ЗОЛОТОЙ ГОБОЙ РОССИИ ПРИОТКРОЕТ ЕЕ ЗАВЕСУ ПРЯМО ПОД НОВЫЙ ГОД
На рубеже XX-XXI веков, в эпоху технократической революции, роботов и виртуальной действительности Алексей Уткин олицетворяет собой персонаж галантной эпохи. Золотой гобой России, как называют музыканта, открывает слушателям загадку и красоту старинного инструмента, который в свое время он предпочел даже фортепиано.
- Мне было 10 лет, - рассказывает Алексей Уткин, - и гобоем в ЦМШ занимались всего два человека. Это теперь гобоистов куда больше...
- А в чем для вас тайна гобоя?
- Инструмент обладает своей очень тонкой внутренней организацией, в нем заложен характер. И самая главная его тайна в том, что музыкант никогда не знает, как инструмент отреагирует на исполнителя. В этом и главная сложность для самого музыканта. Гобой нельзя постичь до конца. Это инструмент, который формирует терпение, даже волю, а сам звук воздействует на музыканта и на уровне звуковой проникновенности, и на тембральном уровне.
- Вы, можно сказать, открыли нашему слушателю гобой. Вероятно, у вас он - лучший в мире?
- Один из лучших, я думаю. Но гобой не столь дорог, как скрипка, разумеется.
- А сколько стоит самый дорогой гобой?
- Порядка 10 000 долларов. Студенты играют на менее дорогих.
- Существуют и коллекционные гобои?
- Они предназначены именно для коллекций. На них не играют, потому что природа инструмента такова, что он подвержен старению, все-таки он ведет свою историю с XVII века.
- Богата ли музыкальная литература для гобоя?
- Очень много писал Бах. Много писали композиторы Франции и Италии. В известном смысле можно говорить, что "золотым временем" гобоя были XVII-XVIII века.
- А сегодня?
- Пишут и сегодня. Я играю музыку Шнитке, Денисова, Пендерецкого, Дютийе, Лютославского...
- Гобой очень популярен среди музыкантов, склонных к аутентичному исполнительству.
- Да, это так. Музыканты-аутентисты - это и исследователи тоже. Они всесторонне изучают манеру исполнения, используют приемы старых времен, изучают эпоху... Многие мои студенты практикуются в таком исполнительстве.
- А вы?
- Пока нет. Но я вовсе не исключаю, что займусь этим.
- Ваш ансамбль вы тоже назвали по-старинному - "Эрмитаж"...
- Мы исходили из значения самого слова - "уголок отшельника". Для нас существует стремление иметь - и передать - ощущение камерности, уединенности, сосредоточения... Если нам это удается сделать - то наша задача исполнена.
- Ваш ближайший новогодний концерт состоится в Доме музыки. Как вам акустика этого нового здания?
- Безусловно, должны быть сделаны еще какие-то доработки, но в целом... Ведь в Зале Чайковского акустики не было и нет. Остается только Большой зал консерватории. Но там сквозняки в артистических комнатах, каждую минуту может обрушиться амфитеатр - нужен капитальный ремонт.... Слава богу, что у нас появился Дом музыки, слава богу, что вообще что-то делается в этом направлении.
- Что вам предстоит после новогоднего раута?
- Будет еще одно выступление в Москве с Образцовой, тоже в Доме музыки.Потом гастроли в Риге и на Стамбульском фестивале.
- Несмотря на ваше служение гобою, говорят, что вы не оставили и увлечение рок-музыкой...
- Мне было бы очень интересно синтезировать классику и рок, джаз-рок, которым я увлекался и в пору молодости.
- В то же время ваш внешний вид - эти роскошные локоны -говорит о том, что вы исповедуете стиль человека эпохи Средневековья...
- Ну если вы видите меня таким...
- Новый год вы встретите дома?
- Конечно, ведь он придет через час после моего московского концерта. А потом Новый год -это семейный праздник, домашний. Так что - все правильно.