Главная >> 5 >> 28

БАЛЫ НЕ СОСТАРЯТСЯ

Они возвращаются к нам после столетнего "прочерка"


Самое заманчивое бальное предложение в Москве на грядущую новогоднюю ночь - от Андриса Лиепы и благотворительного Фонда имени Мариса Лиепы


Гостей приглашают в Рим. Древняя столица Италии в нашей собственной древней столице оживет ровно в десять вечера. Взорам гостей явится Колизей: "Фигуры античных полководцев и мыслителей, патриции и гладиаторы", как значится в приглашениях. Далее праздник переместится на площадь у фонтана Треви. Гарантированы "неожиданные впечатления, роскошный банкет и концертная программа до утра с участием звезд итальянской и российской эстрады". Бал пройдет в Манеже. Подготовка, по словам устроителей, заняла весь 2007 год. В сложной многомерной работе были заняты сценаристы, режиссеры, артисты, художники, оформители и России, и Италии.


ПЕТРОВСКИЕ ПРИВИВКИ


Есть предположение, что слово "бал" пришло к нам из Германии и переводится как "мяч". Будто бы в немецких деревнях под Пасху девушки обходили дома замужних подруг и дарили им мячи, набитые шерстью. А те отвечали вечеринкой с угощением, танцами и нанятыми за свой счет музыкантами.


В Россию немецкие "мячики" попали через петровское окно. Ассамблеи, учрежденные царским указом от 1718 года, проходили по очереди в домах знати. Цель, в общем-то, была той же, что и у нынешних светских мероприятий: "Ассамблея есть собрание или съезд в доме не только для забавы, но и для дела делаются, ибо тут можно друг друга видеть и о деле переговорить".


В силу патриархальной строгости обычаев новые формы бытия приживались трудно. "Все сидели как немые. Дамы - по одной стене, кавалеры - по другой", - оставил свое свидетельство один из участников ассамблей.


Упрямый Петр вопросы решал радикально: ассамблеи в Москве устраивались трижды в неделю. О них в Москве возвещалось барабанным боем. Царь с семьей присутствовал на каждом собрании. Танцевали польский (полонез), менуэт и любимый царем Петром шумный, веселый гросфатер. Гостей угощали вином, медом, вареньем. Неумение, а тем более нежелание танцевать осуждалось. Кстати, первыми учителями танцев были шведские офицеры, захваченные в плен под Полтавой.


Царь следил и за нарядами дам: "Замечено, что жены и девицы, на ассамблеи являющиеся, не знающие политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают". Нарушителю ассамблейных правил независимо от пола и возраста приходилось выпивать одним махом "кубок большого орла", то есть винную чашу на подставке в виде двуглавого символа российской государственности.


С течением времени обучение танцам стало делом повсеместным и обязательным - от царских лицеев до скромных ремесленных и коммерческих училищ. Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы.


УВЛЕКАЕМСЯ ЗАНОВО


В наше время первую попытку реконструкции былого бального великолепия предпринял Санкт-Петербург. В новогоднюю ночь с 1999 на 2000 год по ступеням дворца великого князя Павла Александровича поднимались офицеры русской и французской армий. Кавалерам предписывалось прибыть в парадно-выходных мундирах своих полков образца начала XIX века, дамам - в туалетах стиля ампир. В ту ночь на Английской набережной Питера время сместилось на два века назад. И это чудесно.


За этим ретроспективным Императорским балом последовали другие. Правда, число балов было не так уж велико. Что понятно: балы - не корпоративные вечеринки, их организация - дело интересное, но многотрудное и обязывающее, оно требует консультаций, исторических знаний, ярких идей. Ведь все с нуля - несколько поколений россиян никаких балов, кроме выпускных, просто-напросто не знало.


Сейчас они уже встали в ряд привычных событий, что не умаляет их красоты и блеска. Нынешние самые заметные бальные события проходят в помещениях музеев, выставочных залов, в дворцовых апартаментах. Если говорить о столицах, то в Петербурге - это Бал Штрауса в Петергофе, Новогодние балы в Мариинском театре, Юсуповском дворце. В Москве - Осенний бал благотворительного фонда "Балы-ассамблеи третьего тысячелетия". Журналистское сообщество уже традиционно проводит Бал прессы.


Новым по форме и жанру стал Футуристический бал в Зверевском центре, который возродил так называемые художественные балы, весьма распространенные в дореволюционной России. Дом-музей Ермоловой отличился Золотым балом: в интерьерах и костюмах доминировал цвет золота. Дом-музей Льва Толстого устраивает очаровательные благотворительные детские балы.


Модное поветрие не обошло и регионы. В муниципальном музыкальном театре Волгограда танцевали на Царицынском балу. В художественном областном музее Ульяновска, самом красивом здании города, сверкнул Губернаторский благотворительный бал. В краевом Академическом театре драмы Ставрополя прошел Бал меценатов и благотворителей.


Может быть, самый значительный факт в новейшей истории балов тот, что они-то как раз и стали стимулом для возрождения частной благотворительности. Например, за право участвовать в новогодней феерии Русского бала в Гостином дворе столицы предлагалось платить от 1000 до 2000 долларов. Деньги передали храму Троицы, что на Каширском шоссе, на восстановительные работы. Сумма взноса для гостей бала в Мариинском театре составляла 700 долларов, средства ушли на развитие города. А средства, собранные на Царицынском балу, обернулись помощью ветеранам Сталинградской битвы.


НЕОЖИДАННЫЕ ПА


Читатель вправе сказать: нельзя переоценивать ресурс новомодных российских балов. Разбогатевшие сограждане, которым в основном и адресованы шикарные мероприятия, - жители крупных городов. А малым и маленьким, где живет большинство россиян, такие забавы и не под силу, и не к чему.


Так-то оно так. Однако есть "но".


"Сам мышиный король Мышаус ждет вас на своем балу! " - вот какое новогоднее предложение поступило из городка Мышкина Ярославской области.


История культа Мыши в Мышкине требует отдельного разговора. Он не короток, поэтому ограничимся внешней схемой сюжета. Когда-то город Мышкин на крутом волжском берегу жил лоцманским промыслом, оптовой торговлей. Худо ли бедно, дела шли: дореволюционный город застраивался храмами, особняками. Потом, в советское время, Мышкин тихо пропадал, утратив и статус уездного года, и привычные промыслы, и перспективы.


В начале 90-х здесь сделали ставку на туризм. Сегодня в городке с шеститысячным населением действует множество оборудованных туристских троп для прогулок, экскурсий и десять музеев. В одном из них как раз и царствуют мыши: игрушки, книжки, сотни мышиных фигурок, присланных со всего мира, стенные росписи на "мышиные" темы, детские рисунки, газета "Мышеград" и многое другое. Только что закончено строительство гостиницы "Кошкин дом". Она-то и ждет тех, кто приедет на бал к мышиному королю. Стоит отметить, что в меню новогоднего ужина значатся не только заезжие кокосы с ананасами, но и свежевыловленная волжская рыба, лесные грибы в сливках от местных чистопородных коров.


Туроператоры уверены: бал в Мышкине без гостей не останется. Российский турист уже пресытился традиционными предложениями проведения праздника. Так считают руководители многих туристических компаний. Маленькие русские городки, по их мнению, позволяют отдохнуть и весело, и необычно, и не слишком дорого.


***


Может быть, самый значительный факт в новейшей истории балов тот, что они-то как раз и стали стимулом для возрождения частной благотворительности


***


НАШИ СОВЕТЫ


Что и как танцуют на балах


ВЕНСКИЙ ВАЛЬС. Годом создания считается 1775-й. Самая известная иллюстрация - "летящая" королева Англии Елизавета I в руках графа Ланкастера.


ФОКСТРОТ. Придуман в 1914 году актером водевиля Гарри Фоксом. Комбинация быстрых и медленных шагов фокстрота дала мощный импульс развитию всего бального танца.


ЧА-ЧА-ЧА имеет африканские корни. Это настоящий танец соблазнения, поскольку дает возможность даме проявить себя как можно интереснее, свободнее.


РУМБА - кубинский "танец любви". Дама в нем как бы объект дерзкого ухаживания, чему сопротивляется зачем-то изо всех сил.


ДЖАЙВ - пришел в Европу из США во время Второй мировой войны. Этому танцу свойственны рискованные подъемы и прыжки. По этой причине он был запрещен в танцзалах.