Главная >> 5 >> 3

Марафонский бег от греха

Начался пост - самый продолжительный из всех православных. Великий. В чем состоит его сущность - глубинная и та, что лежит на поверхности? Какова взаимосвязь между духовными и физическими процессами, которые сопровождают добровольный отказ от привычных соблазнов? Имеет ли смысл поститься, не соблюдая всех канонических устоев? Можно вступить в пост с опозданием? Какие опасности подстерегают того, кто взялся за это дело не с той стороны? На эти и другие дилетантские вопросы светского человека любезно согласился ответить протоиерей отец ВАДИМ. Эта беседа, которая состоялась перед алтарем Никольского собора, мало походила на интервью. Здесь уж скорее проповедь - читателям "ВП".


Подвиг или жертво-приношение?


- Расскажите, пожалуйста, немного об истории христианского поста.


- Тут следует вернуться еще в апостольские времена. На заре христианства люди, исповедующие себя христианами, становились мучениками - предавали жизнь свою за Христа. Однако вскоре - с появлением пустынников, отшельников - пост преобразился в одну из разновидностей христианского подвига. Но уже не мученического, а преподобнического: когда вся жизнь - пост. Когда же к IV веку сформировалась монашеская жизнь, посты стали приурочивать к христианским праздникам, и к V веку основные положения, скажем, Великого поста были уже установлены. Какое-то время - в процессе становления церкви - правила поста еще формировались, но в наши дни никаких изменений в эти правила уже не вносится.


- Почему правила установлены так, а не иначе?


- На то были решения церкви как организации - церковных соборов, святых отцов. Людей, иными словами. Однако мы твердо уповаем на Господа, который не покидает свою церковь, но невидимо всегда пребывает в ней. Дух Святой наставляет церковь на верный путь. Таким образом, все соборные решения есть постановления божественные, явления сверхъестественные, которые не зависят от человеческого разума.


- Есть мнение, что самый длительный пост приходится на весну во многом потому, что при ведении натурального хозяйства в это время года людям приходилось ограничивать себя в пище по необходимости: дескать, все запасы за зиму подъели - давайте-ка поститься!


- Это совпадение. Возможно, когда-то пост и способствовал ведению хозяйства - позволял экономить продукты. Но это вторично: следствие соблюдения поста, а не его причина. Сроки поста не зависят от того, имеем мы изобилие плодов земных или их недостаток.


- Пост как таковой существовал и в дохристианскую эпоху. Что изменилось с пришествием Христа?


- До этого пост был формальным покаянием, неким жертвоприношением, - увы, некоторые так воспринимают пост и в наши дни. Христианский же пост являет собой необходимое условие духовного возвращения к нашему небесному наследию.


Птица о двух крылах


- Какая же связь между небесным наследием и отказом от скоромной пищи?


- Через пост освобождается дух, что приводит человека в состояние благодатного мира. Только так он способен во всей полноте воспринять спасение, дарованное Господом. Пост - в первую очередь процесс духовный. И должен сопровождаться не только воздержанием, но и особым, сосредоточенным восприятием мира, размышлениями о своей жизни, о нашем христианском призвании. Это ведь не просто голодовка или диета какая-то. Что пользы от того, что человек, ограничивая себя в пище, в то же время предается грехам и соблазнам? Такой пост никому не нужен.


- Зачем в таком случае ограничивать себя в пище?


- Птица не может летать на одном крыле. Дух не сможет освободиться, если мы не будем смирять свою плоть, которая восстает над духом, враждует против духа. С воздержанием наши духовные упражнения становятся более благотворными - страсти-то утихают.


- Пост духа и здоровье плоти. Вопрос не столько религиозный. Но все-таки...


- Любой человек, который не имеет возможности поститься по немощи, может прийти к своему духовнику, чтобы тот благословил его на облегчение поста. То же самое относится и к путешествующим, и в службах сущим, и вообще ко всем людям, которые пребывают в экстремальных обстоятельствах.


- Ну а если человек вполне здоров и избавлен от экстремальных обстоятельств, но никогда не постился. И вдруг на несколько недель резко меняет образ жизни. С непривычки вреда не будет?


- Пост не может принести ничего, кроме блага и здоровья. Следует помнить и о том, что пост укрепляется молитвой, - вступая в пост, человек просит у Бога помощи в совершении подвига поста, и Господь посылает ему такую помощь.


Сам себе духовник


- Знаю немало людей, которые сами определяют себе меру строгости поста. Готова ли церковь благословить человека, если тот, не соблюдая многих обязательных положений, решился воздерживаться от той или иной плотской страсти, которую считает для себя проблемной? Скажем: мясо есть буду - я, дескать, и так до него не охотник, - а вот пьянствовать или ругаться по матушке, вкушать сладкую пищу, от которой мне действительно трудно отказаться, или ковырять в носу - нет.


- Здесь необходим индивидуальный подход. Такие вопросы решаются на исповеди, - духовник может как ужесточить пост, так и ослабить его.


- Если человек решился соблюдать пост только сейчас, - когда время уже пошло...


- Если появилась такая решимость, то начать никогда не поздно.


- Некоторые постятся только первую и последнюю недели поста - ориентируясь на то, что они самые строгие...


- Действительно, в первую неделю мы вступаем в пост, и поэтому ревность, стремление к посту должны возрасти. Последняя же неделя - страстная: здесь мы вспоминаем о страстях Господа. Впрочем, Великий пост на всем своем протяжении достаточно строг.


- Можно ли сказать, что страстная неделя требует особого воздержания еще и потому, что это время господства искушений и сомнений, - когда Христос, казалось бы, уже терпит поражение в своей земной жизни, но еще не воскрес из мертвых?


- Конечно, после распятия Христа сомнения и неверие имели место. Но вера наша тем и сильна, что Христос воскрес: ад разрушен, демоны пали, основа веры открылась. Как сказал апостол Павел, если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна.


Молчание сердца


- Имеет ли смысл скрывать то, что ты соблюдаешь пост, - чтобы приумножить небесную награду?


- Человек должен явиться постящимся перед Богом, а не перед людьми. Недаром Христос осуждал своих современников - фарисеев, которые постились напоказ, рассчитывая на земную славу. Однако и что-то специально таить тут не стоит. Следует воспринимать пост таким образом: да, я соблюдаю пост, но я ничем не лучше тех, кому Бог не дал такой возможности. Ни в коем случае нельзя принуждать ближнего к посту. Если ты строго постишься - слава Богу. Но если осуждаешь другого за то, что он этого не делает, то подвиг твоего поста будет перечеркнут таким осуждением. Кроме того, мы должны вступать в пост со смирением, а не с гордыней. Ведь если человек опирается только на свои - как ему кажется, достаточные - силы, ставит во главу угла себя, а не Бога, считает, что он сам является причиной своего духовного совершенства, то он неминуемо впадает в прелесть - начинает восхищаться собой со стороны: вот, мол, какой я молодец! Такой человек на протяжении всего поста будет подвергаться непреодолимым соблазнам, даже болезням.


- Стало быть, если человеку воздержания в тягость, то это значит, что его пост - заблуждение?


- Если сердце человека принадлежит Богу, если он сердцем чувствует присутствие Божье, то ему ничто не сможет помешать выдержать самый строгий пост, и самые соблазнительные яства на самом соблазнительном застолье, семейном празднике не станут для него искушением.


- Из уст любого другого православного священника прозвучали бы те же ответы на наши вопросы?


- Не могу об этом знать. Но, во всяком случае, думаю, что касается узловых моментов, то - да. Главное: пост - это бег от греха, от соблазнов, которые преследуют человека. Если это осознать, тогда и Пасха станет настоящим праздником, а не очередным празднованием. Только очистившись от греха, человек может ясно увидеть очами души своей Христа воскресшего. Ведь как бывает. Приходит праздник. Человек говорит: "Воистину воскрес!" А сердце его молчит.