭВМ. Теперь школьники с 8-го по 11-й класс на уроках труда учатся ремонтировать компьютеры. Молва об этом быстро разлетелась по всему лицею, и к директору выстроилась очередь из семиклассников: «Мы тоже хотим».
— Много вы видели школ, где бы на уроках биологии, химии, физики проводили настоящие опыты, ставили эксперименты? — интересуется Магомет Алчаков, показывая мне кабинет химии. — А у нас это происходит чуть ли не каждый день. К счастью, нас всегда очень поддерживал Урупский горно-обогатительный комбинат.Вот и сейчас, если нужны химреактивы, мы обращаемся к ним, регулярно водим туда учащихся на экскурсии. В теплое время уроки ботаники и биологии проходят на пришкольном земельном участке. Ребята не просто подкрепляют свои теоретические знания практическими, но и обеспечивают себя лекарственными травами и овощами практически на всю зиму. Кое-что подкидывают родители — приносят в школу выращенный на дачном участке урожай. В итоге обед в столовой стоит 15 рублей.
Раньше школьники трудились на полях соседнего колхоза, во время летней практики убирали урожай картофеля, оплату получали натурой — каждый учащийся привозил домой несколько мешков ценной культуры. Но вот уже несколько лет как колхоз закрылся. Одно время руководство лицея подумывало увеличить свой огородик до двух гектаров, но потом, как посчитали, во сколько обойдется возделывание такого большого участка, поняли, что очень рискуют остаться в убытке.
Как говорит Алчаков, в образовании рисковать надо, но очень осторожно, как например, он, когда в позапрошлом году впервые пригласил в лицей православного батюшку и мусульманского эфенди.
— Я сразу предупредил их: никакой агитации за свою религию, акцент должен быть сделан на нравственное воспитание, — вспоминает директор. — Надо сказать, они блестяще справились со своей задачей. Ребята слушали их как завороженные. И тогда я решил ввести за счет внеклассных часов спецкурс в 2-х — 11-х классах «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесии». Мы были первыми в республике, кто отважился на такое. Некоторые учителя высказывали опасения, что за это не похвалят, ведь у нас же светское государство.
Но я взял всю ответственность на себя и не прогадал. Родители приходили, благодарили меня, а в этом году и министерство образования республики официально признало наш опыт позитивным. На базе нашего лицея провели представительную районную конференцию «Духовно-нравственное воспитание личности: проблемы, опыт, перспектива», в ходе которой мы делились своими наработками с директорами школ и педагогами из других районов КЧР.
К конференции приурочили выпуск первого номера школьной газеты, которая теперь будет выходить один раз в четверть. На ее страницах учителя и учащиеся будут рассказывать об основных событиях школьной жизни, публиковать поэзию и прозу собственного сочинения, размышлять на общечеловеческие темы.
Не останавливается жизнь в Медногорском лицее и после окончания уроков. Работают спортивные секции и кружки по интересам. С этого года наконец-то появился шахматный клуб.
— Я давно мечтал его открыть, но никак не мог найти преподавателя, — вспоминает Магомет Алчаков. — А тут неожиданно выяснилось, что у нас работает токарь — мастер спорта по шахматам. Так сбылась очередная моя мечта.
Большая работа, проводимая в лицее поселка Медногорский, дает отличные результаты: учащиеся постоянно побеждают в районных и республиканских олимпиадах, из 700 с лишним выпускников почти 70 закончили учебу с золотыми и серебряными медалями. Подавляющее большинство абитуриентов успешно поступает в вузы. Они возвращаются в свой родной лицей со словами благодарности, а спустя некоторое время приводят сюда своих детей...