Главная >> 5 >> 30

Свобода в узком кругу

Российские старообрядцы отметили юбилей царского указа о веротерпимости


В Москве завершаются торжества в честь 100-летия указа Николая II "Об укреплении начал веротерпимости". Хотя свобода совести была тогда дарована всем россиянам, юбилей отмечается лишь Старообрядческой Церковью, а праздник не распространился за пределы Рогожского поселка в Москве.


Научная конференция в Историческом музее, где духовенство пообщалось с искусствоведами. Открытие там же весьма скромной по масштабам выставки. Всенощное бдение в Покровском соборе в субботу и вчерашняя литургия. Крестный ход, праздничная трапеза, концерт древних песнопений. Вот вкратце и вся осиленная старообрядцами программа празднования юбилея, имеющего значение не только для них - для всех нас.


Помимо снятия с алтарей храмов в Рогожской слободе печатей, наложенных в царствование Александра II, а с самих старообрядцев - узаконенного прозвища "раскольники", указ от 30 апреля 1905 года содержал кое-что поважнее - прежде всего "сердечное стремление" монарха "обеспечить каждому из подданных свободу верования и молитв по велениям его совести". Указ гарантировал: "Отпадение от православной веры в другое вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных последствий". Верующие уравнивались в правах при заключении смешанных браков. Преподавание основ религии в учебных заведениях поручалось "духовным лицам надлежащего исповедания" и должно было вестись на языке учащихся. Предлагалось также решительно пересмотреть законы, касающиеся религиозного быта мусульман и буддистов (их отныне возбранялось именовать в официальных актах язычниками). Указ, юбилей которого сегодня отмечают старообрядцы, провозглашал начало "Золотого века" религиозно-общественной жизни России. Короток оказался век - 12 лет. Но, как заметил на предъюбилейной конференции глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов), "какое это было бурное, плодотворное, многообещающее время! .. Религиозное освобождение, подобно отмене крепостного права, стало катализатором государственного развития. Знаменитые цифры экономического подъема 1913 года не случайно совпадают с расцветом старообрядческой активности начала XX века и являют собой редкий пример состоявшейся исторической альтернативы". По мнению митрополита, "нынешние обстоятельства имеют большое сходство с ситуацией, которая сложилась в России в начале прошлого века". Сходство действительно просматривается. Митрополит Андриан - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. В прошлом году он совершил длительную поездку по стране, повсюду удостаиваясь чести быть принятым первыми лицами. Незадолго до юбилея Рогожскую слободу посетил столичный мэр, дабы обсудить концепцию возрождения архитектурного ансамбля, возвращение в пользование РПСЦ территории и сохранившихся памятников. Обо всем этом старообрядцы еще лет пять назад могли только мечтать. Их наконец-то заметили! С ними, как и с Патриархией, стали считаться! Но, перечитывая строки столетней давности, мы ясно видим, что "воз и ныне там", и проблемы, стоящие сегодня перед старообрядцами, равно как и перед упомянутыми в указе мусульманами, буддистами и "сектантами" - те же. Потому что в России только на гербовой бумаге все конфессии равны, а в реальности одна - всегда и всюду "равнее". И как в 1905-м, она претендует в 2005-м на роль "государевой церкви"... Вероятно, именно поэтому юбилей, который мог стать общегосударственным праздником, прошел в тесной ограде Рогожского поселка. Присутствие на литургии полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе г-на Полтавченко да телефонный разговор митрополита с Александром Солженицыным, который посетовал на нездоровье, помешавшее приехать на праздник, - вот, кажется, и все знаки внимания к незаурядному событию извне.