Главная >> 5 >> 29

Размечтались - не унять, или Площадь звезд в "Гулливере"

Лед тронулся, господа читатели, - не на реках Зауралья, до этого пока не дошло, но на всем культурном пространстве области - от центров до окраин. Завершаются фестивали, спешно выпускаются премьеры, чаще, чем обычно, открываются персональные выставки и анонсируются сольные концерты.


Последние выходные марта выдались столь бурными, что только малая часть событий - надеемся, самых ярких - разместилась на нашей сегодняшней арт-страничке.


Теперь при слове "праздник" я буду сразу вспоминать последний капустник курганских кукольников, приуроченный к Международному дню театра и предваряющий оглашение итогов конкурса на лучшего актера, актрису сезона.


Фейерверк талантов, бездна фантазии, сплав зрелищности с не менее сочным содержанием.


Ну, конечно, кто иной, кроме гулливеровцев, догадался бы, оттолкнувшись от безыскусного либретто зачитанной в детстве сказочки "Кошкин дом", во всех подробностях рассказать о лабиринтах подсознания профессионального лицедея и с таким юмором и достоинством представить мир закулисья и сцены, где тщеславие идет рука об руку с гениальными прозрениями.


О какой героине грезит, по-вашему, в свободное от работы время исполнительница роли Кошки? Вы слышите? Ее губы вышептывают не жалкое "тили-бом", а мистическую исповедь Пиковой дамы, владеющей секретом трех выигрышных карт. А та, что озвучивает Козу, удерживающую мужа (Козла, понятное дело) от поедания соседской герани - она в своих помыслах кто? Разумеется, античная прорицательница Кассандра. Размахнулась, голубушка! Курица ахает, точно Наташа Ростова накануне бала. Из луженого петушиного горла вместо банального "кукареку! " выскакивают реплики Иваналександрыча Хлестакова, Козел переполнен энергетикой графа Калиостро, а грузная Свинья задается вопросом - отчего люди не летают, как птицы? - ну просто Катерина из "Грозы" Островского.


Смешно? .. Наверное.


Хотя, знаете, в этих крошечных этюдах-эскизах, в этих выходах из привычных для кукольного репертуара образов вдруг почувствовалась такая актерская зрелость, такое мастерство! И ух как хороша была раскинувшая


руки, словно крылья, Катерина Ирины Тимофеевой, и развязный, но жуть до чего обаятельный Хлестаков Романа Есина смотрелся весьма убедительно.


Но секунда, другая, щелчок невидимого режиссера - и несостоявшиеся классические герои занимают положенное место за ширмой, начинают действовать по законам водевиля, по напоминающему детскую считалочку тексту "Кошкиного дома". А мечта о вечном и бессмертном хоронится где-то в глубине гордого тщеславного сердца.


Абсурд и величие, иллюзия и реальность, пародия и высокая лирика, звездное свечение и звездная пыль - все смешалось в вихре карнавального капустника. Номер за номером зрителям демонстрировали, на что способны гибкие разработанные руки кукольников, одетые и обнаженные. Одухотворить любое, самое фантастическое существо. Например, персонажей из народной песни-плача "Летят утки и два гуся".


Отдельные идеи превосходили остроумием КВНовские хохмы - чего стоит, скажем, жадная, охочая до стрел Лягушка, так и не превратившаяся в царевну и придавленная бревном, принятым опять же за желанную весточку от очередного жениха...


Звенела гитара, пела скрипка, фривольно, по-французски болтал аккордеон. А кульминацией, апофеозом всего задуманного и с блеском осуществленного стал пластический монолог гуттаперчевого человечка, мужественно осваивающего различные спортивные снаряды (канат, турник...), а под конец воспаряющего над


сценой - точь-в-точь как того хотела невостребованная Катерина.


Если отвлечься от сюжетной линии праздничного представления, надо признать, что "Гулливер" вновь доказал свою жизнеспособность и возрастающий потенциал. Несмотря на смену руководства и некоторые потери в составе труппы, ансамбль остался ансамблем, и творческие поиски продолжаются, пусть они еще не вылились в судьбоносный спектакль.


А еще мы узнали, что покидая гулливеровские стены и уезжая в столицы (за синей птицей, не иначе! ), ребята не порывают связей с театром и всерьез тоскуют - о чем красноречиво свидетельствовали непритворные слезы Алексея Евдокимова, теперь московского гостя, полноправного участника мартовского капустника.


Победившая дружба каждого конкурсанта вывела в лауреаты собственной, забавно сформулированной номинации. Алексея Гущука, допустим, наградили изречением "режиссер - это звучит горденько! ". Самоиронии "тщеславных" актеров, ей Богу, можно позавидовать и взять с них пример.


Были, конечно, и серьезные поздравления. От спонсоров, от поклонников - щедрые, под стать дарам именинников. Режиссеру Елене Павловне Толопко за многочисленные заслуги вручили Почетную грамоту Министерства культуры РФ...


Мечтать не вредно, вредно не мечтать - весь вечер вертелась у меня в голове фраза-пароль, которой так остро не хватает нам в повседневной жизни. Согласитесь, уважаемые коллеги-зрители? ..


"Гулливер" вновь доказал свою жизнеспособность и возрастающий потенциал. Несмотря на смену руководства и некоторые потери в составе труппы, ансамбль остался ансамблем, и творческие поиски продолжаются.