Главная >> 5 >> 29

ТЕАТР НАВСЕГДА

Удивительнейшим людям, посвятившим театру всю жизнь свою без остатка, посвящается...


Какое чудо - оказаться в сказке


С героями оживших вдруг легенд!


Нас удивляют их костюмы, маски,


Захватывает действия момент.


Они поют, горюют, размышляют...


Накал страстей передается нам.


Игрой своей нам души зажигают.


Искусство их - театр, не балаган.


Сегодня славим мастерство актеров,


Поздравить с Днем театра их спешим,


Гримеров, костюмеров и суфлеров -


Мы всех за волшебство благодарим...


Уважаемые артисты! Уважаемые режиссеры, помрежи, администраторы, костюмеры, бутафоры, осветители, одевальщицы, звукооператоры, парикмахеры, реквизиторы, швеи, работники сцены и гардеробщицы! Надеюсь, мы никого не забыли? А еще - уважаемые зрители! От всей души поздравляем вас с нашим общим праздником - Международным днем театра...


Этот праздник был установлен в 1961 году на девятом конгрессе Международного института театра. День театра - профессиональный праздник людей, на протяжении тысяч лет занимающихся странными по сути своей вещами: выходя на сцену, они примеряют не просто роли, костюмы, парики. Они "примеряют" наши слезы и отчаянье, наши улыбки и смех, а затем щедро возвращают все это богатство в зал: "Смотрите! Смейтесь! Плачьте! Негодуйте! Радуйтесь! Живите!"


Мы и живем. Жаль только, что человеческую память нельзя записать на видеокассету. И показывать детям, внукам. Легенды театра невесомы, воздушны и эфемерны, с наступлением нового дня они словно растворяются в воздухе. И исчезают... Сегодня мы вспоминаем поистине легендарных людей. Людей, которые всю свою жизнь посвятили Театру. Жаль, что их уже нет с нами. Но они живы. И будут жить, пока мы будем их помнить...


"Он был лучшим на свете папой..."


Вадим Янович Мялк


Скоро исполнится восемь лет, как он ушел из жизни, - народный артист России, актер краевого Академического театра им. Горького Вадим Янович Мялк. О нем вспоминает его дочь, актриса Яна Мялк:


- На сцене я впервые его увидела, когда мне было лет пять-шесть. В детском спектакле "Белоснежка и семь гномов" отец играл лесничего, и по ходу действия злая королева приказывала отрубить ему голову... Что со мной творилось в тот момент! Из зрительного зала я, плачущая, прибежала за кулисы, встала там возле помрежа и зарыдала в голос. И все думала: "Господи, неужели они и вправду его убьют?" Это одно из самых сильных воспоминаний моего детства...


Отец всегда очень любил актерские капустники. Как-то раз попросил меня ему помочь - подыграть на фортепиано, когда он будет петь песню. Мы так долго репетировали! А в то время паркетного зала в театре еще не было, и все капустники проходили на большой сцене: рояль, торжественный белый занавес... Я заглянула через этот занавес на сцену - полный зал народа! Какая со мной была истерика! "Я не пойду! Ни за что! Сам иди, один, меня не трогай!" Отец все-таки вытащил меня на сцену. Когда я играла те жалкие три аккорда, у меня тряслись руки, фальшивила страшно... А отец не обращал на это никакого внимания - просто пел, как будто все так и надо...


Отцу уже исполнилось пятьдесят, когда я родилась. И он был самым лучшим папой на свете! Нам с сестрой Ксюшкой ничего не запрещали. Отец позволял нам, образно говоря, барахтаться в воде - сами выплывайте. Нет, ему было не все равно, но он считал, что мы должны быть свободными, с правом собственного выбора... Он не хотел, чтобы я стала актрисой. Все говорил: "Ты в театр не ходи!" Ведь актерская профессия по большому счету строится на удаче. Поймаешь - не поймаешь...


Он - поймал. Но перед каждым спектаклем так волновался! С утра был взвинченный, все лысину поглаживал... Отец очень трепетно относился к каждой роли, у него до конца жизни так и не появилась привычка выходить на сцену. Всегда - словно в первый раз. А работая над ролью дома, всегда спрашивал меня, понятно ли он говорит...


Кроме театра, отец безумно любил футбол. Всегда болел за московское "Динамо", эмоции его просто переполняли - кричал так, будто на стадионе! Еще он очень любил собак. Мы с сестрой мечтали о щеночке, но мама была категорически против. Тогда отец, не говоря ни слова, пошел на базар и купил собаку - шпица. Он назвал его Клям - Мялк наоборот. С того времени у нас дома постоянно жили собаки...


Отец был очень светлым человеком. И верил, что плохих людей на свете не бывает... Я никогда - ни в детстве, ни потом, когда училась в институте, - не осознавала, что мой отец - народный артист. Понимание того, что этот человек так много значил для театра и для города, что он представлял настоящую культуру, пришло намного позже. Когда отца уже не стало. Я не успела глубоко узнать отца, постичь его талант. У меня не было на это времени. Мне не было до этого дела. А когда он ушел... Господи, какая я была глупая!..


Студентам он дарил крылья


Сергей Захарович Гришко, его ученик Александр Михайлов и курс 85-го года выпуска


Сегодня в Академии искусств пройдет конкурс самостоятельных работ студентов театрального факультета. Называется он "Театральная надежда", а посвящен Сергею Захаровичу Гришко.


Он проработал на театральном факультете свыше тридцати лет. Был завкафедрой актерского мастерства, деканом факультета. Был настоящим Мастером. Наш курс стал последним, у кого СэЗэ преподавал. Самым старшим его студентам сейчас почти под пятьдесят. И все - СэЗэкрылые...


Он был невысоким, с совершенно потрясающим вихром надо лбом. Всегда спускался к нам на занятия с горы - в буквальном смысле, с фуникулера. Часто останавливался по дороге, доставал нитроглицерин, клал таблетку под язык. Ушел от нас шестого марта 1996 года. Навсегда.


О своем Учителе вспоминает заслуженный артист России Александр Славский:


- Он был театральным человеком по сути своей. Понимал театр настолько, насколько его вообще можно понимать. Владел актерской профессией и очень тонко чувствовал психофизику студентов, природу вчерашних школьников, понимал, чем живут дети, разговаривал на их языке. И умел угадать, что внутри человека, направить его... Это удивительная способность. Он любил студентов. Относился к ним как-то... по-отцовски, опекал, проникался их заботами...


Сергей Захарович был чрезвычайно заводной, он мог увлечь в секунду! Не на словах! Он не любил долго и нудно что-то обсуждать - сам все показывал, эмоционально встряхивал. И ты увлекался! Он очень много тратился. Его называли взрывным. Сергей Захарович действительно был таким - эмоции зашкаливали! Мог накричать. И тут же забывал об этом, остывал. Его крик - психологическая защита, адреналиновый выплеск. Внутри себя держать такие эмоции было невозможно. Все это понимали. И не обижались никогда.


Работать с ним было... Легко. Сергей Захарович доверял мне с самых первых дней. Может, долго приглядывался до этого, может, просто был уверен... Не знаю. Но доверял. И никогда не вмешивался в работу. Лишь тактично комментировал, и его слова заставляли задумываться...


Я не хочу его идеализировать. Он не был идеальным. Но для меня был... Сергей Захарович очень любил жить. В этих словах - очень многое: он обожал розыгрыши, праздники, веселье, размах. Он производил впечатление рубахи-парня с широкой душой. Но что там, внутри, почти для всех оставалось тайной... На самом деле он был сентиментальным человеком, ранимым и беззащитным. И все принимал близко к сердцу. На сердце оставались зарубки. Оно было большим, его сердце, но все зарубки там не вмещались...


Его помнят. Его поминают. Его вспоминают. Как-то подошел ко мне его ученик, Сергей Меньшов, говорит, давайте съездим на кладбище, к СэЗэ. Нужно. Сон видел. Мы приехали, посидели, поговорили, помянули. И я подумал: нам надо чаще бывать здесь, чаще заглядывать к Сергею Захаровичу...


Давно ли вы были в театре?


Вера Константиновна, пенсионерка. Фото Алексея Воронина


Вера Константиновна, пенсионерка:


"Ой, очень давно. Старая стала, куда ходить-то? Вечером темно. Уж и не помню, какой последний спектакль видела. А вот артистов люблю всех! Особенно одного, он в "Бедной Насте" Забалуева играет..."


Фаина Александровна, дворник. Фото Алексея Воронина


Фаина Александровна, дворник:


"Театр я люблю. Но оперетту больше. Только и в театре, и в оперетте в последний раз давно была. Дорого это, откуда столько денег взять? Так что по телевизору смотрим сериалы "Клон" и "Земля любви, земля надежды"...


Валентин Цупко, рефмеханик. Фото Алексея Воронина


Валентин Цупко, рефмеханик:


"В театре-то? Да вся наша жизнь - сплошной театр! А в настоящем театре я вообще мало бывал. И телевизор-то смотреть страшно. В Австралии, к примеру, новость: коала заболела. А у нас... Посмотришь - и сплошной стресс..."


Дмитрий, штурман. Фото Алексея Воронина


Дмитрий, штурман:


"А я ни разу не был в театре. Ну, может быть, и пошел бы... С кем-нибудь. Один - не-ет! Сходил бы на Еременко, к примеру, посмотреть. Умер уже? Ну, значит, не судьба..."


Саша. Фото Алексея Воронина


Саша, 9 лет, школьница:


"Я последний раз в театре давно была. Шрека смотрела. Ну так себе, честно говоря. Ничего особенного. Мой любимый артист - Дмитрий Певцов, вот он действительно очень талантливый!"


Вера, рыбообработчица. Фото Алексея Воронина


Вера, рыбообработчица:


"В театре я бываю очень редко. Даже и не знаю, на кого хотела бы посмотреть. Все артисты нравятся, в каждом есть искра божья. Только вот в театр ходить... Тут с работы придешь, уже не до театра. Так, сериал по телеку посмотрю, и ладно..."


Лена, 8 лет, школьница. Фото Алексея Воронина


Лена, 8 лет, школьница:


"В театре я была не так давно. Смотрела спектакль "Аленький цветочек". Мне так понравилось! Особенно красавица Аленушка. А вообще- то у меня нет любимых артистов. Разве что Андрей Губин...