Артемий Троицкий "РАЗМНОЖАЕТСЯ"
У ИЗВЕСТНОГО ПЛЕЙБОЯ СТРАНЫ - ПОПОЛНЕНИЕ СЕМЕЙСТВА
- Мало того, что весна пришла окончательно, так еще у меня сегодня великий праздник - родилась двойня, - делится Артемий. - Один ребенок в десять утра, другой в десять тридцать.
- Мальчики?
- Ага. Лапки длинные, хвостики торчат, голова больше туловища. Потрясающие дети!
- Котята? Щенки?
- Нет, что вы! Это шиншиллы!
- От всей души поздравляю! А можно поинтересоваться, что это у вас за звездочка на виске?
- Это все весна виновата. Каждый год покрываюсь прыщами, как в подростковый период. Вот и приходится заклеивать... А если честно, это звездочка с концерта Дельфина, мне ее прилепили для входа на продолжение вечеринки (after-party), а я сбежал кино смотреть.
- И как вам Дельфин?
- Очень хорошо. Мне всегда он нравился, талантливый парень.
- Собираетесь нас чем-нибудь удивить?
- Пока никаких серьезных начинаний нет, сплошные "заканчивания". Решил вершить все-таки "Историю советского телевидения" в программе "Признаки жизни". А еще мне сегодня привезли сценарий какого-то телевизионного сериала, предлагают сниматься. Думаю, что теперь, поскольку бизнесмена из меня не получилось и не получится никогда, буду заниматься киносъемками и преподавательской деятельностью исключительно.
Вероника СТОЛЯРОВА.
***
Почему у вас никто не умер?
В Москве состоялся первый Международный фестиваль камерных театров кукол "Московские каникулы". Труппы из Воронежа, Москвы, Ярославля, Лобни, Каунаса, Санкт-Петербурга и Таллина "рассказывали" московским детям самые разные сказки.
Сказка, представленная эстонскими гостями, - известная, на первый взгляд, "Красная Шапочка". Но в показанной версии придуман интересный ход: мальчик перед отъездом театра на гастроли перепутал в книжке все сказки, и теперь никто не знает, что из этого получится. Не предполагали и актеры, что выйдет из их представления.
Для артистов стало полной неожиданностью поведение русских ребятишек. Во время спектакля они подавали реплики типа: "Не ходи туда, влево иди". Самым смешным (и грустным, если не страшным) моментом, демонстрирующим нашу неповторимую русскую ментальность, оказался такой. Волк прибегает в дом к бабушке, а ее там нет - ведь все сказки перепутались. Эстонский волк недоумевает, а вот наши дети не растерялись и закричали: "А бабушка умерла от болезней!".
А еще нашим детям оказалась нужна сцена из серии "кончаем бабку". Это в эстонской сказке никто не умирает, нет насилия и грубости. Поколению NEXT такой расклад абсолютно непонятен. Какой-то сорванец лет шести в конце крикнул: "Ваша сказка неправильная, у вас никто не умер!". Впечатление такое, будто наши детки прошли Афганистан, "хлебнули" лиха в Чечне, а потом еще срок на лесоповале отмотали... Они просто лопались от изумления, что никто не погибает, не корчится в муках, что нет пошлости, обмана, корысти...
Грустно, господа!
Настя ФАДЕЕВА.
Выбирай, а то проиграешь
ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ ПО-ФРАНЦУЗСКИ
Новинка от французского режиссера Седрика Клапиша "Ни за, ни против, а совсем наоборот" -полицейский детектив не для очередного банального показа крови. Великолепная музыка, блистательный европейский юмор, красивые съемки, отличная игра актеров, оригинальный сюжет. Картина изящно лавирует между комедией и драмой.
Речь идет о жизни "обыкновенной" журналистки Кати. Девушка ненавидит свою работу и боится участи быть такой же, как и все остальные. Избавление приходит с неожиданной стороны. Кати попадает в мир, где достаточно просто перестать быть "обыкновенной". Но там играют по иным правилам, там царят другие ценности, и чтобы не возвращаться оттуда, девушке придется кое-чем пожертвовать и через кое-что пройти. В итоге она оказывается в компании четырех гангстеров, каждый из которых - яркий, оригинальный образ со своим специфическим характером.
Седрик Клапиш признается, что его новый фильм - не просто средство развлечения зрителей, а результат долгих размышлений о добре и зле, о насилии и его роли в нашей жизни. Приятно, что претензии режиссера на серьезное кино вполне оправдались.
Вероника СТОЛЯРОВА.
***
Не "крутой", а "прохладный"
Почти одновременно с горячим бибопом на рубеже 40-50-х годов прошлого века в музыке возникло еще одно яркое направление - кул-джаз. Его появление связано с именем свингового саксофониста-негра Лестера Янга.
Сейчас английское слово cool чаще переводят как "крутой". Но в нашем случае оно несет первоначальный смысл -"холодный". Именно такую - прохладную и эмоционально сдержанную - манеру звукоизвлечения разработал Янг (в противовес "горячему" звуку свинга и бибопа). У профессионалов даже появился такой термин - Lester sound.
В кул-джазе произошел отказ от чрезмерной ритмической экспрессивности и интонационной неустойчивости, характерных для негритянской музыки. В нем снова возросла роль композиции и аранжировки, формы и гармонии, а сама музыка стала гораздо сложнее и приблизилась к европейским академическим традициям.
С другой стороны, если послушать записи мастеров кула - тех же Дэйва Брубека, Пола Дезмонда, Герри Маллигана, - то язык не повернется назвать эту музыку холодной: сквозь нарочитую сдержанность до внимательного слушателя обязательно достучится горячая внутренняя страсть подлинного джаза!
Кул исполняется как малыми ансамблями (комбо), так и большими оркестрами, в состав которых часто включаются нетипичные для джаза инструменты из арсенала симфонической музыки. Сам же этот стиль оказал очень сильное влияние на дальнейшее развитие современной музыки, его интонационные особенности можно услышать и в арт-роке, фанке, айсид-джазе и даже в произведениях композиторов академического направления.
А какие имена "отметились" на поприще прохладного джаза! Чарли Паркер и Майлс Дэвис, Гил Эванс и Стен Гетц, Телониус Монк и Джон Льюис... Да и крайне популярный сегодня софт-джаз и прочие "приджазованные" разновидности коммерческой музыки - все они являются прямыми наследниками "крутого" стиля кул.
Владимир МАКАРОВ.
***
Одни штаны на двоих
Японские артисты, гостившие в столице на прошлой неделе, дали всего два спектакля. Но каждый, кто их увидел, получил полное представление о знаменитом древнем театре но.
Происходящее на сцене совершенно непривычно для российского зрителя. Все исполнители ролей -мужчины. В женских ролях используются маски, не всегда сразу понятные. Больше всего удивляет маска ревнивой женщины. Если бы не перевод, актера можно признать за исполнителя роли злого духа: злобное выражение лица, а главное - рога. Но рогами японцы обозначают именно злость, так что наше понятие "рогоносец" на японский практически невозможно перевести.
Остальные маски вообще не имеют выражения, и печаль прекрасной девушки пожилой актер выражает наклоном головы. Голос актер при этом не меняет. Но когда проходит первое удивление и зрители привыкают быстро считывать перевод текста с маленьких табло, неожиданно выясняется, что все стало совершенно понятно и близко - и горе матери, потерявшей ребенка, и бестолковость двух мужчин, отправившихся в гости с одними штанами (хакама) на двоих и порвавших их пополам в драке.
Наталия ГУБЕРНАТОРОВА.
***
Гений парадокса
ТЕНЬ НЕЗАБЫТОГО ПРЕДКА
Параджанов и время - понятия несовместимые. Этот неугомонный, потрясающе талантливый человек был так одержим жаждой жизни, что бешеная энергия и буйная фантазия били в нем через край. Самосотворенная живая легенда, состоящая из рассказов, историй, розыгрышей, интервью и мистификаций, которыми были облучены все, кто с ним соприкасался.
80-летний юбилей Сергея Параджанова отмечали в Москве в театре его имени. "Параджановское фойе" всю неделю бурлило в ритме жизни самого виновника торжества - настоящее искусство жизни!
Параджанов очень порадовался бы, увидев, сколько людей пришло с ним на встречу. Всю неделю зрители не только смотрели его знаменитые фильмы, но и познакомились ближе с его коллажами, инсталляциями, куклами и ассамбляжами... Параджанов был узнаваем во всем. О нем говорили, вспоминали, рассказывали, и каждый понимал: объяснить Сергея в несколько строк невозможно. И все же я приведу некоторые высказывания людей, знавших его близко.
Юрий ЛЮБИМОВ:
- Он обладал абсолютным вкусом в творчестве, и я убежден в его гениальности. Он отмечает вещи, которые не замечают другие, и не смотрит в сторону общепризнанного. Его замечания -снайперские. Ему достаточно взглянуть на что-то, чтобы сейчас же придумать, улучшить, сделать выразительнее. Александр АТАНЕСЯН:
- Это был человек с пластическим мышлением. Он не рассказывал, а рисовал. Для него сценарий был музыкой, которую следует перевести на язык танца. Но он переводил сценарий на язык художественных символов. С драматургией у него были вечные нелады, и он любил пользоваться титрами. Он этими титрами спасался, возводил их в принцип. И зритель, подчиняясь режиссеру, не вникал в сюжет, постигая суть поэтических образов в череде живописнейших кадров.
Василий КАТАНЯН: - - Эпохами, сюжетами и фактурой своих фильмов он обращен в прошлое, к теням чужих предков. Но по сути своего искусства он - авангардист. И всегда обращен к людям. Наталья АНОХИНА.
***
"Я знаю, что снимаю кино, трудное для восприятия. Зритель часто покидает меня во время просмотра. И я остаюсь один в зале..."
***
СОФИКО ЧИАУРЕЛИ: "МОЕМУ ТЕАТРУ НУЖНЫ ДЕНЬГИ"
В ТБИЛИСИ ПЕРЕВЕЛИСЬ БОГАТЫЕ ГРУЗИНЫ
В Москве прошел 14-й кинофестиваль памяти Веры Холодной с ретроспективным показом старых фильмов. По окончании просмотра звание "Королевы кино" было присвоено замечательной грузинской актрисе Софико Чиаурели.
- Софико Михайловна, вы нечасто теперь жалуете Россию своими визитами.
- К сожалению, мы стареем. Год назад умер мой муж, актер и известный футбольный комментатор Котэ Махарадзе. Я заняла его место художественного руководителя Тбилисского театра имени Анджапаридзе. Больше того, заменила его еще на должности декана факультета журналистики. Так что времени свободного почти нет.
- А если вдруг поступает предложение сняться в кино?
- Я не отказываюсь, если хороший сценарий. Недавно, например, снялась в фильме Татарского вместе с Донатасом Банионисом, где играю главную роль.
- Тем не менее театр забирает ваше основное время...
- Я очень его люблю. В нем работала еще моя мама, замечательная актриса, которая и в 90 лет выходила на сцену.
- Я слышала, что вы мечтаете построить новое здание театра. Неужели и на это хватает ваших женских сил?
- Сил-то хватает, а вот денег... Чтобы построить здание на 150 мест, нужны приличные средства. Но в Грузии сегодня нет людей, готовых вложить деньги в эту духовную обитель.
- Тем не менее вы верите в успех затеянного дела?
- Если бы не верила, не начинала бы. Кстати сказать, это не единственная моя большая мечта. Есть еще одна, по значимости не уступающая первой.
- Если не секрет, какая?
- Я мечтаю и делаю шаги к тому, чтобы в Тбилиси наконец появился музей Сергея Параджанова. Сережа мечтал, чтобы его похоронили в Тбилиси. Но так случилось, что могила его в Ереване и музей там же. Это положение нужно исправлять. Параджанов -тбилисец, его место - на родной земле.
- А как живет сегодня грузинский кинематограф?
- Его просто нет. Кино, увы, не снимается. Лучшие годы грузинского кинематографа остались в прошлом. Но я надеюсь, что будущее у него все-таки будет. Очень хочется дожить до этих дней.
Наталья АНОХИНА.
***
РУССКИЙ ЭКШН
В кинотеатре "Горизонт" прошла премьера фильма "Даже не думай-2: Тень независимости".
Марат (Алексей Алексеев) с друзьями сбегают в выдуманную "бывшую колонию Латвии - Кенгорас" - и начинается экшн. Красная нить сюжета -"надо достать денег". Для этого есть карты, бои без правил, сумасшедшие гении и даже орден свингеров. Все это - в рамках жанра "молодежная комедия". То есть весело, местами - пошло, местами - глупо. Немного похоже на "Очень страшное кино" - те же аллюзии на основные блокбастеры вроде "Матрицы" и "Терминатора", , столь же яркие до плоскости образы.
Все это плюс очень хорошая работа оператора Максима Трапо дает динамичный, красивый, хотя и глуповатый, фильм. Впрочем, еще глупее было бы нагружать молодежную комедию глубоким смыслом. Так что, учитывая правила игры, все замечательно.
По сравнению с первой частью вторая - более "стебная", в ней больше спецэффектов, больше известных актеров на вторых ролях (Евгений Стычкин, Алексей Горбунов, Александр Семчев, Алексей Кортнев и др.), больше приключений. Еще одно заметное отличие -вместо Алексея Панина роль Белого играет теперь Артем Ткаченко. Причину замены актера режиссер Руслан Бальтцер предпочел не комментировать.
***
"ЗВЕРИ" НЕ ПОДЕЛИЛИ ДЕВЧОНОК
"ЕЩЕ ЧУТЬ-ЧУТЬ - И ПОСЫПЯТСЯ ЗВЕЗДЫ..."
В преддверии первого сольного концерта в столице наш корреспондент встретился с кумирами школьниц.
В последнее время у ребят немало новостей. Во-первых, выпущен новый альбом - "Районы-кварталы". Второй альбом - это всегда рубеж. Такой же рубеж - первый концерт в большом зале. Сольное выступление в Лужниках, рассчитанных на 8 тысяч человек, - это, как говорят сами "Звери", "вызов и испытание".
Ребята обещают, что на концерте прозвучат как известные песни с первого альбома "Голод", так и композиции с нового.
Третье событие, не лишенное скандального оттенка, -смена состава. На место ушедших Владимира Хоружия и Константина Моисеева (гитара и бас) пришли Максим Леонов и Костя Лабецкий. Причину таких перестановок "Звери" стараются не комментировать, отшучиваясь: "Мы с ребятами просто девушек не поделили, вот они и ушли".
Девушки - вообще любимая тема разговоров "Зверей" и особенно их фронтмена Ромы. С этого, собственно, и начался наш с ним разговор.
- Вы в одном интервью говорили, что знакомитесь с девушками в метро. Вы на нем ездите?
- Да. Вот я даже сегодня ездил на метро. Карточку показать? (Улыбается.)
- Да нет, я верю. Большинство ваших песен - о школьницах. Вам нравятся девочки-тинейджеры?
- Мне разные девушки нравятся. Вот даже вы нравитесь. Вообще я так считаю: в каждой девушке есть какая-то своя маленькая изюминка. Поэтому все они хороши. Если есть девушка - обязательно должен быть какой-нибудь парень, который будет ее любить. Иначе быть не должно.
- Будете выпускать концертное видео, записанное во время выступления в Лужниках? Или, может быть, концертный альбом?
- Мы весь концерт будем снимать на видео. Полноценно, с хорошим изображением, хорошим звуком. И потом весь этот материал бесплатно отдадим на какой-нибудь канал. Может быть, выпустим еще DVD. Мы после этого концерта собираемся выступить еще в "Олимпийском". И, наверное, выпустим потом на видео или DVD два концерта сразу.
Анна ПИВОВАРОВА.
Тел./факс - 229-63-63.