ГОСДУМА ПРОДЛИЛА С ДВУХ ДО ПЯТИ ДНЕЙ НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ И УСТАНОВИЛА НОВЫЙ ПРАЗДНИК 4 НОЯБРЯ - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ОДНОВРЕМЕННО ДЕПУТАТЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА ОТМЕНУ ПРАЗДНОВАНИЯ 7 НОЯБРЯ - ГОДОВЩИНЫ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ДНЯ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ; 12 ДЕКАБРЯ- ДНЯ КОНСТИТУЦИИ И 2 МАЯ.
ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА В ЦЕЛОМ НЕРАБОЧИМИ ПРАЗДНИЧНЫМИ ДНЯМИ В РФ БУДУТ: 1, 2, 3, 4 И 5 ЯНВАРЯ - НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ, 7 ЯНВАРЯ- РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, 23 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА, 8 МАРТА - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ, 1 МАЯ - ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ТРУДА, 9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ, 12 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОССИИ, 4 НОЯБРЯ - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.
В Госдуме России 23 ноября прошло обсуждение законопроекта, изменяющего систему государственных праздников. Этот вопрос вызвал бурный резонанс в обществе. Спектр мнений при этом весьма широк. Своя точка зрения на проблему - у известного богослова, диакона Андрея КУРАЕВА.
Государственный праздник - это такой день, в который все население страны находит повод для радости. Впрочем, радостное празднование не обязано быть тотальным. Общенациональный статус может иметь и такой праздник, который отмечается лишь частью населения, но при условии, что непразднующая часть готова поздравить своих радостных сограждан и не чувствует себя оскорбленной их торжеством.
Таков, например, Женский день. Это праздник половины народа. Но вторая половина готова поздравлять "именинниц" и не чувствует себя оскорбленной праздником не своей "улицы".
Таков праздник Рождества Христова. Его празднуют только христиане. Но ведь это не день победы христианской армии над мусульманской. И поэтому возвращение Рождества в список государственных праздников не воспринимается как ущемление прав нехристиан.
А вот что не может быть государственным праздником- так это торжество одной части народа над его другой частью.
И уж тем более странно смотрится выдавание дня начала гражданской войны за "день согласия и примирения". Вне зависимости от оценки советского периода истории России события 7 ноября 1917 года - это:
а) государственный вооруженный переворот с последовавшим затем разгоном законно избранного парламента (Учредительного собрания);
б) начало кровопролитного и затяжного конфликта (и кто скажет- когда прозвучали его последние залпы. В 29- м? В 41- м? В 93- м?).
Немалая часть сегодняшних граждан России, если бы им предложили самим оказаться в Петрограде 17- го года и сделать свой выбор, выбрали бы сторону небольшевиков. Кто- то сказал бы и белым, и красным: "Чума на оба ваших дома!"
Значит, в этом вопросе наше общество партийно (партия означает - часть). И зачем же партийный праздник делать общенациональным? Зачем навязывать не память, а именно празднование тем, для кого 7 ноября - день скорби?
Так что идею возвращения 7 ноября в ряд будней я поддерживаю. А вот другие предложения праздничной реформы вызывают у меня иные реакции: от категорического "нет" до "да, но...".
Например, долгие предрождественские каникулы. Во всем мире каникулы рождественские, на Святках. У нас же они получатся именно предрождественскими: с 1 по 7 января. С церковной точки зрения это странно: именно последняя неделя перед Рождеством и есть неделя самого строгого поста и подготовки к празднику.Теперь же получится, что Рождество станет "попразднеством" , похмельем. Бесконечные попсовые концерты и затертые юмористы всю неделю будут насиловать нас с телеэкранов. Под видом подготовки к рождественскому празднику духовная подготовка к нему будет как раз сорвана.
Впрочем, я знаю, как будут вести себя православные в случае появления предрождественских общенациональных каникул: они будут убегать в монастыри. Детей в охапку- и поговеть к святыням, подальше от "народных артистов".
Идея праздновать 4 ноября как День России хороша. Это день освобождения Москвы, а не захвата Варшавы. День народного порыва, а не просто властного решения. Лишь одно смущает меня в этом празднике: ведь это победа над поляками. Неужто для России это равновеликий противник? Вот он, итог века революций: мы оказались в стране, которая самой славной страницей своего прошлого считает победу над Польшей, а свое будущее освещает мечтой о том, чтобы догнать Португалию.
Но самое странное в предлагаемой праздничной реформе - это ее половинчатость: отменяя День Октябрьской революции, предлагается праздновать день революции Февральской.
Речь идет о празднике 23. 02/ 8. 03. Это одна и та же дата, просто переданная в двух календарных стилях- "старом" и "новом". Как 13 января - "Старый Новый год" , так 8 марта- "старое 23 февраля"
А в 1917 году именно 23 февраля началась Февральская революция. Но поскольку большевики в ней участия не принимали, то праздновать ее годовщину не хотели. Но как революционеры и уклониться от празднования дня "свержения самодержавия" не могли. Вот и был создан миф о боевом крещении в этот день непобедимой и легендарной Красной Армии.
Это именно миф. Не было еще ни Красной Армии, ни тем более ее побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводы первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 году 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии.
Вот записи двух современников. Бывший император Николай Второй: "12/25 февраля 1918. Сегодня пришли телеграммы, извещающие, что большевики, или, как они себя называют, Совнарком, должны согласиться на мир на унизительных условиях германского правительства, ввиду того, что неприятельские войска движутся вперед и задержать их нечем! Кошмар". Новый диктатор - В. И. Ленин: "Неделя 18- 24 февраля 1918 года... Мучительно- позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую позицию, о неисполнении приказа уничтожать все и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве. Горький, обидный, тяжелый - необходимый, полезный, благодетельный урок!. Мы обязаны подписать с точки зрения защиты Отечества самый тяжелый, угнетательский, зверский, позорный мир" ("Трудный, но необходимый урок"). И это после якобы одержанной победы?
Вечером 24 февраля немецкий отряд численностью не более 200 человек без боя овладел городом. В тот же день, 24 февраля, пали Юрьев и Ревель (ныне Тарту и Таллин). Прорыв, не удавшийся мощной группировке генерал- фельдмаршала фон Гинденбурга в 1915 году, осуществили - фактически без потерь- небольшие и разрозненные германские подразделения, скорость продвижения которых ограничивала не ярость народно- большевистского сопротивления, а степень непроходимости российских шоссейных и железных дорог...
В 7 часов утра 24 февраля Ленин телеграфировал в Берлин: "Согласно решению, принятому Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 24 февраля в 41/2 часа ночи, Совет Народных Комиссаров постановил условия мира, предложенные германским правительством, принять и выслать делегацию в Брест- Литовск".
Так что 23 февраля 1918 года - это позорнейший день военной истории России. День капитуляции в первой мировой войне, точнее - во Второй Отечественной войне (так она именовалась в 1914- 1917 гг. в русской печати). Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну империалистическую (точнее - Отечественную) в войну гражданскую".
Именовать 23 февраля "Днем Российской армии" и "Днем защитника Отечества" просто непристойно. Хотя бы потому, что одно из условий той капитуляции с каждым годом становится все более и более тяжелым и очевидным: отделение Украины от России. Граница России и Украины была проведена немецким штыком. Это означало, что в состав Украины были включены города, которых просто не было в момент соединения Украины и России в XVII веке (например, Одесса). Земли, которые были "диким полем" , коридором для крымско- татарских набегов на Москву, были освоены не гетманами, а Российской империей (потемкинские деревни были настоящими). О том, что история этих земель не во всем совпадает с историей собственно Украины, зримо напомнили недавние президентские выборы: именно эти области голосовали ощутимо иначе, чем области, расположенные на правом берегу Днепра... Но немцы решили отрезать Донбасс от России. Большевики согласились. И даже при создании СССР границы Украины остались в пределах Брестского договора. По этим же искусственным границам и прошла линия нынешнего разлома.
Так что 23 февраля и 8 марта - не просто "мужской" и "женский" праздники. Для тех, кто желает помнить родную историю дальше, чем на 30 лет, это напоминание о все той же Русской Катастрофе XX века.
Еще одно разделение России с Украиной (Белоруссией и т. д. ) произошло 12 июня 1991 года - когда Ельцин провозгласил "суверенитет РСФСР" , а по сути - выход возглавляемой им республики из состава СССР. И почему же этот день мы должны считать праздником? Логичнее день суверенитета России отмечать в память о венчании на царство первого русского царя - Ивана Васильевича Грозного... Конституции приходят и уходят. А Москва впервые стала столицей самостоятельного ("самодержавного") государства именно в тот день.
Россия - страна с непредсказуемым прошлым. Каждая новая власть стремится взять контроль над школой, а значит, над учебниками и, следовательно, над историей. И поэтому в качестве общенационального дня надежнее было бы избрать день без исторического предисловия, без конкретного событийно- символического сюжета, который может быть перетолкован так или иначе. В этом празднике главным стала бы идея, а не историческое событие. Не то, что произошло в прошлом, это, что происходит и есть всегда. Общенациональным мог бы стать, например, День Матери. Дату для него можно было бы избрать с тем, чтобы хотя бы у части людей были особые ассоциации с ним. Например, 21 сентября. День Рождества Богородицы. Это еще и день Куликовской битвы. Так что разным людям была бы дана возможность выбрать в спектре значений этого дня. Но государство от своего имени предлагало бы участие только в его "общечеловеческой" составляющей.
Я бы хотел видеть в нашем календаре два праздника: День русского народа и День народов России. Их могла бы разделять неделя. И в этой неделе умещались бы детские осенние каникулы.
Смысл первого праздника вполне понятен: сегодня русский народ - это, говоря языком ООН, "разделенная нация". Нация, разрезанная границами и разбросанная по всему миру. Нация вымирающая, утратившая веру в свое будущее. Федеральные СМИ до сих пор слово "русский" произносят запинаясь, с чувством смущения, предпочитая иметь дело с "россиянами". Мы не радуемся друг другу, потеряли чувство естественной национальной солидарности и традиции взаимопомощи. 52 процента женщин имеют право на свой праздник (я не против Женского дня, но мне хотелось бы, чтобы это был день женщин, а не революционерок). А 75 процентов русских жителей России могут ли иметь свой день?
Ну а объяснять необходимость праздника, который напоминал бы о федеративном устройстве нашего государства и о его многоликой национальной структуре, излишне. Как праздновать дни интернациональной дружбы, нас учить также не надо. Это как раз в нашей школьно- государственной традиции.
В общем, хорошо, что в поисках поводов для государственных праздников стали смотреть за рамки советского периода в истории нашей страны. Но признать нынешнюю праздничную реформу логичной и целостной трудно.