Главная >> 5 >> 29

Театр в эру Интернета,

или Что говорил Заратустра о возрождении театрального движения в Зауралье


Сегодня - Международный день театра. От души поздравляем с этим замечательным весенним праздником всех людей театра и поклонников Мельпомены! Несмотря на все преграды, театр продолжает жить и радовать тех, кто предпочитает мерцающим голубым экранам яркий свет рампы и запах кулис.


На днях мы побывали с Леонидом Архиповым в театре кукол "Гулливер", где шла подготовка к традиционному любимому публикой актерскому фестивалю "Ярмарка тщеславия", очередную премьеру которого можно будет увидеть


сегодня в половине седьмого вечера. Мы отвлекли ненадолго (исключительно для пользы дела) весьма занятых людей - режиссера театра Галину Коптяеву, руководителя труппы, заслуженную артистку РФ Аллу Семенову и актера и режиссера Алексея Гущука. Отвлекли, чтобы задать пару-тройку вопросов.


- На дворе - XXI век. Цифровой взрыв, бум информационных технологий, многие люди проводят ежедневно по нескольку часов в виртуальной реальности Интернета. Какова роль театра в этом стремительно меняющемся мире?


Алексей Гущук: - Все, что происходит в театре, это про людей. Про их отношения. Если есть необходимость использовать в театре новые технологии - пожалуйста. Но они - только средство. Все равно это будет про любовь, про прекрасные качества человеческой души.


Галина Коптяева: - А мне кажется, что театр в принципе может активно использовать все современные технологии и новомодные средства. Но театр всегда интересует душа человека и отношения человека с человеком. Поэтому какие бы технические новинки ни были использованы, эта тяга людей друг к другу


всегда будет притягивать внимание. И чем больше будет развиваться техника, тем ценнее этот теплый человеческий взгляд.


Кстати, раз речь зашла об информационных технологиях, приглашаем вас заглянуть на интернетовский сайт театра: www.gulliver.acmetelecom.ru.


А.Гущук: - На днях смотрел по каналу "Культура" репортаж о европейском туре возродившейся группы "Kraftwerk" - пионеров электронной музыки. Их направление назвали электронным романтизмом. Заметьте: электронный, но все-таки романтизм!


Г.Коптяева: - Театр ценен тем, что ты можешь прийти и сопереживать. Сопереживать сиюминутно. Ведь театр - это не застывшая форма: приходя как будто на один и тот же спектакль, зритель видит разные спектакли. Они непрерывно меняются, они дышат.


- А если пофантазировать - каким будет театр лет через сто?


Г.Коптяева: - Возможно, появятся меняющиеся, трансформирующиеся площадки, как в Центре Мейерхольда в Москве. Мы увидим какие-то новые формы. А может, как раз наоборот. Говорят, что XX век разрушил театр формой. Может быть, новый век попробует, наоборот, уйти от формы к содержанию? К чистому чеховскому слову, например.


Алла Семенова: - Мне кажется, театр всегда будет театром. Будут происходить изменения, возникать и разрушаться новые формы, но самое главное, что театр будет жить! Это однозначно. Сколько ни обещали, театр до сих пор не умер. А каким он будет - зависит от людей, которые в нем работают.


Г.Коптяева: - И от государства. Россия славна тем, что в ней много государственных репертуарных театров, которые необходимо сохранить. Если государство прекратит поддержку репертуарных театров, все уйдет в антрепризу, в бытовые комедии на потеху публике. А театр должен тянуть человека за собой. Он говорит о том, что не все вокруг так . серо и обыденно. Вот это, мне кажется, роль государства в XXI веке - сохранить репертуарный театр!


- Предсказатели обещают, что к 2030 году Россия станет в мире державой номер один.


А.Семенова: - И начнет она возрождаться с Урала и Зауралья - так говорил Заратустра. Я на полном серьезе, он действительно так говорил.


Г.Коптяева: - Это было бы здорово. Кстати, раньше в Кургане было настоящее самодеятельное театральное движение. На спектакль ты шел как на настоящее открытие. Сейчас такого нет. Хотелось бы увидеть новый театральный взрыв в Кургане.


Тем более, что "Гулливер" работает с детскими театрами при детсадах, проводя фестиваль "Театральная капель". При "Гулливере" существует студия, которая влюбляет детей в театр.


А.Семенова: - Скажу о наболевшем. В большинстве крупных городов местная администрация дает свою стопроцентную доплату к зарплате актеров. А ведь актеры-кукольники - это штучный товар. Их очень мало. Поэтому нашим актерам приходится распыляться на халтуры вместо того, чтобы профессионально работать в театре. Вот такая болячка.


- Алексей, может, как режиссер-постановщик "Ярмарки тщеславия" вы слегка приоткроете над ней завесу тайны?


А.Гущук: - Зрителю всегда очень интересно театральное закулисье. Очень хочется увидеть творческого человека в нерабочее время. Театральные капустники в принципе по духу сходны с какими-то моментами закулисной жизни. Именно это мы и будем делать на "Ярмарке", как сможем - показывать нашу закулисную жизнь. И будем мечтать - о новых ролях, о новом театре. Но делать это можно по-разному. Можно мечтать так, что театр разорвется оттого, что каждый тянет-потянет в свою сторону. А может получиться, что мечты создадут крепкий хороший Дом.


Г.Коптяева: - Название программы в этом году - "Мечтать не вредно!". Надеемся, что получится интересно.


А.Гущук: - Фестиваль этот уже традиционный и составляется из внеплановых актерских работ. И эти номера будут новыми. Кстати, билеты на все представления полностью раскуплены!


- Не могли бы вы рассказать к празднику театральный анекдот?


Г.Коптяева: - Дьявол явился актеру и говорит: - Слушай, ты хочешь иметь дом, машину, деньги? Все это я дам тебе. Но за это ты должен отказаться от своей родины и семьи.


Актер: - А можно "Роллс-ройс"?


Дьявол соглашается.


- А можно не дом, а дворец?


- Нет проблем.


Актер недоуменно чешет голову и говорит: - А в чем подвох?! Подвоха не вижу!!!


А.Гущук: - Расскажу театральную быль. В конце прошлого века в Тамбове в местном театре по какой-то причине спектакль "Дон Кихот" был заменен на "Ревизора". Об этом предупредили актеров, но забыли сказать юноше, роль которого состояла из одной фразы.


Каково же было изумление публики, когда в столовую Городничего вошел человек в средневековом испанском костюме и, обращаясь к Хлестакову, произнес: - Синьор, мой господин вызывает вас на дуэль!