27 марта по всему миру отмечали международный День театра. В Беларуси это означает традиционный капустник в Купаловском театре, банкет, вручение эфемерных "Хрустальных Павлинок" (награды Союза театральных деятелей) тем, кому еще не вручали в прошлые разы, безудержные пьянки по гримеркам - вот, собственно, и все. По большому счету, День театра - это единственный день, когда общество у нас всерьез вспоминает о театральном искусстве, в прессе появляются статьи о трудностях финансирования и отсутствии госполитики в этой сфере, на экранах мелькают счастливые лица белорусских актеров, которые рассказывают театральные байки и анекдоты, и этим все и ограничивается.
Как говорится, все познается в сравнении. С россий-ским театром сравнивать белорусский как-то уже неинтересно. Все же из одних корней. Да и только ленивый не ставил нам Москву в пример, тем паче что и отсюда недалеко. Другое дело - США. Во-первых, наш закоренелый антагонист, причем на государственном уровне. Во-вторых, лететь до них десять часов. В-третьих, культура не наша. Ну и, наконец, информация об их театральной системе до нас почти не доходит. Да, многие знают, что существует некий мифический Бродвей, где играют мюзиклы, а что это такое и с чем это едят, сказать трудно.
АКТ I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
В Америке нет министерства культуры. А культура есть. Это первый парадокс, который следует объяснить. Действительно, как можно жить без органа, призванного осуществлять госполитику и регулирование в области культуры? Оказывается, можно. Конечно, государство в США помогает культуре, но сравнительно мало. Не потому, что не может больше, а потому что американская культура прекрасно обходится и без господдержки, для чего ей созданы все условия. Более того, сама сфера культуры имеет исключительно частную и автономную природу. В США вообще нет гостеатров, СМИ, музеев, издательств и т.д.
Для того, чтобы понять, о чем идет речь: в 1999г. в Штатах было зарегистрировано 103 тыс. организаций в сфере культуры и искусства (коммерческого и некоммерческого), которые имели совокупный годовой доход $115 млрд. (совокупный бюджет Беларуси - около $4 млрд.). Коммерческие организации по природе своей сами зарабатывают себе на пропитание. Около половины всех организаций - некоммерческие. Их существование обеспечивается дотациями, причем государство в списке доноров стоит на одном из последних мест. Из $30 млрд. бюджета некоммерческого сектора американской культуры только $3 млрд. - это господдержка на местном, региональном и федеральном уровнях.
Кстати, даже эти деньги не распределяются чиновниками напрямую, а передаются в специальные частные фонды (как, например, Национальный фонд искусства), потому как считается, что чиновник, не будучи специалистом в искусстве, не должен и не может заниматься распределением денег в этой сфере. Остальные ресурсы состоят из частных пожертвований - $12,2 млрд. (причем $6,6 млрд. из них - деньги частных лиц) и доходов от продаж билетов и услуг.
В Беларуси есть Министерство культуры. И тоже есть культура, правда, целиком и полностью зависимая от этого министерства: 99% театров, музеев, оркестров принадлежат государству. Без прямой и постоянной господдержки у нас культура существовать не может. От государства зависит все: будут или не будут новые спектакли, сколько получит актер за выход на сцену, сколько стоит та или иная картина, пьеса, симфония. Занимаются всеми этими вопросами у нас, естественно, чиновники, причем строго в рамках существующей идеологической политики.
Возможность частных пожертвований в Беларуси сведена к нулю. В США еще с 1917г. действует закон, в котором любые деньги, направленные в культуру, автоматически исключаются из налогооблагаемого дохода. В Беларуси пожертвовать деньги на культуру можно только после уплаты всех налогов, а сам процесс настолько сложный и опасный, что даже богатые фирмы и предприниматели при всей любви к искусству предпочитают не рисковать или помогать "черным налом".
Согласно закону, на культуру в Беларуси должно тратиться около 3% госбюджета, но при этом культура финансируется по остаточному принципу - после того как профинансированы государственно-значимые сферы. Вследствие этого, чаще всего, реальных денег выделяется значительно меньше:
1-1,5%, что позволяет лишь свести концы с концами.
АКТ II. ТЕАТРАЛЬНЫЙ
В Америке более 3 тыс. театров, но весь мир знает американский театр на Бродвее. Бродвей - это название улицы, которая наискосок пересекает остров Манхеттен - центральный район Нью-Йорка. На самой этой улице театров немного, большинство из них находится на отходящих от Бродвея боковых улочках.
За год Бродвей приносит Нью-Йорку более $4 млрд. в виде прямых и косвенных доходов. Главную кассу, естественно, делают мюзиклы. И это притом, что окупается и начинает приносить прибыль в среднем только одна из четырех постановок. Средний бюджет мюзикла - $10-20 млн., сборы за вечер составляют $150-200 тыс. (цена билета - $100-200). Позволить себе подобные инвестиции могут немногие, поэтому сейчас большинство бродвейских театров контролируют три театральных мегахолдинга с огромными финансовыми ресурсами. Среди мюзиклов есть и рекордсмены: например, "Призрак оперы" с 1984г. принес своим владельцам более $3 млрд., значительно обогнав по сборам знаменитый "Титаник". Основная часть драматических постановок сконцентрирована на оff-Бродвее. Чаще всего они предлагают хорошее некоммерческое искусство по достаточно приемлемым ценам. В этих постановках для поддержки актерской формы с удовольствием принимают участие многие голливудские звезды: Алек Болдуин, Кевин Спейси, Кристофер Пламмер и др.
В Беларуси около 40 театров. Музыкальных только три: оперы, балета и музкомедии. Писать о доходах и сборах отечественных театров как-то стыдно, потому как редко они превышают $1-2 тыс. за спектакль. Цены на билеты не позволяют иметь серьезные доходы, что в свою очередь делает невозможным создание больших, масштабных проектов. Понятие индустрии вообще неприменимо к нашей ситуации. Нет элементарной инфраструктуры: театральной прессы, нормальных театральных касс, аксессуаров и сувениров, премий и т.д.
АКТ III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
В Америке нет постоянных трупп. Ни актеры, ни режиссеры, ни художники не имеют постоянной зарплаты, все они приглашаются на конкретный проект, и после его окончания никого не волнует, чем они будут заниматься дальше. Это объясняет, почему концентрация безработных театралов в Нью-Йорке (многие подрабатывают официантами и продавцами) превышает все мыслимые пределы. С другой стороны, это создает уникальную конкурентную среду, где выживают действительно самые талантливые, энергичные и деятельные. Бесконечные кастинги - вот реалии бродвейских актеров, от которых требуется постоянное доказывание своего права оставаться в профессии. Именно поэтому стандарты режиссуры и исполнительского мастерства столь высоки.
Бродвейский актер должен уметь все: сделать сальто, тут же спеть арию, сыграть драматический кусок, станцевать степ - и все это легко, ярко и талантливо. В США нет никаких званий, и единственный судья, который определяет "народный" ты или нет, - это публика, голосующая за тебя своим долларом. Стоит один-два раза оступиться, и можно считать свою карьеру законченной. Не думаю, что у нас есть сейчас актеры, которые смогли бы продержаться и два сезона на Бродвее.
В Беларуси актеры и режиссеры приписаны к конкретным театрам. Они получают небольшую зарплату, не прилагая к этому никаких усилий. Некоторые из них могут годами не играть новые роли или выходить в массовке и все равно числиться в штате. Присуждение же звания сразу переводит в касту "неприкасаемых" и, в принципе, позволяет безбедно жить даже при отсутствии творческих результатов. Ни кастингов, ни иных форм творческой конкуренции в Беларуси не существует, все решается кулуарно, с помощью личных связей и договоренностей. Даже наметившийся было перевод творческих работников на годичные контракты в итоге стал не инструментом стимулирования "творцов", а средством запугивания, личных разборок и избавления от неугодных (как это происходит, например, в минском ТЮЗе).
ЭПИЛОГ
Хороший театр - одинаков везде. И День театра - это праздник талантливых людей, посвятивших свою жизнь театру, по всему миру. Естественно, белорусской сцене трудно тягаться с заокеанской театральной "Меккой". Все у нас кажется каким-то карликовым, игрушечным, несерьезным.Однако, несмотря на слабость и неэффективность системы, талант туда время от времени просачивается. И это внушает надежду. Так ли иначе, иногда смотреть правде в глаза полезно. Даже если это и происходит раз в год.