Мы привыкли рассматривать театральные подмостки как место, где царит вольность и свобода нравов. Однако хочу разочаровать тех, кто любит посмаковать всяческие интриги и пикантные истории закулисной жизни. Сегодня театр на фоне далеких от нравственности страстей нашей повседневной жизни служит если не образом семейного очага, то, во всяком случае, домом, где не разбиваются, а соединяются любящие сердца. Естественно, речь идет не об абстрактном храме искусства, а о Донецком академическом музыкально-драматическом театре. То ли место тут счастливое, то ли Мельпомена склонила на свою сторону легкокрылого Гименея, но в последние годы свадебный марш здесь звучит постоянно. Сказывается, очевидно, и то, что сам директор и художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры Украины Марк Матвеевич Бровун - самый что ни на есть закоренелый семьянин. Потому и собрал под своей крышей целых девятнадцать семей.
Сегодня мы представляем нашим читателям одну из молодых актерских пар, чьи сердца соединили театральные своды. Итак, знакомьтесь: Инна Гвоздикова и Владимир Быковский. Побеседовать с молодой очаровательной четой мне удалось в перерыве между репетициями. Первым на место встречи, в гримерную, пришел Володя, а чуть позже появилась и Инна.
- Похоже, что сейчас театральная семья, скорее обычное, чем редкое явление? - спросила у своих собеседников.
Владимир: - В рамках нашего театра это действительно так. У нас много молодых семейных пар и в балете, и в драматической труппе, и среди режиссеров. Не знаю, как в этом плане обстоят дела в других учреждениях или фирмах и офисах, но театр действительно способствует рождению семьи. Здесь особенная атмосфера. Да и специфика нашей работы располагает к этому. Мы ведь не просто служим, а живем в театре. Партнерские отношения на сцене так или иначе сближают людей.
- Расскажите, пожалуйста, историю вашей любви.
В.: - Самое интересное, что мы прослушивались и были зачислены в театр в один день. Хотя я приехал из Горловки, а Инна - местная. Так что получается, что мы из одного призыва. И в театре работаем абсолютно равное количество дней, месяцев и лет. А зачислили нас в труппу театра 7 октября 1999 года.
- И вы сразу воспылали к друг другу чувствами?
В.: - Вовсе нет. Год мы были просто друзьями. У каждого была своя личная жизнь. Но опять же, судьба свела нас на сцене. Мы вместе работали в спектакле "Интриги любовников", инсценировка французской комедии "Блез" К.Манье. Я играл там главного героя молодого французского художника, а Инна - мою служанку. В конце спектакля между нашими героями зарождается любовь, и все заканчивается страстным поцелуем. Месяца два мы работали над спектаклем, как обычно. Ничего такого не происходило, хотя что-то неуловимое уже будоражило, а пять месяцев спустя, после гастролей, все было уже предопределено. Я начал ухаживать за Инной.
- Инна, когда вы почувствовали, что Володя - ваша судьба?
Инна: - Как он уже говорил, вначале он был просто моим другом. У нас были теплые отношения. Я делилась с ним своими женскими секретами, рассказывала о многом, в том числе и о поклонниках. Он давал какие-то советы, сам советовался со мной. Просто было дружеское притяжение, но не более.
В.: - В принципе бурного театрального романа с первого взгляда не было. И слава Богу. Наши отношения развивались довольно медленно, но как говорят немцы, чем медленнее, тем качественнее. Взрыва какого-то, чтобы взахлеб, не произошло. Зато мы построили крепкие семейные отношения. Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить.
И.: - В общем, все случилось на гастролях в Днепропетровске. К концу гастрольной недели, а наш спектакль шел каждый день, мы так увлеклись, что поняли, что взаимоотношения наших героев, переросли в реальное чувство. В финале последнего спектакля мы уже целовались по-настоящему и от души.
В.: - Закончилось все тем, что я перебрался из общежития к Инне, и мы уже три года вместе.
- Инна, у вас чудесный голос, почему вы выбрали драматический театр?
И.: - Я действительно окончила Донецкое музыкальное училище по классу вокала. Потом занималась у народной артистки Украины Алины Коробко. Мечтала поступить в консерваторию. Но, наверное, в жизни ничего не бывает случайного. Среди обязательных дисциплин училища был предмет "Мастерство актера". Мы ставили разные спектакли, театрализованные представления, устраивали капустники. Я так увлеклась, что как-то отошла от вокала...
- Легко ли вам вместе работается на сцене? Говорят, два творческих человека, что два льва в клетке. Не многовато ли двух "львов" на семью?
И.: - Всякое случается. Иногда вулкан взрывается: Володя доказывает свою точку зрения, а я - свою. Пикируемся. Он меня критикует, я - его. Дома мы для себя и режиссеры, и актеры, и критики одновременно. Обижаемся, конечно, друг на друга. Но на утро все проходит. Мы понимаем, что творческие споры во благо, они приносят ощутимые плоды. Вот, например, на выпуске спектакля я всегда прошу Володю, чтобы он обязательно сидел в зале. Ведь роднее и ближе человека, чем он, в театре нет.
В.: - Я как никто заинтересован, чтобы у Инны все получилось хорошо. И потом, я не боюсь, что она обидится. Театр есть театр. Все рождается в муках. Редко бывает так, чтобы все сразу красиво вышло. Всегда споры, сомнения, тревоги, волнения. Инна уже привыкла, если я говорю, что все хорошо получилось, то это на самом деле так и есть. И, наоборот, если плохо, что тут утаивать. Критика это всегда тяжело, она обижает и обжигает. Но лучше все выяснить на репетиции, переболеть, переработать, заглушить в себе все обиды, а потом выдать зрителю все в лучшем виде. Так что разногласий типа: "Ты меня обидел, слез моих не видел" у нас не бывает.
- Вы часто в паре играете героев-любовников?
И.: - Нет, сейчас нет. Разве что в "Сватаннi на Гончарiвцi". Инна играет Наталку-Полтавку, а я - Стецька.
В.: - Там у нас не любовь, а дуэль. В остальных спектаклях у меня есть свои любимые героини, а у Инны - свои герои.
- Не точит ли душу червячок ревности, когда ваша жена, Володя, или ваш муж, Инна, по сценарию любят кого-то другого?
И.: - Ревности нет абсолютно. И потом, это же театр!
В.: - Это зрителю кажется, что мы напропалую целуемся, обнимаемся. В театре есть свои технические приемы. Так что ревновать не к чему. Слава Богу, у нас нет спектаклей с постельными сценами.
- Есть ли у вас классический пример театрального кумира?
И.: - Для меня пример - народная артистка Украины Евгения Воробьева. И в жизни, и на сцене. Она удивительна не только, как актриса, но и как женщина, любящая мать, жена. Я учусь у нее многому. Когда только пришла в театр, Евгения Васильевна стала моей наставницей.
- Ребята, вы выбрали нелегкую судьбу. Творческое напряжение несоизмеримо больше, чем зарплата, которую вы получаете. Не жалеете, что не пошли, скажем, в бизнесмены или менеджеры?
И.: - Мы живые люди. Когда что-то не получается, чем-то расстроены, нервы на пределе, хочется все бросить. И думаешь, надо чем-то другим заняться, а потом, когда остываешь или сидишь без роли, понимаешь, что без театра нет жизни.
В.: - Срывы бывают не только в актерской, но и любой другой профессии. У каждого свои сложности.
И.: - Дело в том, что в любой другой профессии каждый человек живет одной жизнью, а мы в театре проживаем их десятки.
- В чем различие и схожесть ваших характеров?
В.: - Кроме того, что мы в один день пришли в театр, мы чуть ли не в один день родились. У Инны день рождения 29 апреля, а у меня 1 мая. Так что три дня получается большой семейный праздник. Мы оба Тельцы, и нам это абсолютно не мешает. Редко бывают столкновения, хотя упертости не занимать. Оба ненасытны в работе, оба любим домашний уют.
- У вас большая семья?
И.: - Мы живем с мамой, бабушкой и собакой. Собака наша - главный член семьи. Зовут ее Вилда - королевский пудель.
В.: - Кроме собаки, у Инны появилось еще одно увлечение - цветы. Это открылось недавно. Она их обожает. Создала в доме целую оранжерею.
И.: - Я сама раньше не предполагала, что во мне это есть. К стыду, я не знаю, как называются цветы, которые сажаю, как за ними ухаживать. Просто интуитивно понимаю, какие из них любят тень, какие свет. Покупаю, сажаю, и они растут. Растут и радуют.
- Володя, как у вас сложились отношения с тещей?
- Замечательно. С Любовью Алексеевной у нас полное взаимопонимание и никаких конфликтов. Думаю, что так будет и в дальнейшем. Она любит театр, с удовольствием смотрит все спектакли. Хочу сказать ей большое спасибо за все. Она очень нам помогает. Ведь мы с Инной практически не бываем дома. Но когда есть свободное время, тоже не сидим без дела.
И.: - Володя молодец. Ремонт, все домашние хлопоты - на нем: сантехника, краны, электричество. Ванну сам обшил пластиком, причем до этого ни разу подобного не делал.
В.: - У актеров такая специфика. Надо воплотиться в любой образ (смеется). Вообще, я прагматик, у меня математический склад ума. Любимый предмет - геометрия, поэтому предрасположен к порядку, точности. И работы физической никогда не боялся. Люблю что-то делать, мастерить, иногда вожусь до ночи. Тогда женщины мои просят: "Хватит, иди ложись спать". А я не могу: раз взялся - надо закончить.
- Не противоречит ли прагматизм творчеству?
- Никак нет. Наоборот, помогает. Эмоции эмоциями, а в спектаклях должна быть логика.
- Инна, теперь ваша очередь: как сложились отношения со свекровью?
- С Людмилой Анатольевной у нас тоже замечательные отношения. Правда, я ее редко вижу - живет в Горловке. Дело в том, что моя свекровь окончила культпросветучилище, поэтому у нас полное совпадение и понимание. Она компанейский, музыкальный и театральный человек.
- У Володи удивительный цвет волос, наверное, этим он и покорил вас, Инна?
И.: - Вообще в юности мне нравились брюнеты, но так сложилось, что полюбила рыжего.
- Не рыжего, а шатена, - поправляет Володя.
И.: - У него очень красивый цвет волос и сама их структура.
- Володя, вот если бы вы были режиссером театра, думаю, что в будущем это вполне возможно, что бы вы поставили?- Хоть я серьезный человек, но по натуре комик. Нет ничего серьезнее в театре, чем поставить комедию. Мне нравится французская комедия. Там всегда присутствует юмор, лирика, любовь, всегда есть нечто притягательное и забавное. Люблю французские фильмы с Пьером Ришаром. "Игрушка", к примеру, там такой тонкий юмор... Нравятся фильмы Рязанова, он тоже исповедует этот жанр. В восторге от захаровских фильмов. В спектакле я бы хотел видеть живое, трогательное, чистое. Чтобы человек посмеялся и в то же время задумался. И вышел с чистым сердцем и просветленной душой.
- Сейчас многие жалуются на жизнь: и то плохо, и это нехорошо, кругом сплошное разочарование.
В.: - Конечно, жить не просто. Но давайте оглянемся на 12 лет назад, и посмотрим на ту Украину, которая только начинала свой путь независимости. Есть разница, не правда ли? Нам есть сегодня, чем гордиться, есть чему радоваться. Видны подвижки, пусть только на шаг, но они есть и их надо приветствовать. А минусы были во все времена.
И.: - Вообще жизнь надо любить. Это большой подарок. И нужно воспринимать ее такой, какая она есть, и радоваться каждому дню, каждому мгновению. Радоваться дождику, солнышку и говорить: "Спасибо за то, что мы живем".