Главная >> 5 >> 30

ОГЛЯНЕМСЯ ВОКРУГ

Давно ли мы толковали с вами о значении Прощеного воскресенья и Великом посте! Оглянуться не успели - ан, год прошел. 7 марта начинается сырная седмица, в просторечии именуемая Масленицей. В неделю эту даже по средам и пятницам разрешается вкушение молока и яиц. 13 марта - уже заговенье на Великий пост и Прощеное воскресенье.


Простим друг другу старые грехи, обнимемся по-братски, ибо впереди испытание душ наших на прочность. Пост - это ведь не испытание для тела, а работа для души. Кроме того, это и приобщение к длиннейшей череде последователей Христа, живших за много лет до нас. Предки-то православными людьми были!


Оглянемся вокруг, их присутствие и ныне можно заметить неравнодушному православному человеку. Оно уже в названиях наших городов и сел, их улиц. И не прерывается эта связь времен. И не прервется.


По имени Храм...


С Христовым именем православный человек и в горе, и в радости живет. У каждого населенного пункта свои святые названия есть. Или, по крайней мере, были, пока ветры атеизма не разметали наши храмы, не внесли сумятицу в души и сердца людские.


Посмотришь старые планы былых губерний, и сразу становится ясной православная суть России. В каком-нибудь захудалом городишке, где и поселения-то всего "тыщ десять", церквей и часовен порой до двух десятков набирается. И по названиям улиц понятно, что ведут они именно к храмам.


В Ижевском заводе


Посносили при Советской власти соборы и церкви - красу и гордость наших городов и сел, переименовали улицы, на которых они стояли, только память все сохранила. Полистайте краеведческие книги, сборники и справочники - многое откроется вам любопытного в истории того места, где вы живете.


Жители Ижевского завода издавна отличались веротерпимостью. Не зря здесь соседствовали православные храмы, старообрядческая церковь, мусульманские мечети, лютеранская кирха и синагога. Одна из главных ижевских улиц до 1918 года называлась Троицкой (увы, до сих пор носит она название Советской) . Одно время называли Троицкой современную улицу Вадима Сивкова. Когда-то вела она к деревянной кладбищенской часовне, сгоревшей во время страшного майского пожара 1810 года. Новую каменную церковь в честь Святой Троицы заводской зодчий С. Е. Дудин через четыре года выстроит на новом месте, тут же разрастется Троицкое кладбище, на котором более века ижевцы будут хоронить своих близких. А на пепелище, оставшемся от Троицкой часовни, долго еще будет стоять памятный столб с иконой, пока не построят здесь в 1855 году Михайловскую часовню. Через сорок два года на этом месте начнут возведение Михайловского собора.


Так или иначе улица эта, получается, всегда вела к святому месту. Кроме того, на пересечении ее с современной Советской (Троицкой) до 1936 года стояла каменная Ильинская церковь. Так что не зря чаще всего называли эту улицу Церковной.


Память о храмах


Наши старые уездные города Сарапул и Глазов также имели не одно название, ласкающее слух верующего человека. Молодые жители Глазова совсем по-другому называют теперь Соборную площадь, улицы Преображенскую, Никольскую, Георгиевскую, Кругао-Вознесенскую... Но неугомонные души поэтов, историков и краеведов не забыли былые городские названия.


Вздыхает тяжко старый дом


На бывшей


Кругло-Вознесенской.


Дивится младости годов


Часовни


Александро-Невской.


Эти строки из стихотворения Татьяны Ананьиной. И часовня новая несколько лет назад в Глазове появилась, а деревянную Георгиевскую церковь умудрились выстроить еще при Советской власти в 1989 году.


Греют душу и былые названия Сарапула: улицы Вознесенская, Богоявленская, Покровская, Троицкая, Иерусалимская... О многом они скажут верующему человеку, не зря купола сарапульских храмов издалека были видны всем плывущим по Каме.


Свято место


У каждого населенного пункта в России, помимо административного названия, существовало еще и церковное - по храму, расположенному в нем. "Село Вавож, тож Николаевское" - типичная формулировка в былые времена.


В большинстве своем утратили или изуродовали мы древние православные названия наших сел. Село Святогорское или Святогорье неспроста возникло. Здесь когда-то был найден крест, указавший, где быть храму. Дорого название это было еще и потому, что в псковских Святых Горах упокоился великий русский поэт. После революции одно за другим на карте страны стали исчезать эти названия, не найти теперь ни Святогорского, ни Святогорья, ни Святых Гор...


Псковским еще повезло, их Святые Горы назвали Пушкинскими. Как ни крути, а тоже святое имя в России. Святогорское в Удмуртии переименовали в село Барышниково в честь первого секретаря обкома партии.


Только в 1938 году Степана Павловича Барышникова арестовывают и обвиняют в троцкизме и национализме. Так и сгинул он в начале войны в лагерях.


А в бывшем Святогорском, тогдашнем Барышниково, руководство голову ломает - как же назвать село? Наконец приняли решение, разумеется, идеологически верное, послали по высшему начальству бумаги с просьбой присвоить селу имя главного наркома внутренних дел Ежова. Только опять неладно и нескладно вышло - самого наркома во враги народа записали и расстреляли. Несмотря на ропот верующих, историческое название селу не вернули, стало оно называться Красногорским.


Красный, конечно, цвет идеологически выдержанный, только и в советское время жители села не с ним связывали название. Слово "красный" в русском языке имеет еще и значение "красивый". И все-таки для чуткого уха верующего человека между словами "красивый" и "святой", ох, какая пропасть пролегла!


Народ православный


Даже те деревни, починки и выселки, что сроду не имели своего храма, зачастую носили гордые святые названия. Многие из них перестали существовать в военное и послевоенное лихолетье, другие исчезли в годы укрупнений районов и колхозов. Вместе с разъехавшимися людьми исчезало и имя населенного пункта на географической карте.


В одном только Увинском районе за вторую половину двадцатого века исчезли деревни Воскресенск и Ильинское, починки Архангельский, Богородский, два Михайловских и выселок Вознесенский. Названия эти крестьяне давали по церковному празднику, в канун которого начиналась история нового населенного пункта, или в надежде на заступничество небесных покровителей.


Не все эти названия исчезли. До сих пор в одном лишь Завьяловском районе сохранились населенные пункты Вознесенский, Успенский, Михайловский, Крестовоздвиженское, Троицкое... Сохранился и чудовищный топонимический гибрид - село Советско-Никольское. Трудно придумать что-нибудь более несочетаемое!


И все равно не до всех сел и деревень дошли у атеистов руки за семьдесят с лишним лет. На карте Удмуртии и сегодня можно увидеть христианские названия. В Кизнерском и Увинском районах существуют села Петропавлово, в Алнашском и снова Кизнерском - Петропавловские. Село Ильинское в Малопургинском районе по-прежнему украшает Ильинская церковь, видная даже с шоссе.


О Небесной Заступнице нашей напоминают населенные пункты Богородский в Алнашском и Богородское в Якшур-Бодьинском районах. Есть Никольское в Ярском и Никольский в Воткинском районах. Отголоском праздника Святой Троицы сохранились названия Новотроицкий сразу в трех районах Удмуртии - Алнашском, Вавожском и Можгинском. Есть и кизнерское Новотроицкое.


Ну, а если не повезло вам жить на улице, ведущей к храму, или в селе с давними православными традициями, отчаиваться не стоит. Все пути к Богу ведут, если он есть в душе. Именно в ней каждый из нас строит свой храм. И его не закрыть никакими указами.