Главная >> 5 >> 29

ТЕАТРАЛЬНЫЕ БАЙКИ

Международный день театра служители Мельпомены, как правило, отмечают весело: капустниками, творческими встречами со зрителями. Подводятся итоги фестивалей и конкурсов.


Артисты умеют и любят шутить. Они с удовольствием придумывают розыгрыши для своих коллег, но бывает и так, что никто и не подумал о розыгрыше, но ситуация возникла анекдотическая. В театре любая мелочь может поставить спектакль под угрозу, выбить артистов из колеи, "расколоть" кого-то, а потому и поговорить сегодня хочется о том, что порой случается на спектаклях преднамеренно или стихийно, но позже, в пересказе, обрастает деталями, становясь театральной байкой. Театр - это коллектив творческих, порой неудовлетворенных людей, которые, как правило, имеют буйную фантазию и к тому же далеко не все трезвенники. Бывали случаи, когда в итоге кого-то за свободу действий в "подогретом состоянии" увольняли из театра, но "содеянное" пересказывалось и помнилось. И в этом тоже есть своя прелесть, а точнее, комизм и трагизм профессии актера.


Был когда-то в Курганском драматическом театре молодой актер, по-мальчишески худощавого телосложения, да и роста не слишком высокого. В одном спектакле у него была эпизодическая роль негра. Почти в финале он ненадолго появлялся на сцене. Уж не знаю, по какому случаю он "принял на грудь", но в театр он пришел задолго до своего выхода, загримировался и от скуки пошел бродить по театру, зашел в буфет, ну и засиделся там до антракта, где его и застали зрители. В тот вечер этого актера видели на сцене в последний раз. Смешно и грустно. Такова жизнь, все имеет обратную сторону.


В одном из спектаклей на сцене стоял стог сена, на котором герой в исполнении В.Л.Шадровского проводил время с милой дамой. Затем он скатывался вниз и попадал прямо в галоши, которые стояли наготове. Театральные проказники однажды прибили галоши к сцене... Разборок не было, Шадровский смеялся вместе со всеми,


Любители выпить в театре были всегда. Но прийти на спектакль пьяным - это было ЧП. Однажды артист П. то ли перебрал изначально, то ли его развезло под прожекторами и софитами, но, отработав первый акт, уже не смог выйти во втором. На замену выпустили артиста С. Учитывая, что П. был намного выше С., незамеченным это пройти не могло, зрителям объявили, что в связи с болезнью артиста П. в роли такого-то вышел артист С.


Играли "Емелино счастье". Емеля сидел на печке, пришло время ему ехать на этой самой печке. В качестве двигателя, конечно, внутри печки рабочие, и, как на грех, в подпитии. Печку покатили резко. Емеля свалился, потерял сознание. За антракт отлежался, спектакль доиграл. Благо упал за кулисами, зритель не увидел, к каким последствиям приводит превышение скорости и несоблюдение правил вождения.


На гастролях играли "Третье слово", Один из артистов что-то наливал и разлил на пол. Александр Спицын выбежал на сцену, поскользнулся, упал и сломал ногу. Сразу закрыли занавес, его понесли к местному фельдшеру, который наложил шины. Сашу на руках несут, а он к своей


партнерше: "Белка, Белка, так я тебе и не сказал третьего слова".


Насчет того, где и как упасть, Александр Спицын был большой специалист. Падал он часто.


В Барнауле на гастролях огромная оркестровка оказалась не закрыта. Лариса Андреева, увидев это, всех предупредила: "Будьте осторожны!" Начался спектакль, Саша Спицын вылетел и сразу в оркестровку, вместе с ружьем, которое ему по роли полагалось.


В другой раз, тоже на гастролях, реквизитор - Ольга Павловна - сидела в "проруби" со щукой. Шел спектакль "Емелино счастье". Артистам обновили костюмы, выдали новые лапти. Александр Спицын играл Емелю, подошел к самому краю, поскользнулся и упал в это "озеро". За кулисами ахнули: "Он же там тетю Олю убьет!" К счастью, обошлось без жертв.


А вот еще случай, все с тем же Спицыным. Шел спектакль "Поднятая целина". Александр играл Давыдова. Помните, конечно, что в героя стреляют. Обычно реквизитор, чтобы произвести выстрел за сценой, брала два пистолета - один может дать осечку, но в этот раз на спектакле работала неопытная девчонка и пистолет оказался один и, конечно, дал осечку. Давыдову-Спицыну падать надо, а выстрела нет и нет. Лушка (актриса Жеботинская) в кулисах стоит, ей выходить надо, а Давыдов не падает. Что делать? Стоял-стоял Спицын и вдруг нашелся: "Ох, падаю. Сволочи, с глушителем!" И упал. Лушка вышла на сцену почти вовремя, но тряслась над ним от хохота, а не от плача.


Из необычной ситуации выйти легко и просто могут далеко не все. Какой-то артист или артистка выбиваются из-за любой мелочи: если книга должна лежать с краю, а ее переложат на середину стола, уже проблема.


Но были, думаю, что есть и сегодня и те, кто вывернется из любой ситуации. Таким был Владимир Запорожченко. Ему хотят каверзу подстроить, а он вывернется, потом все вместе смеются.


Когда-то был у нас спектакль "Хитроумная влюбленная". Персонаж, которого играл Запорожченко, дрался по сюжету на шпагах. Однажды, шпагу не "зарядили", т.е. не приготовили в нужном месте. Шадровский уже перед ним со шпагой прыгает, а Запорожченко ему в это время предлагает: "Сейчас, схожу домой за шпагой, тогда я тебе покажу!" И пулей в реквизиторский цех, где девушки сидят и спокойно, с чувством выполненного долга пьют чай. Он только и успел сказать: "Что, кумушки, сидите?" Шпагу схватил и обратно на сцену. Другой бы мог что-нибудь и покрепче сказать, а этот вмиг влетел, вмиг вылетел, да и в зале никто ничего не успел понять. А вот чем занимался В.Л. Шадровский на сцене, пока Запорожченко за шпагой бегал, об этом история умалчивает, но раз зрители ничего не поняли, значит, тоже не бездействовал.


Возвращались как-то гулливеровцы с фестиваля, а возвращаться артистам, как правило, всегда приходится с пустыми карманами. Они и в первую дорогу переполненными редко бывают, а в обратную и подавно. Но голод брал свое, и голова начала работать, по крайней мере, у двух девушек точно. Взяли они плеер, наушники-"капельки" и отправились в вагон-ресторан, брать интервью у бригады поваров. Не избалованные вниманием журналистов, те действительно приняли плеер за диктофон, наушник за микрофон, поведали о своем житье-бытье и, конечно, в итоге накормили двух "журналисток". Цель была достигнута.


В "Гулливере" телевизионщики из Петербурга снимали сюжеты для программы, которая шла по каналу "Культура". Работы много, эпизодов нужно было отснять немало. День съемок совпал с днем выдачи зарплаты. Один из артистов, проходя в кассу, высказался по этому поводу: "Деньги и слава в один день - это невероятно".


Был в "Гулливере" не так давно спектакль "Серенада". Зрителей на этом спектакле встречали музыканты, одетые в черные театральные костюмы, парики из черной веревки и темные очки. Нужно сказать, что в театре нет возможности держать в штате музыкантов в большом количестве, а потому на время поездки на фестиваль был заключен договор с одним из студентов музыкального училища,


который играл на аккордеоне. На фестивале в Оренбурге музыкантов распределили по фойе, а аккордеониста посадили на улице, недалеко от входа в театр.


Через какое-то время в фойе театра появился милиционер, который вел за собой аккордеониста. Войдя в фойе и увидев других артистов, одетых так же, как "нарушитель", страж порядка удостоверился, что никто ничего не нарушал, а заодно объяснил, что оказывается, на этой самой улице каждый день сидит мужичок с гармошкой, которому в связи с проходящим фестивалем запретили здесь появляться. И вдруг милиционер снова увидел музыканта. Конечно, он вынужден был принять меры. Долго пытался прогнать артиста с аккордеоном, а тот, не будучи искушенным в переговорах с представителями власти, молча продолжал играть, и только когда его потащили с места силой, сказал, наконец, что он из театра.


С гастролей из Паневежиса гулливеровцы приехали переполненные впечатлениями. Рассказов было много: и о том, как принимали спектакли, и о том, как красив город, и о том, как изысканно и изобретательно кормили литовцы своих гостей. Завлит раздала всем небольшие листочки и попросила кратко сформулировать самое яркое впечатление от поездки. На одном из листков она после прочла: "Так есть нельзя".


Желание и умение артистов шутить, устраивать розыгрыши, разыгрывать капустники позволяет думать многий о том, как интересна и празднична у них жизнь. Конечно, она интересна и, конечно в ней много праздников, которые театралы действительно умеют создавать, но никогда не надо забывать о том, что любой праздник - это в первую очередь работа. И в свой профессиональный праздник, Международный день театра, театралы тоже работают, ведь у них в этот день, как правило, гости, а гостей надо развлекать и статусу надо соответствовать.


С праздником,


дорогие артисты


и работники театров!


Удачных вам премьер, верного и доброжелательного зрителя.