Главная >> 5 >> 3

ЗАРЯД ДОБРОГО НАСТРОЯ

Астраханская глубинка


Этот концерт был необычным во всем: и по времени - проводился в десять утра, и по содержанию - лучшие номера из прошлогодних выступлений и новые, и по оформлению - использованы новые костюмы, музыкальные инструменты. И носил он официальную форму - творческий отчет Дома культуры муниципального образования "Байбекский сельсовет". Однако к началу концерта зал был полон.


Среди приглашенных я увидел бывшего председателя колхоза "Родина" (руководившего в 1960-1988 гг.) пенсионера К Д. Кухалова, бывшего директора Дома культуры (1969-1975 гг.) Ш.Б. Альжанова и подсел к ним. Мне было интересно знать их мнение о работе нынешнего коллектива культработников.


- Я уже доволен тем, что вижу сегодня, - говорит Казбек Дуйсенович о проведенном ремонте в здании. - За последние десять с лишним лет ДК не ремонтировался, и у меня язык не поворачивался называть его очагом культуры. Так, наверное, думали и участники художественной самодеятельности, ибо, слышал, поубавилось их количество. Теперь - красота кругом! А ведь все зависит от руководителя. Я имею в виду главу сельсовета Н.И. Байтемирова. Говорили раньше, что денег нет на ремонт, он-то нашел, и не только на Дом культуры. Какую дискотеку, банкетный зал соорудил в здании старой школы, теперь сельчане там семейные праздники проводят, и вообще все двухэтажное здание восстановил за короткое время. Нет, не ошиблись в нем, когда избрали его главой в середине 2001 года. Весь тот объем работ выполнен вновь созданным УМП "Байбекжилкоммунхоз", а не приезжими строителями.


- Казбек Дуйсенович, здание ДК построено при вас. И тогда же, помнится, в области заговорили о поющем Байбеке. Расскажите, как это было.


- Прежде на нынешней территории Байбекского сельсовета существовало шесть аулов. Люди ставили дома там, где не затапливались пастбища во время паводка. В конце 1960 года по решению партийно-советских органов были объединены три колхоза - Байбекский, Малоаральский и Караозекский - с центром здесь, а тут насчитывалось около ста дворов, которые находились вдали от реки, на возвышенности. Почти все представляли собой мазанки.


Я был избран председателем. Переехал сюда из Караозека. Одновременно с организацией труда в многоотраслевом хозяйстве надо было создавать инфраструктуру в Байбеке. Разработали ген-план, под новое строительство отвели пустырь на берегу. И первым делом приступили к обваловке территории. В 1963 году параллельно, на свой страх и риск, начал строительство типового Дома культуры. Естественно, на колхозные деньги. Однажды приехал в село председатель облисполкома Н.К. Блохин. Увидев на пустыре фундамент, спросил: "Что тут будет?" "Дом культуры", - отвечаю. "Села-то нет, а Дом культуры строят...", - удивился он. Впоследствии он подключил к нам городские стройорганизации. За четыре года здание было построено.


Первым директором был Алим Турчеев, энергичный, деятельный человек. Он сплотил хороший коллектив художественной самодеятельности. Здесь охотно выступали учителя во главе с директором школы Ж.И. Бекесовым. Вот и Шакубай Бедикович, будучи завучем, стал клубным активистом. Через два года он возглавил Дом культуры.


...Наш разговор прерывается, ибо зазвучала казахская мелодия. По залу пошли дети в национальных костюмах и стали раздавать зрителям шашу. Есть у казахов такой обычай: гостей одаривать сладостями. На сцену выходят ведущие в хорошо сшитых концертных костюмах и объявляют первый номер: "В исполнении детского домбрового ансамбля "Шалкыма" произведение "Кенес". Руководитель ансамбля Рахила Балгазиева, стаж работы в ДК - 15 лет. Коллектив принимает участие во всех районных мероприятиях". Великолепно смотрелись дети в новых костюмах, а еще лучше звучала их музыка. Потом в сопровождении ансамбля хореографическая группа "Жулдыздар" (руководитель Олимпиада Игликова) исполнила танец.


...На сцене народный ансамбль домбристов "Толкын". В прошлом году он подтвердил звание "народного", полученное в 1991 году. Им с прошлого года руководит Ильяс Шагапаров, дипломант областного конкурса домбристов. И этот коллектив одет в национальные костюмы. Ансамбль играет кюи Курмангазы "Адай", потом "Балбураун", "Кзыл каин"...


А я вижу в глазах соседей неподдельную радость. Каждый номер концерта заканчивается бурными аплодисментами.


- Да, заметно шагнули вперед ребята, - с некоторой завистью в голосе замечает Ш.Б. Альжанов. - В наше время тоже имели костюмы, инструменты не хуже, чем у настоящих артистов, но тогда все покупал колхоз, а ныне ведь с деньгами напряженка, особенно в сфере культуры, но тут администрация находит средства. Это, во-первых. Во-вторых, смотри - домбристы произведения исполняют по нотам, а мы тогда - на слух. Поэтому сейчас музыка звучит отлично!..


А концерт продолжался. На сцене детей сменяли взрослые. Заметил, в ударе была семья Балгазиевых. Все четверо - Кайрат и Рахила, их дети Самал и Айгерим - срывали аплодисменты. Они пели, танцевали. Сольные номера Рахмета Бигалиева, Артура Тништикова, Элины Муртаевой, Розы Альджановой доставляли зрителям удовольствие. Прекрасно была сыграна юмористическая сценка, где участвовала группа самодеятельных артистов...


- Знаете, - вспоминает К.Д. Кухалов, - в 1976 году я вызвал к себе в кабинет Ильяса Шагапарова, он тогда только окончил школу, но участвовал в художественной самодеятельности, предложил ехать учиться в Гурьевское музыкальное училище, чтобы стать домбристом-профессионалом. Паренек согласился, выучился, вернулся назад. Также по направлению колхоза получила музыкальное образование и Гульмай Бекенова. Сейчас она играет в ансамбле. Верными профессии остаются Амантай Сергалиев, Рахила Балгазиева. А какие молодые таланты поднимаются! Надо развивать культуру.


В то время колхоз содержал девять работников в Доме культуры, платил им на уровне специалистов среднего звена, а директору - как главному специалисту. Поэтому перед ними и ставилась конкретная задача - регулярно проводить культмассовую работу среди населения. Колхоз имел тогда 50 тысяч овец, 3000 голов крупного рогатого скота, по 1000 голов лошадей и верблюдов. Они в основном содержались в степи. Дальняя точка находилась в 150 километров отсюда.


Был такой случай. Я поручал культработникам записывать на магнитофон предложения, мнения животноводов о социально-бытовых условиях. Потом их прослушивал и принимал решения. Однажды мне главный зоотехник и врач доложили, что в степи все в порядке, а через три дня оттуда приехала агитбригада и дала мне послушать выступления чабанов, табунщиков. Одни говорили, что электростанции не работают, другие - водоподъемники, третьи - о нехватке продуктов, четвертые - о том, что председатель давно не приезжал к ним... Я вызываю тех главных специалистов и включаю запись. Они до конца не прослушали ленту, встали и говорят: мы знаем, о чем дальше будет речь, лучше пойдем и исправим недостатки.


...После творческого отчета беру короткое интервью у директора ДК Р.П. Альджановой и у главы сельсовета Н.И. Байтемирова.


- При Доме культуры действует постоянный коллектив художественной самодеятельности, который состоит из 10 взрослых и 50 детей. В штате - пять работников. Особое внимание уделяем работе с детьми. Зрители тепло принимают детские домбровый и вокально-хореографический ансамбли. Мы выезжаем с концертами в другие села. Есть задумка по расширению культмассовой работы среди населения. Я понимаю, от нас теперь люди ждут отдачи, ведь немало средств вложено в прошлом году местной властью в обновление дома культуры. Будем стараться.


- Да, будем спрашивать с работников Дома культуры, - продолжает тему Нургали Исмагулович, - ведь в прошлом году только на костюмы и инструменты потрачено порядка двухсот тысяч рублей. Нужно будет - еще приобретем. Надо привлекать людей в ДК, самим идти в люди. И концерты нужно ставить не по красным датам, а регулярно, проводить тематические вечера. Клубная работа многогранна, ставлю перед коллективом главное требование - больше профессионализма. В этом случае можно и самим зарабатывать. И нужно это делать.


Я ставлю и перед собой задачу. Одну, можно сказать, выполнил - ДК привел в порядок. Другая - в этом году открою в селе детскую музыкальную школу. У нас есть талантливые дети, пусть раскрываются. Силу искусства надо противопоставить бытовым дрязгам, уличному хулиганству.