В океане нынешних российских экономических и социальных проблем открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс" выглядит как удивительное исключение. Как счастливый обнадеживающий знак того, что и наш край, и вся Россия может выбраться из глубокой кризисной колеи на твердую почву и двигаться в будущее по дороге, мощеной трудом и разумом.
С этой дороги коллектив "В-Сибпромтранса" никогда не сворачивал. И сегодня, познакомившись поближе с жизнью и производством этого предприятия, многие не могут удержаться от вопроса: в чем секрет его живучести и успеха? Ответ прост - именно в правильности изначально выбранного курса и верности ему при любых внешних обстоятельствах. Обстоятельства эти, как мы знаем, стерли с лица края многие, некогда прославленные предприятия. Обанкротившихся производств нынче у нас более 1000. И если учесть, что "В-Сибпромтранс" не сидит на газовой или нефтяной трубе, не перерабатывает залежи цветных металлов, а является в производственном секторе сервисным предприятием, то феномен его устойчивого развития тем более стоит большого внимания и уважения.
Итак, что такое сегодня ОАО "В-Сибпромтранс"? Это крупнейшее российское предприятие межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, подразделения которого территориально расположены в нашем крае, Иркутской и Кемеровской областях и в Республике Хакасия. Качественным транспортным обслуживанием оно охватывает более 1000 промышленных предприятий. По объемам работ приближается к 100 миллионам тонн транспортной работы в год. А это - погрузка и разгрузка промышленных грузов своей техникой и механизмами, перевозка сыпучих и инертных грузов в собственных саморазгружающихся вагонах, ремонт на своих базах вагонов и тепловозов всех модификаций, ремонт всех видов железнодорожных путей, поставка лесоматериалов на экспорт и по России. Кроме того, предприятие организовало производство пиломатериала, глубокую переработку древесины по заказам, собственными силами изготовляет необходимые для работы приспособления и путейские инструменты.
За выживание и развитие в условиях социально-экономического кризиса ОАО "В-Сибпромтранс" получило в 1995 году международную награду "Факел Бирмингама", коллективу присвоено Международной академией реальной экономики звание "Лидер региональной экономики". За счет чего же это предприятие заняло такие позиции в условиях рыночной конкуренции да еще при общем падении производства? Лучше, чем ответил на данный вопрос президент краевого Союза товаропроизводителей, предпринимателей Валерий Сергиенко, и не скажешь: "Если бы в каждом акционерном обществе и государственном предприятии были бы такие программы экономического роста и одновременно социальной поддержки своих работников, страна давно бы жила лучше. Поэтому "В-Сибпромтранс" является ключевым членом нашего Союза. А 30 лет назад я был свидетелем рождения этого предприятия и воплощения им в жизнь очень продуктивной идеи".
НЕ ПРЕРЫВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Идея состояла в том, чтобы создать в стране единый комплекс межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, который бы обеспечивал нужды промышленных предприятий всем спектром транспортных услуг. В Восточной Сибири в 1975 году по решению правительства такой комплекс объединил разрозненные транспортные цеха предприятий нескольких регионов и сыграл, в частности, очень важную роль в годы бурной индустриализации Красноярского края. Предприятию 38 раз до начала реформ вручалось переходящее знамя высших государственных структур за отличные экономические показатели и зарождение замечательных трудовых традиций.
- Когда меня сегодня спрашивают, как мы выстояли позже, в годы перехода на новые экономические отношения, во время всеобщего кризиса, я отвечаю: благодаря сохранению именно всех наших традиций, - говорит бессменный генеральный директор "В-Сибпромтранса" Геннадий Семенович Лапунов. Накануне юбилейной даты он провел для журналистов ознакомительный пресс-тур по некоторым подразделениям компании и ответил на вопросы прессы.
- Мы не пошли по пути разъединения, сокращения кадров, избавления от социальных обязательств перед людьми. Я настраивал коллектив на веру в то, что мы выстоим и добьемся достойного места и в рыночных условиях. Главное было - сохранить внутрикорпоративное развитие. Мы продолжили проведение профессиональных конкурсов: у нас соревнуются и по сей день не только на звание лучшего составителя, машиниста, путейца, экономиста, программиста, начальника цеха, директора филиала, но даже на лучшего охранника. Мы не убрали доску и стену почета, ввели звания "Почетный ветеран предприятия", "Заслуженный работник ОАО". Мы создали свой корпоративный музей, который как бы связал доперестроечную и последующую истории предприятия. Например, среди экспонатов - гербы страны, которые было принято устанавливать на локомотивах, фотографии передовиков производства, которые выставлялись в Москве на Выставке достижений народного хозяйства. У нас трудятся люди 140 профессий, треть персонала владеет двумя и более профессиями, на предприятии 100 рабочих династий. Мы учим в вузах за счет фирмы молодых специалистов, окружаем почетом и заботой ветеранов. Сохранили для коллектива все социальные гарантии, которые были до реформ.
Конечно, был период, когда устоять на этих принципиальных для нас позициях было очень трудно. Все помнят еще годы существования натурального обмена, нехватки "живых" денег. Тогда мы открыли свои магазины, в которых в счет зарплаты можно было купить любые продукты и многие промтовары. В столовых кормили в кредит.Особенно "горячо" мне доставался канун каждого учебного года - шли родители со своими заботами, с вопросами, как собрать ребятишек в школу. Не поверите - я знал тогда даже размеры ботиночек детей своих работников...
"СЕКРЕТ ФИРМЫ"
Вот он и весь секрет "В-Сибпромтранса": дать почувствовать людям их значимость для предприятия и опереться на их профессионализм, на опыт старших, на энергию и новые идеи молодых. Поэтому мы и наблюдаем здесь удивительный конгломерат умелого рыночного хозяйствования и социализма в миниатюре. На предприятии сегодня средняя зарплата выше средней по краю и по Сибири в целом. На различные социальные программы, принимаемые ежегодно, тратятся десятки миллионов рублей. Сотни ветеранов труда получают дополнительную пенсию и денежные пособия, "Лучшим по профессии ОАО" устанавливается 25-процентная надбавка к зарплате, льготами пользуются получившие звания "Почетный ветеран труда ОАО" и "Заслуженный работник ОАО". Акционерное общество взяло на себя расходы по оплате для коллектива многих видов добровольного медицинского страхования. Оплачивается дорогостоящее лечение. Недавно для операции на сердце одному из составителей поездов компания вместе с краевым управлением здравоохранения выделила 500 тысяч рублей. И это далеко не единичный пример. Ежеквартально с вручением дипломов и премий подводятся итоги производственных соревнований среди 12 филиалов предприятия. Свыше 5 миллионов рублей ежегодно направляется на учебу персонала, повышение квалификации кадров.
Руководство компании постоянно следит за улучшением условий труда. Здесь организовано изготовление современной спецодежды со светоотражающими элементами, проводится ее стирка и ремонт. Серьезно относятся и к отдыху персонала. "В-Сибпромтранс" направляет своих работников и их детей на собственные базы отдыха на Черном море, на озерах Шира и Учум, в Приангарье в основном за счет средств компании. У предприятия свои магазины и столовые.
В одном из таких магазинов мы побывали - это торговый дом "Майский" в микрорайоне Северном в Красноярске. В огромном торговом зале площадью почти в тысячу квадратных метров, словно в супермаркете, широкий ассортимент товаров по невысоким ценам. Директор торгового дома Дмитрий Александрович Никитин показал нам и кулинарию, уютное кафе:
- Здесь за символическую цену работники предприятия проводят корпоративные и семейные праздники.
А в локомотивном депо Красноярского узла "В-Сибпромтранса" мы посетили небольшой магазинчик, который до сих пор продает продукты и бытовую технику под зарплату. Товаровед Елена Францевна Барановская объяснила:
- Магазин наш - наследство от времен "бартера". Но рабочие попросили Геннадия Семеновича его не закрывать, хотя зарплата давно выдается вовремя. Удобно очень. За год у нас получается оборот в 4 миллиона рублей - люди идут с удовольствием. Ведь мы закупаем сюда только проверенные, качественные товары и отдаем их в рассрочку.
Красноярский узел, на территории которого находится магазин, - одно из крупнейших подразделений компании. Если все железнодорожные пути, принадлежащие ему, вытянуть в одну нитку, можно доехать до Ачинска. А локомотивное депо Красноярского узла - основная ремонтная база акционерного общества. Здесь современным оборудованием проводится полное освидетельствование с промежуточной и полной ревизией букс колесных пар локомотивов и вагонов, все виды деповского ремонта тепловозов. И на примере даже одного этого филиала акционерного общества можно увидеть, как много делается для модернизации и переоснащения производства в компании, какое внимание уделяется культуре труда.
СМОТРЕТЬ ВПЕРЕД
Геннадий Семенович Лапунов любит повторять, что если года два-три на предприятии не менять технологии и методы работы, не искать новых ее направлений, то неизбежно наступает застой. Поэтому он ставит задачу постоянного обновления основных фондов, ежегодно свыше 600 миллионов рублей тратится на модернизацию производства. Ведь в обстановке жесткой конкуренции от этого зависит качество услуг, возможность снижать их стоимость и быть наиболее привлекательным для клиентов.
Главный инженер Красноярского узла Евгений Викторович Наумец показал нам на примере своего производства, насколько качественнее стал ремонт после компьютеризации процесса. Специальные установки и новейшие приборы всесторонне "просвечивают", например, в колесном цехе колесную пару, определяют необходимый вид ремонта, отслеживают этот ремонт в процессе.
- Вот, посмотрите, дефектоскоп, проверяющий ультразвуком состояние подшипников, - объясняет начальник колесного цеха Светлана Витальевна Седогина, - разница между размерами роликов в них не должна превышать 5 микрон. После проверки сердцевина колеса подается на монтажный участок. Здесь все детали подбираются автоматически и собираются в буксовый узел колеса. А вот станок по обточке колесных пар без их выкатки. Он первым в Сибири появился именно у нас на предприятии. В нашем депо в этом году пущен автоматический цех по заливке моторно-осевых подшипников. Работает в нем всего один человек!
Поражает не только техническая оснащенность подразделений "В-Сибпромтранса", но и удивительная чистота цехов, строгая система отчетности и планирования в компании. Сегодня генеральный директор уже имеет перед собой планы на весь предстоящий 2006 год. Темпы прироста объемов работ прогнозируются не менее 3 процентов. И для этого уже сейчас продумывается целая система мер, которые должны обеспечить этот рост. В планах все - от новых решений в транспортной логистике и системе управления до мониторинга цен на аналогичные услуги на сегодняшнем рынке и создания новых подразделений. Не удивительно, что качество и сроки услуг компании неизменно остаются привлекательными для таких партнеров, как РАО "ЕЭС России", ГМК "Норильский никель", НК "Юкос", ОАО "ЕВРАЗ-Холдинг", "Русал", Ачинский глиноземный комбинат, Енисейский ЦБК и многих других.
В ближайших планах "В-Сибпромтранса" - создание корпоративной информационной системы, работа на БАМе, на Урале, уже развивается сотрудничество с Подмосковьем и Санкт-Петербургом. Проводится большая работа по расширению сферы деятельности. Объемы перевозок и обработки грузов неизменно растут.
Ежегодно компания пополняет свой список наград и званий, подтверждающих лидерские позиции предприятия. В нынешнем, юбилейном, году компания удостоена звания лауреата и награждена дипломом правительства РФ в конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности", получена национальная премия Торгово-промышленной палаты России "Золотой Меркурий", премия транспортной отрасли РФ "Золотая колесница". А талантливый организатор производства и настоящая душа коллектива предприятия Г. С. Лапунов, имеющий уже многочисленные звания и награды, в этом году удостоен Золотой медали Наполеона французской Ассоциации SPI, ордена "Звезда созидания" Первой российской национальной академии культуры, меценатства и благотворительности, "Золотой грамоты мецената", присужденной Международным благотворительным фондом "Меценаты столетия".
Настоящий золотой каскад признаний трудовых достижений! Лучшего итога к 30-летнему рубежу жизни коллектива замечательного сибирского предприятия трудно пожелать. Но по большому счету праздник "В-Сибпромтранса" можно считать праздником, выходящим за рамки одной компании. Перед нами образец такой рыночной модели, когда во главу экономической и производственной успешности поставлен человек труда. От него зависят и ему же служат все достижения предприятия. Очень обнадеживающая модель!