Главная >> 5 >> 28

Искусство. Художественный дневник

Криминальное чтиво


Нина Чусова поставила "Ревизора" в Театре им. Моссовета


КАКИМ ОБРАЗОМ, ЕДУЧИ ИЗ ПЕТЕРбурга в Саратов, Хлестаков оказался в заполярном нефтяном городке, неясно абсолютно, но он там оказался. Так придумала Нина Чусова, которая любит, взяв в руки пьесу, что-нибудь такое поверх нее со страшной силой нафантазировать. А тут еще недавно в МХТ им.


Чехова ее коллега Кирилл Серебренников "Лес" Островского в конец 60-х прошлого века опрокинул и успех имел сумасшедший. Отчего бы, спрашивается, не проделать похожее с "Ревизором"?


И вот что получилось - криминальные авторитеты во властных структурах, купленная милиция и финальная разборка с пистолетами вместо знаменитой "немой сцены". Думаете, вас испугать хотели? Ничуть не бывало, хотели посмешить. Только не воображайте себе зрелище в духе Тарантино, им тут и не пахнет. Никакого гротеска, в случае с Гоголем вполне уместного, никакой рефлексии, один только животный, натужный смех. Поскольку Чусова раз и навсегда положила себе создавать людям праздник жизни. Пусть смеются, животы надрывают, никому не нужные думы от себя гонят, для здоровья вредные. Чем дальше, тем больше она склоняется к тому, что ставить спектакли, как и жить, надо чем отвязнее, тем лучше. Концы с концами не сходятся? Ну и черт с ним. Додумать свою же идею терпения не хватает или попросту лень? Сойдет и так, сейчас это модно. Смотрят же "Фабрику звезд", где мало кто петь умеет, ну и это смотреть будут, смешно сделаем. В каморке, куда Хлестакова засунули, на стенах пятна крови изобразили, может, от клопов, а может, кровь убиенных постояльцев, - тоже для смеху. Когда Хлестаков, тот еще хмырь в исполнении Гоши Куценко, сначала дочку Городничего насилует, а потом и за ее мамашу в ванной принимается, - и здесь гоготать надо. А если кому-то покажется, что это бесстыдно пошло, его тут же определят в ретрограды (типа, полный отстой) вместе со всеми своими принципами.


Как всегда, у Чусовой придумано много чего. Известие о приехавшем ревизоре Городничий (Александр Яцко) произносит на подледной рыбалке, прием по случаю скорой свадьбы превращен в пресс-конференцию, где представители телекомпании "Птица-Тройка" задают неудобные вопросы. Самая забавная придумка - гулянка в честь Хлестакова идет не в доме Городничего, а в ресторане развлекательного центра. Здесь казино и секс-шопы соседствуют с шаурмой и местной "Ривьерой". Именно там под оркестр и пьяное пение играется сцена вранья, где вполне в масть Хлестаков уверяет всех, что именно он написал "Турецкий гамбит", "Азазель" и "Статский советник" и встречал в Петербурге арбуз за 700 у. е. Пожалуй, это единственное место в спектакле, где было бы по-настоящему смешно, если бы Гоша Куценко не захлебывался в этот момент словами от избытка старания. Чрезмерное старание - недостаток существенный, в каком-то смысле все определяющий. В этом спектакле все знают, что играют (ломают или дурака валяют) комедию, оттого и жмут на всю катушку. Смех из публики давят. А из того, что действие перенесено в наши дни, не следует ровно ничего. Никакой сколько-нибудь свежей (не говорю о неожиданной) мысли. Чусова, уже говорилось, гонит их от себя в поисках веселья. Может, пришла пора отучать ее от комедий, как детей от соски?


Марина Зайонц