Движение любителей "Что? Где? Когда?" набирает обороты
Люди, собирающиеся по вечерам в зданиях, школ и ПТУ, садящиеся в кружки за столами, внимательно слушающие ведущего и пишущие что-то на бумажках, - вовсе не члены тайной секты или последователи какого-нибудь гуру. Они не изучают траволечение и не медитируют - они играют в "Что? Где? Когда?".
На вопрос непосвященных: "А можно прийти посмотреть?" - игрокам приходится отвечать: "Да не на что там смотреть" Смотреть действительно не на что. Тому, кто знаком с этой игрой по сезонным телепередачам, сложно представить, что в "ЧГК" обычно играют несколько команд одновременно. В клубах, которых в больших городах по пять - десять, а в маленьких хорошо если есть один, собирается обычно десяток команд - не меньше трех и не больше шести человек в каждой. Ведущий читает вопросы, в основном выкачанные из бездонных интернетовских баз, каждая команда берет минуту на обсуждение, затем пишет ответ на бумажке и сдает ведущему. После этого оглашается правильный ответ, а в конце тренировки подсчитываются результаты. То же самое происходит и на турнирах - будь они городские или международные, с той только разницей, что у турниров существует суровый регламент, призванный заранее решить все возможные проблемы. И начинаются турниры обычно не на десять минут позже назначенного времени, как тренировки, а на час в лучшем случае.
Вопросы для всех турниров, попадающие потом в базы данных и расходящиеся по свету, составляют сами игроки. У одних получается лучше, у других хуже - случается, что, услышав перед вопросом фамилию автора, игроки начинают дружно стонать. Но играть приходится - по крайней мере, на тренировках; на большие, международные или всероссийские, турниры вопросы отбирают знатоки со стажем, поэтому туда попадает гораздо меньше непрофессиональных, "викторинных" вопросов, а также, по терминологии самих игроков, "гробов" и "свечек"
"Гроб" - это вопрос, не взятый ни одной командой. Любой вопрос может оказаться гробом, если он некорректно составлен или посвящен, допустим, второстепенным героям Пунических войн. Как вам, к примеру, вот такой вопрос: "Их изображения часто встречаются на памятниках древнеегипетской цивилизации. Их воплощали Кецалькоатль и Меркурий. Блаватская предполагала, что все народы считали ими своих первых богов. В определенном смысле он является результатом приложения к человеческому существу одного из простых чисел. Вполне возможно, что сообразить, о ком идет речь, вам поможет название одной из песен известной музыкальной группы. Так кто же это?" Ответ: "Андрогин"
Время, когда игра "Что? Где? Когда?" была подобием викторины, давно прошло - сейчас хорошим тоном считается основывать вопросы на неких условно-обязательных знаниях вроде дат и столиц недавних Олимпиад или названий популярных книг; но составлять их таким образом, чтобы для нахождения правильного ответа нужно было совершить некое усилие, "логический скачок" И вот еще один пример: "Слоган новой рекламной кампании одной из фирм, производящих женскую одежду, на первый взгляд призывает избегать официальности в личной жизни. Но в то же время в нем содержится предложение покупать и использовать только качественные товары. Воспроизведите этот каламбур" Ответ прост - "Живи вне брака!"
С другой стороны, строя вопросы на общеизвестных фактах, автор рискует написать "свечку" - то есть вопрос, ответ на который всем давно известен по предыдущим играм. Этим особенно грешат молодые игроки, недавно начавшие свою "карьеру" и незнакомые с наиболее популярными "свечками" Каждый второй новичок считает своим долгом написать вопрос про кружевные перемирия в средневековых войнах, немца Дреза, который изобретал велосипед, а изобрел, соответственно, дрезину, и город Кельн, где придумали душистую воду. О признаках хороших и плохих вопросов можно говорить бесконечно, тем более у каждого они свои. Кто-то не любит вопросы про чемпионат мира по футболу, а кто-то на дух не переносит предложений "закончить стихотворение Губермана/Маршака/неизвестного душевнобольного автора..." Но на все вопросы ответить в любом случае невозможно, так что, как шутят знатоки, не знаешь, что отвечать, отвечай: "Пушкин" Или: "На Луне" Самое удивительное, что иногда этот метод срабатывает.
Правда, стоит заметить, что система "ляпать первое, что придет в голову" все-таки лучше работает не на "Что? Где? Когда?" а на брейн-ринге. Там вопросы попроще, но и времени на обсуждение поменьше.
Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых на брейн-ринге, рассчитана на немедленный ответ - и победа зависит от того, какая из команд быстрее нажмет на кнопку. Счет обычно идет на сотые доли секунды, и побеждает не тот, кто лучше знает, а тот, у кого достаточно крепкие нервы, чтобы не сделать фальстарт, и достаточно быстрая реакция, чтобы "пережать" (в смысле опередить на кнопке) противника. Именно поэтому в большинстве команд во время игры в брейн-ринг на кнопке всегда сидит один и тот же человек, с каждой игрой оттачивающий свое оригинальное мастерство. У других игроков тоже есть свои "роли": существуют игроки-справочники, фантастически начитанные люди, умеющие быстро и складно пересказывать почерпнутые в энциклопедиях знания; игроки-аналитики, умеющие применять на практике метод дедукции, и генераторы идей, выкрикивающие первое, что приходит в голову. Задача капитана команды обычно заключается не в том, чтобы лучше всех все знать, а в том, чтобы управлять игроками и направлять их энергию в нужно русло. Кроме того, именно на капитане лежит бремя выбора - при наличии за столом нескольких равноправных, на взгляд игроков, версий именно капитан выбирает окончательный вариант ответа. Поверьте, это тяжело.
Если говорить о том, кого в командах больше - молодых людей или девушек, то тут ситуация тоже отличается от телевизионных игр. То есть в принципе среди знатоков действительно больше молодых людей, чем девушек, но не настолько, как в телевизионных командах. Соотношение можно оценить примерно как 60 процентов мужчин к 40 процентам женщин. Видимо, пресловутая "женская логика" все-таки хуже приспособлена к логическим играм. Впрочем, если рассматривать отдельно взятую команду, то наличие одной-двух девушек среди игроков будет скорее плюсом, потому что среди авторов вопросов тоже есть девушки и на вопросы, посвященные, допустим, Коко Шанель или фильму "Унесенные ветром" девушка ответит с большей вероятностью. Но, с другой стороны, "феминистические" команды, полностью состоящие из девушек, играют в среднем хуже, чем команды, которые вообще не украшены женским присутствием. Знатоки с большим опытом утверждают, что оптимальный состав команды - двое девушек и четверо молодых людей.
...Когда начинающий игрок впервые посещает тренировку по "Что? Где? Когда?" игроки более опытные обычно представляются ему просто-таки высшими существами: кажется, что эти люди играючи отвечают на невообразимо сложные вопросы. После нескольких лет игры становится понятно, что на самом-то деле "невообразимо сложных вопросов" очень мало - бывают просто неудачные. Или из неизвестной игроку области знаний. Да и люди, играючи берущие сложные вопросы, не сильно отличаются от остального человечества: так же радостно хохочут, если в вопросе встречается, например, слово "яйца" так же громко кричат в перерывах, а иногда даже - о ужас! -используют алкоголь в качестве допинга. Существует, кстати, очаровательная "внутриклубная" игра, в которую обычно играют на всяких праздниках и вечеринках. Называется она "Брейн-дринк" и отличается от обычного брейн-ринга только тем, что вопросы для нее составляются "на грани приличий" - что-то вроде "закончите анекдот про поручика Ржевского..." а игрок, ответивший на вопрос правильно, в качестве поощрения хлопает стопку водки. До финала команды доходят с трудом, а победителей обычно от игрового стола оттаскивают волоком...
Возможно, кто-то из читателей уже начал осознавать, что всегда мечтал играть в игру "Что? Где? Когда?" и теперь мучается вопросом, как найти свою команду и свой клуб. Проще всего найти ответ на этот вопрос в Интернете, русскоязычный сегмент Всемирной паутины буквально напичкан адресами страничек различных знатоков. Возможно, это национальная черта - придумывать заковыристые вопросы и ломать голову в поисках ответов на них... Для того чтобы прийти в какой-нибудь из клубов и начать тренироваться, обычно не нужно собирать команду - главное, было бы желание играть. В конце концов, свою команду вы можете найти уже в клубе - и, кто знает, возможно, хрустальная сова ждет именно вас.