Мюзикл доплыл до других берегов
Опереттой "Чайка" Театра "Школа современной пьесы" в Новосибирске завершился продолжавшийся неделю Фестиваль новых музыкальных проектов "Другие берега" Фестиваль, по замыслу организаторов (Новосибирского театра музыкальной комедии) должен был стать не только смотром новейших достижений в жанрах мюзикла и оперетты, но и некоей конференцией-лаборатори ей, на которой бы обсуждались судьбы этих трудных легких жанров и были даны если не рекомендации по выходу из кризиса, то хотя бы диагноз состояния. Свои спектакли показали театры из Санкт-Петербурга, Кемерова, Барнаула, Новосибирска, Красноярска и Москвы. Жанры большинства показанных спектаклей (кроме спектакля Театра "Рок-опера" и финальной "Чайки") были обозначены как мюзиклы - и некоторые действительно были близки к мюзиклу не только наличием радиомикрофонов у артистов. Музыкальный театр Кузбасса представил "Астрономию любви" композитора Марка Самойлова в постановке Владимира Подгородинского по пьесе румынского драматурга Себастьяну "Безымянная звезда" - известен фильм Михаила Козакова по этой пьесе. Обещанное феерическое зрелище и изобретательная театральная машинерия свелись к световым эффектам и не очень выразитель ному кордебалету, тогда как все остальное действо оказалось вполне традиционной опереттой. Музыкальное путешествие по странам и эпохам, предпринятое Алтайским театром музыкальной комедии в мюзикле "Ангелы во времени" (композитор Виктор Плешак, постановка Владимира Филимонова) обернулось затяжным капустником с не всегда удачными репризами и невыразительными вокальными номерами. "Инкогнито из Петербурга" Красноярского театра музкомедии неплохо сохранился - но и об этом спектакле нельзя сказать, что он указал направление движения. Новосибирская "Мышеловка" на этом фоне выглядела достойно - музыка Александра Журбина, хотя и без "хитов" вполне добротна, а постановка Леонида Квинихидзе - профессиональна "Лучом света" стала "Чайка" того же Александра Журбина, поставленная Иосифом Райхельгаузом, напоминающая гибрид пародии и водевиля. И хотя грань между серьезностью и пародийностью не всегда соблюдается, действие то и дело впадает в мелодраму и пафос, спектакль немилосердно затянут, а вокальные способности многих актеров оставляют желать лучшего, именно эта постановка в какой-то мере оправдала саму затею фестиваля. Стало очевидно, что сам жанр оперетты безбожно скомпрометирован и существовать может разве что в виде пародии. Хотя и сама фестивальная программа, и обсуждения спектаклей ясно показали, что жанры оперетты и мюзикла сегодня находятся на периферии российского театра: серьезные режиссеры не рискуют ставить на сцене музкомедии, сами жанры воспринимают из всех театральных новаций лишь машинерию и спецэффекты, манера актерской игры остается фальшивой и искусственной. Обнадеживает лишь то что и про драматический театр, и про оперу еще совсем недавно говорили ровно то же самое.
Новосибирск
***
"Северная капель"
В Хабаровске завершился фестиваль национальной культуры "Северная капель", посвященный окончанию Международного десятилетия коренных народов мира. Масштабному и красочному действу в Хабаровске, куда съехались многие фольклорные коллективы края, предшествовали праздники в национальных селах. Именно в этих селах, где практически нет работы, где давно замерли рыболовецкие или сельскохозяйственные предприятия, а люди находятся в жестких условиях самовыживания, осуществляются программы по возрождению культуры коренных народов Севера, рождаются новые фольклорные коллективы. Культура на самом деле помогает аборигенам не терять своих корней, а это в свою очередь дает надежду на будущее. На завершающем этапе фестиваля "Северная капель", организованного при поддержке правительства Хабаровского края, выступили лучшие детские и взрослые коллективы из многих уголков Приамурья. В программе, наполненной особыми красками и звуками северной культуры, были не только музыкальные и танцевальные номера, но театральные постановки по мотивам старинных сказок и легенд.
Хабаровск
***
Отражения Коконина
В Центральном доме художника прошла выставка фотографий Владимира Коконина "Отражения" Это не первая экспозиция музыканта, бывшего директора Большого театра, а ныне исполнительного директора фонда "Триумф". В позапрошлом году его работы уже выставлялись в Доме архитектора. Излюбленный жанр фотохудожника - пейзаж. Природа в его работах предстает как особый, самодостаточный, одухотворенный мир. Вечный и вечно меняющийся. Запечатленный в изгибах ветвей, в отражениях, в течении воды... В них автор видит и реальность, и философию жизни. Человек - всего лишь часть природы, и предназначение его -не бунт против создавшей его среды, а существование в гармонии с окружающим миром. Изысканные пейзажи фотохудожника напоминают о хрупкости этого мира, утрачивая который человек утрачивает часть своей души.
Москва
Проект АКИ осуществляется при поддержке Фонда Форда