Самое большое скопление звезд театра и кино в Ростове всегда приходилось на актерское общежитие на Турмалиновской. Здесь до сих пор помнят, как бежала в ТЮЗ на репетицию Анна Самохина и читал стихи Есенина Аристарх Ливанов. По ветхим комнаткам театрального общежития решила прогуляться корреспондентка "Газеты Дона".
'
'
Заквасили капустник
Старожилка общежития Людмила Карповна Воробьева живет в общежитии с 1955 года. Вместе с мужем - театральным осветителем они переселились сюда, чтобы отделиться от взрослых детей. Жизнь в общаге Людмилу Карповну не тяготила.
- Из обстановки здесь вообще ничего не изменилось. Также висит белье в коридоре, детишки ездят на велосипедах, переворачивая мусорные ведра. Правда, прежняя атмосфера ушла. Еще лет десять-пятнадцать назад здесь жили только семейные пары, почти все - из артистической среды. Сейчас же много, так сказать, потусторонних, - рассказывает Воробьева. - За порядком никто не следит. Из-за этого частенько возникают склоки. Конечно, и раньше ругались из-за грязной плиты, немытых туалетов. Но в принципе жили дружно. На праздники по всему коридору расставляли столы и устраивали общее застолье. Помню, женское население двух этажей решило одновременно заквасить капусту. Ее как раз завезли в ларек неподалеку. Утром заквасили, а уже к полудню стали ходить друг к другу в гости пробовать, что получилось.
Всеобщий день закваски капусты особенно хорошо запомнился мужьям. Когда вечером они, усталые и голодные, вернулись из своих театров, капустный праздник продолжался. Всех мужчин сразу же отослали за водочкой.
- Сейчас смотрю новый сериал с Анечкой Самохиной и удивляюсь: неужели это она? Такая красавица стала, - говорит Людмила Карповна. - Она жила с мужем Александром и маленькой дочкой в угловой комнате NN19. Анечка всегда была хорошенькой. Но, может быть, потому, что мы постоянно сталкивались в быту, она казалась мне простенькой. Кто ж на кухню или в душ будет ходить при полном параде. Анечка, как и все, бегала по общежитию в халатике и без макияжа.
Хотя были в общаге дамы, которые блюли себя даже в санузле. Артистка театра кукол Галина Питько появлялась в любом обществе непременно в элегантном манто и туфлях на высоких каблуках.
Бельмондо для любимой жены
Обстановка в 17-метровых комнатах почти у всех жильцов была одинаковая. Диванчик с ростовской мебельной фабрики и платяной шкаф. Шкафы чаще всего передавались хозяевам по наследству - от старых жильцов, которым наконец выделили отдельную квартиру.
Сейчас комната, где жила красавица Самохина, похожа на могильный склеп. Сырой, с грязными подтеками на стенах и потолке. Из мебели - полусгнивший шкаф и кровать с панцирной сеткой. До недавнего времени здесь жил композитор Валерий Михайлович. Человек пьющий.
- Анечка с Сашей жили скромно, - продолжает Людмила Карповна. - Все самое необходимое - стол, стулья, кровать, большое зеркало. И везде стояли гипсовые фигурки, которые любил лепить Саша.
- С Сашей и Аней я работал в ТЮЗе, - вспоминает актер театра кукол Владимир Сучков. - Анечка - яркая, эффектная девушка, и актриса была хорошая. И при этом очень милый человек в жизни. Саша - актер никакой. Я часто ему советовал: у тебя же талант художника. Зачем тебе на сцену выходить? В комнате у них над кроватью висел огромный портрет Анны, который написал Саша. А еще он очень любил делать маски. Комнату Самохиных украшали гротесковые лица известных артистов, вылепленные в гипсе. Маски, которые Саше не нравились, он вывешивал в коридор.
- Однажды мы с супругой возвращались из подвала, где в то время размещалась душевая, - рассказывает бывший актер театра музкомедии Сергей Костинькин. - Глядь - со входной двери на нас смотрит страшенная маска Бельмондо. Понятно, опять у Самохина брак пошел. Я предложил положить гипсовую рожу в постель нашего коллеги из музкомедии Олега Зимина. Он тогда был еще холост, допоздна засиживался в общежитии у своих друзей. Ключи от зиминской комнаты у нас были. В ней стояло пианино нашей старшей дочки Катюшки, и в отсутствии Олега девочка, чтобы не разбудить младшего братика, уходила туда и играла. Вот какие отношения были между общежитской братией. Ну так вот. Мы представили, как поздно ночью Олежка вернется домой, зажжет свой синий ночник, откинет одеяло - и увидит рожу Бельмондо. Жена меня поддержала, дескать, отличная идея. Уже под утро из комнаты Зимина раздался душераздирающий крик. Сработало!
Саша потом рассказывал, что маска получилась кошмарная и он побоялся, что Анечка испугается.
- В самом начале своей карьеры жил в ростовской общаге ныне знаменитый Аристарх Ливанов. Уже тогда - вылитый белогвардейский офицер, с аристократическими манерами, гордо выпрямленной спиной. Аристарх не был рубахой-парнем, но не чурался компаний. Актерское братсто есть актерское братство, - говорит редактор "Дон-ТР" Елена Понамарева (она давно дружит с Ливановым).
Конечно, актеры выпивали, но были и песни, и разговоры, разыгрывались смешные сценки. Аристарх любил читать Есенина.
Будем жечь костры!
...Люди искусства творчески разнообразили свой быт. На День Конституции, седьмого октября, группа актеров во главе с Валерием Закиевым (ныне солист музыкального театра) в халатах и тапочках на босу ногу ни свет ни заря прошлась по коридору, а потом вышла на улицу поздравить народ с праздником. Впереди шел маленький сын Костинькиных и дудел на горне - подарок любимого дядюшки. Население общаги сначала громко ругалось ("Ироды, дайте поспать!"), потом успокаивалось: группа с горнистом не только играла, но и наливала.
Выпивали в общаге много, с удовольствием и чаще всего по поводу.
Как-то наутро, потягивая холодное шампанское после очередного творческого вечера, концертмейстер музкомедии Ольга Гончарова вспомнила: "Девочки, сегодняшняя ночь накануне Ивана Купалы. Надо жечь костры, прыгать через них и обливаться водой".
Идея пришлась по вкусу, и когда стемнело, во дворе общаги запылали костры. По коридорам с ведрами воды бегали полуголые артистки и артисты в простынях. Изображали русалок, кикимор и леших.
Комендантша
С каждого обитателя общаги можно было писать картину и сочинять новеллы.
Колоритной фигурой была артистка театра кукол Ольга Мозгунова. Очень большая дама, она степенно шествовала по коридору, держа под мышкой собственную крышку от унитаза. C губы свешивалась "Прима".Столкнувшись с кем-либо из жильцов, Ольга, копируя фрицев, резко взмахивала рукой:
- Саша, хайль!
У Мозгуновой была привычка стыдить нерадивых хозяек. Как-то она сняла сковородку с пережаренным луком, про которую забыла одна юная артисточка, и демонстративно перевернула посудину.
- Это ж надо так готовить, - загромыхала Мозгунова. - Кугутня...
Для детворы, которая не хотела вовремя засыпать, Ольга изображала страшную комендантшу. Она шумно топала ногами возле комнаты, где резвились неслухи, и громко приказывала: "Дети, немедленно укладывайтесь в постель!"
- У меня с того времени навсегда остался панический страх перед комендантом, - признается дочь Костинькиных, Катя.
Дружила Ольга Мозгунова с Галиной Питько (той самой, в меховом манто). Галина была у младшей подруги наставницей. Замуж выдала за заслуженного артиста России Александра Мозгунова (тоже актера театра кукол) и вообще учила жизни.
В общаге до сих пор помнят историю, как обе дамы попали в аварию.
- Ольга, ты чего под автобусом валяешься, - кричала подружке артистка Питько. - Я косметичку рассыпала, посмотри, куда там пинцет для бровей завалился?
Маша и Даша выходят на прогулку
Жил в ростовской общаге и нынешний артист знаменитой столичной "Геликон-опера", выступающей в основном за границей, Вадим Заплечный с супругой Олюшкой и дочками Машей и Дашей.
Девчонки были грозой всего этажа. Горе хозяйкам, которые что-то забыли на кухне без присмотра, а туда нагрянули Маша и Даша. Как-то они перевернули миску с фаршем и размазали его по полу. Съели найденную на тумбочке марганцовку, рассыпали по коридору муку.
Самого Вадима, грузного неуклюжего мужчину, в общежитии с подачи Закиева звали "молдавской коровой" (Заплечный был родом из Молдавии). Вадим ходил по коридору, сшибая все вокруг. Аккуратностью тоже не отличался. Замасленные детали своего "Запорожца" Вадим протирал новеньким махровым полотенцем.
- Жизнь в общаге мы вспоминаем с удовольствием, - говорят супруги Костинькины. - К нам могла зайти Оля Гончарова и сказать: "У меня есть соленый огурец. Давайте сварим солянку". Я вытаскивала сосиски. У соседей слева мы добывали морковь и лук, у соседей справа - приправы. Ребята из "Донских казаков", которым дали отдельные квартиры, жаловались, дескать, пропадаем. Приходим поздно вечером - соли нет или хлеба. И пойти некуда. Почти у всех общежитских были дети. Мы устраивали дежурства. За детворой смотрел тот, у кого не было спектаклей. Потом, уже ночью, сонную ребятню разносили по комнатам. А то и оставляли до утра. Это было настоящее братство.