В воскресенье, 19 июня, на краевом ипподроме прошел татарский национальный праздник Сабантуй, организованный национально-культурной автономией татар Барнаула
Это самый популярный и почитаемый татарским народом праздник, на который, между прочим, пришли не только татары, но и представители других национальностей. От администрации края всех собравшихся поприветствовал председатель краевого комитета по культуре и туризму Анатолий Ломакин, а от городской администрации - председатель городской Думы Сергей Краснов. Согласно народному календарю, Сабантуй - это праздник весны и завершения весенне-полевых работ. Современная форма его проведения сложилась в 60-80-е годы прошлого столетия. Он воплотил в себе все лучшее, что было выработано татарским народом за много веков проведения календарных праздников. В Барнауле Сабантуй празднуется с 1994 года. В этом году он проводился с помощью Татарстана. Всемирный конгресс татар решил закрепить за Алтайским краем в качестве побратима или шефской помощи один из районов Республики Татарстан.
Все, кто был на празднике, имел возможность участвовать в состязаниях, играх и аттракционах, побиться мешками на бревне, слазить на столб, попробовать татарские национальные блюда, зайти вовнутрь юрты, поставленной на поле. На сцене, сменяя друг друга, выступали фольклорные ансамбли, артисты из Татарии и творческие коллективы. Никто не ушел без подарка, а самый главный приз Сабантуя - живого барана, завоевал победитель в национальной борьбе куряш Роберт Лайпанов. Праздник завершился показательными выступлениями конников.
Вообще, как тесно все переплелось в нашей стране. Обряды, игры и состязания Сабантуя удивительно похожи на русскую Масленицу. Да и само слово "сабантуй" в России стало каким-то общим понятием, что заметил еще на Сабантуе-2000 в Казани перемазанный кумысом президент Путин.
Кстати, в следующем году в Барнауле планируется провести федеральный Сабантуй, так что ждите приезда на Алтай официальной делегации Республики Татарстан во главе с президентом Минтимиром Шаймиевым. Возможно, их приезд будет приурочен к 250-летию присоединения Горного Алтая к России.
Согласно последней переписи населения, татары являются второй после русских по численности населения национальностью России. В стране проживает 5,5 миллиона татар, и только 1,5 миллиона в Республике Татарстан.
Национально-культурная автономия татар (НКАТ) города Барнаула была образована в начале этого года на общем собрании татарской общины. До революции в Барнауле целый татарский поселок в 300 семей находился в восточной части так называемого города-сада (район ВРЗ) от улицы Маркса до улицы Энгельса. Здесь же размещались мечеть и школа. До сих пор на карте города в этом районе существует улица Татарская. Значительное число мусульман жило и в других частях Барнаула. Так, еще одна мечеть была на улице Сузунской, 38 (ныне Интернациональной), где после 1923 года Советы разместили "татарский рабоче-красноармейский клуб".
Сейчас в крае проживает около девяти тысяч татар. По сравнению с соседними регионами это самая маленькая численность. В Новосибирской,
Омской, Тюменской областях России и в бывшей Семипалатинской области Казахстана татарское население доходит до 30 процентов от всех проживающих там граждан.
Кстати, многие татары считают Алтай исторической родиной своих предков. А исполком Всемирного конгресса татар совместно с Республикой Татарстан и местной общиной собираются организовать научную экспедицию по изучению Алтайского края и Республики Алтай как исторической родины тюрских народов и нахождении здесь следов древней истории татар. В Казани этому придают большое значение. Кроме того, в планах сотрудничества Республики Татарстан и Алтайского края значится съемка документального фильма о жизни алтайских татар и установление памятной стелы в Чуйской долине Горного Алтая.
До 1992 года, когда в крае было создано религиозное мусульманское общество "Магди", многие алтайские татары общались лишь на бытовом уровне. Терялись национальные традиции и обычаи, забывался татарский язык. Общество начало свою деятельность со строительства мечети. Основные финансовые затраты взял на себя предприниматель Анвар Аминов, который еще и приобрел участок под строительство мечети на улице Матросова, 163. Сейчас Барнаульская соборная мечеть является центром духовной жизни мусульман города и края. А Анвар Султанович по праву был избран председателем татарской автономии.
Вообще, возрождение татарской национальной культуры началось еще в 1992 году, когда в Татарстане было принято решение о создании Всемирного конгресса татар для выработки стратегии в области национальной политики. На заседания конгресса съезжаются делегаты из 37 стран мира. Кстати, и свою национально-культурную автономию Татарстан создал первым после издания Федерального закона "О национально-культурной автономии" (НКА) в июне 1996 года. И автономия эта существует не на бумаге, а результативно работает повеем направлениям как культурным, так и коммерческим. Кроме множества НКАТ, во многих регионах России при поддержке Республики Татарстан созданы 23 представительства и 41 торговый дом. А успешный бизнес сближает татар не только с их исторической родиной, он сплачивает и сами диаспоры: совместная работа способствует проведению совместных праздников. Даже в Конституции Татарстана записано, что республика обязана оказывать моральную, а если возможно, и материально-экономическую помощь всем татарам, проживающим за пределами Татарстана. У других коренных народов России такого нет. Разве что немцы и евреи поддерживают своих за рубежом, но их государственные образования расположены за пределами нашей страны.
По словам председателя НКАТ, генерального директора ООО "Алтай-Татарстан" и ООО "Интурист-Алтай" Анвара Аминова, "мыдолжны стремиться к самосохранению, что значит не просто сохраниться биологически, но и сохранить родной язык, сознание того, что ты татарин или татарка. Даже в условиях общемировой глобализации люди все больше будут стремиться не только к материальным благам, но и к духовным ценностям, к сохранению национальной культуры, обычаев жизни и традиций предков". (Золотые слова! Которые, между прочим, касаются не только малых народностей, но и больших наций, например русских. - В.З.)
Тем более, что согласно закону о НКА, поддержка национально-культурной автономии является обязанностью государства. А это, по идее, гарантирует получение основного общего образования на родном языке, поддержку общественных учреждений национальной культуры, спортклубов, музеев, библиотек, школ и т. д.
Собственно, решением этих вопросов сейчас и занимается руководящий состав НКАТ Барнаула. После приобретения необходимой методической литературы на татарском языке и подбора преподавателей будут организованы занятия по изучению татарского языка. Выделено направление по изучению истории алтайских татар. Ведется религиозное просвещение.
***
Кстати
Мэрия Барнаула поддержала инициативу национально-культурных автономий открыть в городе так называемый Дом дружбы, сообщила пресс-служба городской администрации. 16 июня в администрации города под председательством заместителя главы администрации, руководителя аппарата Александра Балабанова состоялось совещание по вопросу открытия Дома дружбы на базе ДК вагоноремонтного завода (ВРЗ).