Главная >> 5 >> 29

СЕВЕРНАЯ СКАЗКА

Организаторы новорожденного фестиваля дали ему имя полуострова "Я -МАЛ". В Новом Уренгое устроили праздник для самых младших зрителей: программа составлена из сказок, каждый день на двух сценах Культурно-спортивного центра "Газодобытчик" (большой и малой) шли спектакли детских и кукольных театров из Москвы и Нижнего Новгорода, Кемерово и Краснодара, Старого Оскола и Тюмени.


Фестиваль приурочили к десятилетнему юбилею местного театра для детей "Кулиска", история же самого Нового Уренгоя началась всего лишь четверть века назад. Неделя в Приполярье запомнится участникам "Я -МАЛА" надолго, вопреки традиции множества фестивалей (приехали, показали, уехали), здесь, в Новом Уренгое, коллективы из разных городов жили единой семьей, смотрели спектакли друг друга, по вечерам показывали капустники, участвовали в высадке на Северном полярном круге и каждый получил диплом новоиспеченного полярника. Все вместе приняли участие в Празднике народов Севера, побывали в гостеприимных чумах, где отведали строганины, покатались на низкорослых, величиной с пони, северных оленях. "Я - МАЛ" поражал четкой организацией, приветливостью и радушием хозяев. Гость из Калифорнии, кукольник Джим Гэмбл сиял белозубой улыбкой: русская легенда - снежная тундра материализовались на глазах, да и успех его выступлений был большим и заслуженным. Гэмбл виртуозно водит марионеток. Под музыку "Щелкунчика" скользил на коньках серебристый тролль, вставала на пуанты забавная балерина Татьяна Сванова - танцующий лебедь, жонглировал разноцветными мячиками клоун, весело шагал Пиноккио, трогательно задирал личико, как будто спрашивая у кукольника, хорошо ли он делает свой номер. Восторг публики вызывал рэпер Хулио, заходясь от драйва, он "терял" голову, ноги "отрывались" от туловища. Гвоздем программы был красный геометрический объект, состоящий из граней-палочек, он беспрестанно менял очертания, напоминая пришельца из космоса. Выступления Джима Гэмбла были настоящим мастер-классом, универсальным шоу для детей и взрослых.


Отечественная программа Первого сказочного фестиваля в Новом Уренгое создавалась оргкомитетом (председатель - директор КПЦ "Газодобытчик" и художественный руководитель театра "Кулиска" Надежда Шагрова, руководитель проекта, директор Старооскольского театра для детей и молодежи Олег Лабозин) из сказок-утренников. Афишу можно назвать репрезентативной в том смысле, что она отражала реальную картину. Впрочем, дистанция от "реальной" до "идеальной", скажем прямо, огромного масштаба. И немудрено. Адресный фестиваль, посвященный конкретной возрастной категории - прокрустово ложе. С похожими проблемами сталкиваются практически все детские фестивали страны.


Детская аудитория - самая благодарная и независимо от качества спектакля реагирует горячо и радостно. Принципиальных удач на этом фронте очень мало. Директор "Реального театра" Олег Лоевский, ведущий вместе с драматургом Михаилом Бартеневым на "Я - МАЛЕ" семинар "Театральная сказка", жестко констатировал общую ситуацию: "Большинство спектаклей для детей повсеместно сделаны по железным рецептам, "старым казачьим способом": поговорили, попели, потанцевали. Яркие костюмы, громкая музыка, дети в восторге. Что случилось - никто не понимает. Что произошло на сцене, что произошло в зале -никому неинтересно. В этом проявляется торопливость нашего воспитания и нашего отношения к детству вообще. Нужно быстро отвязаться от ребенка. Давай, я быстро тебя свожу в кафе, ты быстро съешь мороженое. Я выполнил долг, ты доволен, и я доволен. Это российское отношение к детству не сегодня родилось и не завтра умрет. По идее, государство должно регулировать политику отношения к детям, субсидировать программы, направленные на изменения существующей ситуации. Театр же должен быть честным по отношению к себе и к своему делу, пытаться делать его художественно. Это огромная, серьезная проблема".


Практики театра обычно ссылаются на отсутствие полноценной детской драматургии. Но и классические шедевры (на фестивале были показаны две пьесы-сказки С.Я.Маршака) не являются гарантией художественного успеха. Теремок" Театра для детей и молодежи из Старого Оскола показался чересчур моторным и иллюстративным, текст и смысл явно отошли на второй план. В "Кошкином доме" московского театра русской драмы "Камерная сцена", напротив, текст произносился и пелся (пьеса положена на музыку А.Кулыгина) внятно, но уж слишком назидательно, спектаклю явственно не хватало юмора. Вообще, всем сказкам на фестивале не хватало легкости, полета фантазии. "Гуси-лебеди" тюменского Театра кукол и масок удивляли кондовостью изобразительного ряда, из рождественской мистерии М.Бартенева и А.Усачева "Бык, осел и звезда" нижегородского детского театра "Вера" получился спектакль по-своему трогательный, но лишенный сакрального смысла. В спектакле хозяев "Почему господин Ау в новом Уренгое поселился..." нелегко было вычитать сюжет сказки Э.Успенского, он терялся в цирковых, концертных номерах, которыми изобиловала постановка.


Первый фестиваль - всегда набросок, эскиз будущего. Сегодня совершенно очевидно, что "Я -МАЛУ" необходим строгий отбор. Как ни мало свершений и событий среди спектаклей для самой юной аудитории, но они иногда случаются. Вспомним, к примеру "Каштанку" екатеринбургского ТЮЗа, ставшую лауреатом прошлогодней "Золотой Маски".


Организаторы сознавали необходимость расширить формат фестиваля за счет семинаров и критических обсуждений. И это верный знак перспективности нового дела. Начнем с того, что само уникальное здание Культурно-спортивного центра в Новом Уренгое замечательно подходит для проведения акции. Каждый, кто переступает его порог, попадает в огромное двухэтажное пространство, рождающее ассоциации с Васильевским Центром на Сретенке. Сквозь стеклянную крышу вливаются потоки света, свет струится через стрельчатые, готические окна, несмотря на весну, покрытые изморозью. За окнами мороз и обжигающий ветер, а внутри бьют фонтаны, растут и цветут экзотические для этого края деревья, поют птицы и резвятся рыбки. И руководит всем этим "городом" его чудо-мэр, неутомимая Надежда Анатольевна Шагрова. Ее энергия неиссякаема, как неиссякаемы ее любовь и интерес к искусству. Есть шанс, что "Я - МАЛ, ПРИВЕТ! " станет одним из самых интересных детских фестивалей в нашей стране.