Главная >> 5 >> 28

ВСЕ БУДЕТ В ШОКОЛАДЕ

Подарок должен быть оригинальным. Еще лучше - именным. Объем рынка необычных товаров в России за год увеличивается вдвое


МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ крупного строительного холдинга Наталья Барсова в восторге всплеснула руками, когда муж преподнес ей подарок на 25-летие: внутри красивой коробки оказалась 20-сантиметровая фигурка Натальи. Скульптура в полный рост: белокурая девушка в откровенном пеньюаре стоит, облокотившись на кресло, и разговаривает по мобильному телефону. Материалом послужил шоколад - белый, черный и молочный. А сходство с оригиналом оказалось просто фотографическим.


Наталья далеко не единственная, кому в этом году посчастливилось получить столь необычный подарок. По данным исполнительного директора ассоциации "Оригинальный подарок" Алексея Берлина, только за последние три месяца обладателями персонифицированных презентов стали 25-30 тыс. москвичей. Причем за аналогичный период прошлого года эта цифра была как минимум в три раза меньше.


"Сегодня на первое место выходит не цена, а оригинальность и эксклюзивность подарка, - считает Ирина Ясина, директор бутика "Музей шоколада" (кондитерская фабрика "Фъронже"). - А именной презент позволяет решить эту задачу".


Эксперты полагают, что россияне уже переболели дорогими подарками. Теперь в моде вещи, максимально соответствующие личности будущего владельца.


Общий объем рынка именных подарков подсчитать довольно сложно. По экспертным оценкам, он составляет пока около $5 млн. в год. Но перспективы подобного бизнеса специалисты оценивают очень высоко. "Тенденция к увеличению количества именных подарков сегодня прослеживается достаточно явно, и лично я не удивлюсь, если в следующем году этот рынок вырастет на 70-100%", - говорит Алексей Берлин.


НЕФОРМАЛЬНЫЕ СЛАДОСТИ


РОССИЙСКИЙ рынок именных подарков можно разделить на два больших сегмента: оригинальные кондитерские изделия и нанесенные на футболки, кружки и т.п. изображения.


В первом сегменте самым большим спросом сейчас пользуются скульптуры из шоколада, шоколадные портреты и визитки, а также торты со съедобными фотографиями. На последние, по словам Евгения Дмитриева, РR-директора компании "Конфаэль", приходится основная часть заказов. Популярность тортов понятна: они эффектны, делаются быстро (за один-три дня) и стоят недорого (килограмм торта обходится в 300-500 рублей, дополнительная плата за съедобные фотографии не берется). В Москве изготовлением именных тортов занимается около 20 фирм, реализующих в общей сложности 1000-1200 кондитерских изделий в месяц средним весом 2,5-3 кг. А недавно в столице открылся клуб девушек, которые собирают свои съедобные фотографии с тортов, подаренных поклонниками. Пока в нем всего десять членов, но новые люди приходят каждый месяц.


Шоколадные скульптуры - подарок в России новый и гораздо менее раскрученный. Ежемесячно в Москве и Питере реализуется около ста фигурок из шоколада. Технологию их производства в стране освоили пока только четыре крупные фабрики - "Красный Октябрь", "Конфаэль" и "Шоколадный дом" в Москве, а также "Фъронже" в Петербурге. Эти игроки сейчас контролируют, по экспертным оценкам, около 80% рынка.


Заказывать сладкую статуэтку нужно заранее: на ее изготовление уходит от одного-двух дней до нескольких месяцев, да и график работы мастеров расписан буквально по минутам. "У нашего художника еще осенью был сверстан весь план на декабрь, а на январь впихнуть заказ можно было только с большим трудом", - говорит Ирина Ясина.У каждой компании, занимающейся изготовлением скульптур из шоколада, свои козыри. "Красный Октябрь", по словам главного художника фабрики Владимира Коннэ, делает ставку на высокое качество и "десятки лет безупречной работы". "Фъронже" берет ценой: на московских фабриках сделать скульптуру высотой около метра с фотографической точностью стоит $1,5-2 тыс., а в Питере - $350-400. Поэтому в северную столицу с каждым месяцем приходит все больше заказов из Москвы - их доля составляет в среднем около 20%, а к праздникам обычно вырастает.


Чаще всего клиенты заказывают шоколадные фигуры и бюсты высотой 20 и 70-80 см. Больших (1,5 м и выше) заказов немного: их очень трудно перевозить из-за хрупкости материала. Вообще же кондитеры могут сделать из шоколада практически любую скульптуру. В активе "Фъронже", например, статуи хоккеиста питерского СКА и генерального директора местной строительной фирмы высотой почти полтора метра, бюст Даниила Гранина, а также изваяние одного из руководителей "Газпрома" почти в натуральную величину.


В последнее время все большей популярностью пользуются шоколадные визитки весом 15 г каждая. В дизайн-студии "Мастер" надеются, что продажи подобной продукции по сравнению с прошлым декабрем возрастут примерно на 60%. Сладкие визитки заказывают в основном бизнесмены. "Они помогают деловым людям перейти на совершенно другой уровень отношений, - рассказывает Олег Окутан, генеральный директор компании "Мобильные диеты". - Например, несколько месяцев назад человек, заказывавший у меня партию шоколадных визиток, подарил одну такую партнеру во время очень тяжелых переговоров, которые, казалось, зашли в тупик. Это стало знаком перехода к неформальному общению. Тем же вечером оба руководителя встретились, что называется, без галстуков, и спокойно решили все вопросы".


Самой элитной разновидностью сладкого именного подарка можно назвать шоколадные портреты. Первопроходцем в этой области стала фабрика "Конфаэль", которая в конце 2003 года изготовила портрет Владимира Путина. "Полотном" картины стала 33-фунтовая плита белого шоколада размером 30x48 см, лицо было выполнено из шоколада различных цветов, а губы алели клубничным сиропом. Стоил портрет около $700.


Такие деньги должны платить не только те, кто хочет полакомиться президентом страны. Шоколадный портрет любого гражданина по фотографии обойдется в $500-1000 в зависимости от композиции и сроков изготовления (на это уходит от 3 до 12 часов). По словам Коннэ, высокая цена объясняется большой сложностью работы. "Шоколад быстро остывает, а всего одно неверное движение может испортить всю картину, и рисовать придется заново", - объясняет он. Возможно, именно поэтому шоколадных портретов изготавливается немного: не более 20-25 в месяц.


"ПОСТОРОННИМ СЪЕМ ЗАПРЕЩЕН"


В ОТЛИЧИЕ от сладких именных подарков, о существовании которых знают далеко не все, нанесением портретов на различные вещи, от кружки до календаря, сегодня никого не удивишь. Но и этот сегмент рынка растет как на дрожжах. По словам Николая Денисова, замдиректора компании "Верта", в Москве ежемесячно украшают портретами не менее 2-3 тыс. футболок. Год назад эта цифра была почти в два раза меньше.


На футболках в основном печатают фотографии детей и девушек, хотя нередко попадаются и оригинальные варианты. "Пару месяцев назад одна общественная организация заказала у нас 30 футболок с портретом Александры Иванниковой и подписью "Нет насильникам!- рассказывает Денисов. В компании "Полирус" вспоминают, как очень приличная с виду пара заказала пять футболок с фотографиями свинг-вечеринки. "Там такой разврат был - даже вспоминать не хочется", - морщится Александра, менеджер по продажам. Стоимость "портретной" футболки составляет в среднем 300-500 рублей.


В последнее время повышенным спросом стали пользоваться коврики для мыши с лицами. "Разместил физиономию недоброжелателя на коврике - и целый день возишь по ней мышкой. Видимо, люди поняли, какое удовлетворение от этого можно получить", - улыбается Денисов. Для нанесения портретов подходят только белые коврики без резины, которая не выдерживает термообработки.


Еще один хит этого сезона - нанесение портретов на трусы. Как правило, мужские: в среднем из десяти клиентов, обращающихся с подобными заказами, восемь оказываются девушками. Обычно они довольствуются изображениями своих молодых людей. Бывают и забавные пожелания: недавно одна девушка попросила разместить на передней стороне мужских "боксеров" ее портрет с надписью "Посторонним съем запрещен!".


Портреты сейчас рисуют даже на автомобилях. Стоит это в среднем $800-1000, и в Москве, по разным оценкам, на машины ежемесячно наносят 8-10 картин. Например, крупный бизнесмен, работающий в нефтяном бизнесе, купил своей невесте Toyota Raw4, рассказывают в дизайн-студии "AeToGraf". Девушка очень любит звезды, и мужчина попросил нарисовать на заднем колесе "паркетника" ее портрет на фоне ночного неба, стилизованный под созвездие.


[Графические материалы:


Стремление к оригинальности


Материал доступен в бумажной версии издания]