(Продолжение. Начало в номере от 16.04.2004 г.).
Дарья Сосова не похожа на "ботаника" с задвигом по учебе. С виду это обыкновенная девушка, и лишь необычные интонации в речи и постоянные извинения ("мне очень жаль") т выдают в ней человека, проведшего - целый год за рубежом. Тем не менее она вошла в число счастливчиков, бесплатно зачисленных в один из самых престижных американских колледжей, проучилась там без малого 365 дней и показала, на что способны наши, магаданские!
Дарье Сосовой 21 год. В 1999 году она окончила Северный гуманитарный лицей и поступила на филфак СМУ. По окончании первого курса рискнула участвовать в международной программе АСПРЯЛ, ездила в Хабаровск сдавать TOEFL и выиграла! Прошла нешуточный конкурсный отбор и единственная со всего Дальнего Востока отправилась на учебу в США. Ее размышления и наблюдения показались нам интересными, и с прошлого номера мы начали публиковать Дашины дневниковые записи без каких-либо изменений и сокращений. Что-то может показаться спорным, а что-то, наоборот, побудить к размышлениям. Но равнодушным дневник не оставит.
Дарья Сосоеа, безусловно, одаренная личность. Сейчас она учится на V курсе филфака, является президентом магаданской молодежной организации "Модели ООН на Дальнем Востоке" и стремится активно участвовать в жизни. При всей своей занятости (каждый день встает в шесть утра) она занимается бальными танцами (ее любимый танец - сальса) и идет на красный диплом. Дарья предельно открыта для общения; ее e-mail: dara78@mail.ru Телефон для связи 5-96-65,
***
ОКТЯБРЬ
Октябрь начался интересно. Моя американская семья получила письмо от... меня! Только высылала я его из России четыре месяца назад. Со своей семьей я познакомилась даже раньше приезда, когда моя хост-мама написала мне письмо в Россию, в Магадан, и я, будучи воспитанной девочкой, на него ответила. Только получили они его поздновато, когда я уже была полноправным членом их семьи, выполняла свои семейные обязанности, помогала родителям и ходила с ними в церковь по воскресеньям. Зато было очень интересно прочитать письмо от себя прежней, посмотреть со стороны и даже оценить происшедшую эволюцию.
Весь октябрь наша "иностранно-студенческая братия" ездила по экскурсиям, концертам и выставкам в соседние города и в столицу штата Мэдисон. Жизнь была насыщенной, скучать не приходилось. В городе Грин Бэй я первый раз послушала оперу "Кармен" в исполнении бродвейской труппы. В Мэдисоне побывали на футбольном матче. Американский футбол всегда оставался для меня загадкой, и правил игры я - да простят меня мужчины - так и не поняла. Но зрелище было красочное. На поле шла своя игра, на трибунах - своя. Болельщики совершали годами установленные ритуалы, что-то кричали в поддержку футболистов, трясли ключами и скандировали речевки.
В течение всего учебного года мы часто бывали на различных концертах, спектаклях, выставках. И чему я никогда не уставала поражаться, так это огромному количеству инвалидов, людей с различными физическими и умственными недостатками, которых просто массами водят и возят на спектакли, концерты или иные массовые мероприятия. Это самым настоящим образом демонстрирует отношение общества к инвалидам. Инвалид - это человек в силу природы или случая обладающий недостатком и такой же равноправный член общества, как и любой другой человек. Но болезнь или недостаток не делают его ущербным, вынужденным проводить всю свою жизнь в изоляции от общества. Такие люди есть и у нас, только мы их практически не видим и ничего о них не слышим, пока раз в полгода о них не скажут в местных новостях в связи с выделением властями очередной мизерной суммы на покупку необходимого оборудования. Вот люди одни, а отношение к ним в наших странах различное. В Америке я не видела ни одного, простите, общественного туалета без специальной кабинки для человека на инвалидной коляске. Возле входа в любое здание - специальная дорожка для успешного попадания инвалида в здание. Поэтому насладиться всей красотой Санкт-Петербургского балета на льду "Щелкунчик", проходившего в декабре в концерт-холле университета города Грин Бэй, могли не только я и мои друзья, но и сотни детей-инвалидов, в тот вечер посетивших спектакль...
Ну и в конце месяца, конечно же, в Америке празднуется Хэллоуин. Самый настоящий. Даже тыквы на поле мы собирали семьей. А вечером в колледже была вечеринка, которую посетили Чарли Чаплин, Кот в шляпе, солдаты, барабанщики, латиноамериканские танцоры, цыгане, восточные девушки-богини и много разного другого народа. Кстати, Чарли Чаплиным была я.
НОЯБРЬ
Ноябрь ознаменовался активной учебой. Как раз тогда на своем опыте я поняла, как глупо не сдавать работу, и в поте лица пыталась исправить гибельное положение. В ноябре случилась и первая депрессия. Нет, скорее, не депрессия, а легкая хандра, тоска по дому, грусть по летнему теплу и еще много чего. Но эта хандра была из разряда быстро излечимых любым более или менее веселым развлечением. Одним из таких средств послужила поездка всей студенческой группой в Чикаго. Во-первых, Чикаго как-то более походил на город, чем наш висконсинский Маринетт. Во-вторых, на сей раз в план поездки входила обширная культурная программа, а не только шоппинг, которая включала в себя поход в Музей науки и современности, Художественную галерею, океанариум и т. д. Странно, почему пределом культурной программы для американцев является шоппинг? Кстати, я до сих пор не люблю ходить по магазинам...
День Благодарения для американцев - это своего рода последний бросок перед Рождеством, когда готовится сытный ужин и собирается вся семья для праздничной молитвы. А для школьников и студентов - это маленькие четырехдневные каникулы. Вот тогда и попала я в первый раз на горнолыжный курорт. Как говорится, все для человека - в таких условиях и мартышка кататься научится. Десять-двенадцать трасс разного уровня сложности, снег в идеальном состоянии, удобные сидячие подъемники создали для меня идеальную атмосферу для первого горнолыжного опыта. Через полтора часа я стала с лыжами единым целым и начала готовиться к следующим зимним Олимпийским играм.
После такого отдыха только ленивый не будет учиться. И я активно стала настраивать себя на предстоящие финальные экзамены.
ДЕКАБРЬ
Декабрь можно условно назвать месяцем надежд. Во-первых, это ожидание Рождества и ощущение грядущего большого праздника. А во-вторых, это каникулы, море свободного времени и ощущение беспредельной свободы, которой я не преминула воспользоваться и сразу же после экзаменов дернула к подруге в еще более забытую Богом и Джорджем Бушем-младшим Айову. Как я туда добралась, прилетев часов семь спустя после ожидаемого времени и совсем с другого направления, отдельная история. Американские авиалинии, как показала практика, оказались еще более несовершенными, чем российские. Проведя в Айове несколько дней, я поспешила домой, дабы не опоздать к самому семейному празднику - Рождеству. Однако вопреки ожиданиям чуда опять не произошло. Тем не менее Сайта не поскупился на подарки, чем поднял мне настроение на следующие месяца два. Сразу же после Рождества мы с семейством отправились в Иллинойс, теперь уже к семье "мамы". Еще два праздничных дня в теплой дружелюбной компании. И я в очередной раз поблагодарила всевышнего, что мне так повезло с приемной семьей.
ЯНВАРЬ
Каникулы в полном разгаре. Только теперь я перемещаюсь в другом направлении - на юг. На сей раз с подругой, и путешествуем мы на поезде. Едем в гости к моей "тете", "папиной" сестре. Как только нога моя ступила на землю штата Нью-Мексико, я поняла: если бы мне пришлось когда-либо жить в Америке, то жила бы я здесь. Уж очень отличалось то, что я увидела, от того, что привыкла созерцать несколько последних месяцев. Если вам нравится фильм "Отчаянный" с Антонио Бандерасом в главной роли, вы бы меня поняли. Никаких белых двухэтажных домов и высотных зданий, с одной стороны горы, а с трех остальных - пустыня, все дома низенькие, как будто вылепленные из глины. И повсюду ощущается индейская культура. Деревни, как будто только перенесенные из Испании прошлого века, индейские поселения, маленькие городки, пропитанные духом Старого и Нового Запада, - все это является составляющими современного Нью-Мексико. В больших городах - центры современного искусства, старые и новые музеи, маленькие гостиницы и большие отели ни в коем случае не выпадают из общей картины "Старо-Нового" Света. Побывав в нескольких городах Нью-Мексико, я могу с уверенностью отметить, что сильнее всего в моей памяти запечатлелись две столицы этого штата - старая Санта-Фе и новая Альбукерки - географический, финансовый и индустриальный центр Нью-Мексико.
К сожалению, скоро пришлось возвращаться домой... Там ждали меня мое семейство, друзья и учеба, и после продолжительных каникул я вернулась к моей привычной повседневной жизни.
ФЕВРАЛЬ
К своему ужасу и стыду, я не могу вспомнить каких-либо ярких событий того февраля. То ли память меня все-таки подвела, то ли это действительно был месяц затишья и сосредоточенной учебы. В этом семестре я решительно настроилась ни в коем случае не допускать провалов и достойно закончить год в американском колледже. Учиться в американском учебном заведении мне нравилось, хотя, конечно же, я постоянно сравнивала. Сравнивала образовательные системы двух государств, сравнивала студентов, сравнивала преподавателей. Не могу сказать, что подобный анализ шел в ущерб какой-либо из двух систем, слишком уж они разные. Обучаясь в двухгодичном городском колледже, где студенты проходят лишь первую ступень своего высшего образования, я не могла рассуждать об известной узкой специфике американского высшего образования. В подобном колледже одного и того же студента можно было встретить и на лекции по истории Америки, и на практикуме по высшей математике, и в спортзале с баскетбольным мячом. Первые два года еще не до узкой специализации, здесь студент набирается основ в различных областях науки. А вот качество преподавания здесь на уровень выше. И дело не в том, что американскому преподавателю платят больше. Дело в том, за что ему платят. Та сумма, которую получает американский преподаватель, зависит не от длительности его стажа, тарифной ставки или процентных надбавок. Преподаватель получает ровно столько, сколько он заслуживает. А сколько заслуживает преподаватель, решают студенты. Нет, конечно, не подумайте, что в конце каждого месяца собирается студенческий совет и студенты коллегиально определяют сумму, которую они выделят своему преподавателю. Нет, все происходит иначе. В конце каждого курса студенты анонимно оценивают преподавателя. При такой системе каждый преподаватель заинтересован в том, чтобы студенты оценили его хорошо, и, соответственно, прилагает к этому свои усилия. Преподавателям выгодно, чтобы студентам было интересно. Вот такая взаимовыгодная работа. А студентам, в свою очередь, не выгодно прогуливать. Они платят за каждый предмет. И каждый прогул - это потеря денег. А так как студенты самостоятельно добывают каждый цент на обучение, свои деньги они берегут и, как следствие, усердно учатся. Еще в феврале я начала свою волонтерскую работу в детском уголке Медицинского центра. Сначала потому, что по программе необходимо было пройти 120 часов стажировки. А потом потому, что понравилось. Нравилось с детьми сидеть, нравилось и то, что за это спасибо говорят. Это такое отношение к волонтерам - если ты за свою работу деньги не получаешь, то получаешь такую благодарность, что тебе кажется, что ты незаменим и твоя работа совершенно бесценный вклад. Многие люди участвуют в волонтерской работе: те же самые пенсионеры, энергия которых продолжает приносить пользу обществу, матери-домохозяйки, которые считают свою работу полезной и необходимой да и просто хотят немного времени проводить вне дома. Когда ты работаешь волонтером, тебе все равно, сколько за эту работу ты мог бы получить, просто понимаешь, что помощь другим гораздо важнее любой выгоды. (Продолжение следует).