Главная >> 5 >> 28

"Я ВОТ ДУМАЮ - НЕ ПОЕХАТЬ ЛИ В КЕНИЮ?"

В Международный день театра в цирке на Цветном бульваре в десятый раз стартовала национальная театральная премия "Золотая маска". Ее генеральный директор Эдуард Бояков официально заявил, что после юбилейного фестиваля покидает свой пост.


- "Золотая маска" на сегодня исключительный брэнд, созданный твоими мозгами и годами жизни. Потому об этом решении по театральному миру ходит много толков...


- Ситуация проста и понятна. Нельзя долго сидеть на одном месте. Не обязательно расти, но обязательно нужно переходить иногда в другое качество. Я совсем не уверен, что то, чем я теперь буду заниматься, будет мне удаваться лучше, чем "Золотая маска". По Гумилеву: лучший способ взрастить в себе пассионарную энергию - это сменить территорию. Поэтому я либо уеду из Москвы, либо займусь другим делом, либо совмещу то и другое.


- Неужели не жалко покидать самим же собранную команду, признанную самой работоспособной в российском театре?


- Если отбросить к чертовой матери скромность, я тоже считаю, что это просто уникальная команда. Редкий коллектив существует на базе доверия и интереса друг к другу, который есть у нас. Мы занимаемся театром, и у всех есть театральные пристрастия и любимчики.


- Кто придумал "Золотую маску", откуда она взялась?


- Это был 1995 год, халявный капитализм начал как-то приходить в норму. А поскольку театральный люд тоньше и быстрее других чувствует энергетику времени, понадобился какой-то праздник. "Золотая маска" поначалу была милой семейной вечеринкой для Москвы, проходила в Малом театре и была хорошей по тону и эмоциям. Премии получали бесспорные люди, но в модном формате "Оскара", с конвертами. Не было ни меня, ни Союза театральных деятелей (СТД) - он тогда находился чуть ли не в коме и тоже искал повода обновиться. В общем, через полгода тогдашние шефы СТД позвали меня поговорить.


- Почему выбрали Волкова?


- До этого я был завлитом Воронежского ТЮЗа и участником каких-то лабораторий, фестивалей, поездок. Я варился в этой каше. Про меня знали, что я начал делать финансовую карьеру, быстро заработав то количество денег, которое в театральной среде соответствует "решенному материальному вопросу".


- А как гуманитарий решил материальный вопрос? Я без провокации, для личного опыта...


- Очень захотелось быть собой. Перспектива преподавателя университета и театрального завлита очень линейна. Я понимал, что если что-то с собой не сделаю, то через пять-десять лет сделать это будет безумно сложно. И, во-вторых, в 1992 были отпущены цены, моя зарплата в четыре доллара со всеми приработками стала совсем смешной, а дочка доросла до школы. Но материальные обстоятельства не были единственной причиной. Стало интересно. И, конечно, это было время дилетантов, когда деньги делались на чистом кураже. Я почти случайно оказался в бизнесе друзей и помогал в переговорах, где речь шла о нереальных деньгах.


Две копейки - позвонить любимой девушке. Сто двадцать - зарплата. Миллион - нет такой цифры...


Да-да. Как сейчас какой-нибудь триллион - мы же ничего не чувствуем? Это была чистая абстракция. В высотке на Арбате сидели два министерства - иностранных дел и внешнеэкономических связей. Мы туда нахально явились, чуть не взявшись с непривычки за руки, и показали постановление, которое позволяло продавать нефть. Там сидели удивительные люди - советская бизнес-номенклатура, учившаяся в Гарварде и Оксфорде, капиталисты от мозга до запонок. Удивляюсь, что они нас не выгнали.


- Известно, что генеральный директор "Золотой маски" между школьником и студентом пару лет бродил по советской стране в рванине хиппи. Наверное, этот опыт пригодился в чужом кругу?


- Конечно. Хиппи свободны от обязательств, нужно уметь легко отворачиваться от пережитого. А когда уже вся эта бизнес-каша завертелась, мне срочно понадобилось достойное образование, и я закончил бизнес-школу МВА. Дела шли неплохо...


- ...но театральная болезнь не улетучилась?


- Прожив несколько лет в этом кругу, я понял, что это то же самое. Просто другая каша. Я купил в Москве хорошую квартиру и удовлетворил 90 процентов моих аппетитов. И я понял, что нужно опять уходить.


- И тут занесло на фестиваль.


- Российский фестиваль - это уже не миленькая посиделка в театре: привезти тридцать спектаклей от опер Мариинского театра до современного танца из Челябинска - совсем другое дело. Уже в 1995 году стало понятно, что театральные российские земли надо собирать. Люди вместе учились, но один - режиссер московского театра, а другой - новосибирского, и они вообще ничего не знают друг о друге. Мы напомнили, что все они - люди из одной семьи. Потому что иначе один начинает чувствовать свою никчемность, а другой - исключительность.


- Гумус и цветок?


- Нет! Базис и надстройка. Наличие базиса позволяет государству содержать Гинкасов - понятно, что это имя только пример.


- Можно сказать, что основные принципы "Золотой маски" не нуждаются в изменениях?


- Идея, что фестиваль разный и театральный, доказала свое право на жизнь. Здорово, когда спектакли разных жанров оказываются в одной афише - куклы, драма, танец, балет, опера. Правильно, что "Маска" состоит из фестиваля и премии, и здесь обе части важны. Как только выпячиваешь премиальную с раздачей серег, грядет художественная катастрофа, но если провозгласить: "Ребята, главное -участие", моментально теряется градус. Так что "Маска" правильно придумана.


- И на этой радостной ноте ее первая персона уходит.


- Я так устроен, что никогда в жизни не скучал и не знаю, что это такое.


У меня есть несколько друзей-европейцев, живущих в Африке. Они занимаются культурными проектами и живут так же полноценно в смысле искусства, как мы с тобой в метрополии. Не говоря уже о том, что вокруг джунгли, и из офиса виден океан. Я вот думаю - не поехать ли к ним в Кению?


Лейла Гучмазова


***


ГАЗЕТЫ ПИСАЛИ


Уже из биографии Эдуарда Боякова следует, что личность он незаурядная. Дипломированный филолог, специалист по творчеству Андрея Белого приезжает в столицу и оказывается одним из самых удачливых специалистов по сделкам с нефтью. Обеспеченный человек, предприниматель в одночасье меняет весьма прибыльный бизнес на должность директора театрального фестиваля. Из московской маленькой премии он превращает "Золотую маску" в представительный форум российских театров. Сначала проводит его только в Москве, затем придумывает систему гастролей спектаклей-лауреатов по городам страны. Под его руководством фестиваль и премия "Золотая маска" оказываются столь престижными, что доля спонсорских средств вырастает до 50 процентов и становится равной государственному финансированию.


Эдуард Бояков - человек увлекающийся. Относительно недавно он увлекся режиссурой, чем вызвал беспокойство в рядах театральных и балетных критиков. Если менеджерский талант директора "Золотой маски" очевиден и не вызывает ни малейшего сомнения, то его режиссерские способности были подвергнуты сомнению едва ли не всем театральным миром. Однако беспокойство оказалось вечьма и весьма преувеличенным. Трезвый прагматик в делах менеджмента, в вопросах искусства господин Бояков оказался неисправимым романтиком и идеалистом.


Эдуард Бояков управляет кораблем, даже не кораблем, а океанским лайнером под именем "Золотая маска", обходя рифы оскорбленных самолюбий театральных олигархов, интриги властных структур, недовольство театральных критиков. Мало того, от фестиваля к фестивалю он только наращивает обороты: уже учрежден и ежегодно проходит спутник фестиваля "Золотая маска" The Russian Case, который ориентирован на то, чтобы спектакли-лауреаты "Маски" получали полагающуюся их статусу гастрольно-фестивальную жизнь. Сюда съезжаются продюсеры крупных европейских фестивалей и отбирают спектакли, предложенные афишей, составленной той или иной группой критиков.


Заслуга директора "Золотой маски" Эдуарда Боякова, человека - эстета в глубочайшем понимании этого слова, но, кроме того, еще и блестящего продюсера, в том, что он первый в родных российских широтах признал за странным и очень любимым в мире театральным жанром право на существование в семье профессионального искусства. Именно он первый внятно сказал, что негоже устраивать соревнования бывших химиков-математиков-физиков-школьников, а ныне танц-концептуалистов с академическими театрами оперы и балета.


***


КОЛЛЕГИ СЧИТАЮТ


Евгений Гришковец, актер, режиссер и драматург:


- Для меня очень важно, что Эдик - человек креативный и мобильный. С ним очень интересно и легко работать, потому что это человек непредсказуемых, но обоснованных решений. Он веселый.


Дина Готер, театральный критик, член жюри "Золотой маски": - Безусловно, Эдуард Бояков самый продуктивный театральный продюсер в нашей стране. Он нетипичный для продюсера человек, с парадоксальными и, на первый взгляд, совершенно невыполнимыми идеями. Еще мне кажется, что из всех известных лично мне продюсеров он самый современный и демократичный.


Петр Поспелов, музыкальный эксперт, член жюри "Золотой маски":


- Редко видишь на высоком посту вменяемого человека, а Эдик не просто вменяем, но и разбирается в искусстве. И что особенно приятно - в музыке. С ним можно поговорить о симфонической музыке. Мне интересно с ним сотрудничать в первую очередь как с творческим человеком, а не просто как с продюсером. Он умеет заниматься сотворчеством именно в художественном плане.


***


БЛИЦОПРОС


"Есть вещи, которые я могу делать достойно"


- Где ты лучше себя чувствуешь - на светской тусовке или дома в одиночестве?


- Мне нравится общаться с большим количеством людей, но мне хорошо и самому с собой. Мне с собой не скучно. - Одни спектакли ты продюсировал, в других участвовал как актер и режиссер. Что интереснее?


- Все интересно. Количество проектов и тем, которыми я хотел бы заниматься, таково, что меня растраивает лишь одно - жизни не хватит.


- Тебе никогда не хотелось профессионально петь?


- Когда я говорю "хотел бы заниматься", то говорю ответственно, в смысле - я мог бы пригодится для дела. Певца из меня не получится, но есть другие вещи, которые я могу делать достойно.


- Из тебя мог бы получиться педагог?


- Я читаю лекции во МХАТе, и мне это нравится.


- Ты перфекционист?


- Я не должен везде становится лучшим, но мне кажется очень важным испытывать ощущение, что ты даешь не меньше, чем берешь.


- А власть не завораживает?


- В смысле - политика? Не-ет. У меня никогда не было идей в этой сфере. С другой стороны - если Аверинцев не мог во власть идти, то что уж говорить о нас, пигмеях.


Лейла Гучмазова


***


ИДЕНТИФИКАЦИЯ


Пресс-конференция перед открытием фестиваля "Золотая маска"


1. Юрий Сапрыкин, главный редактор журнала "Афиша"


2. Эдуард Бояков


3. Георгий Тараторкин, актер, президент ассоциации "Золотая маска"


***


БИОГРАФИЯ


Блестящий менеджер, управляющий российским искусством


Бояков Эдуард Владиславович, директор Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска". Родился в 1964 году в Дагестане, в городе Кизил-Юрт. Закончил факультет журналистики Воронежского государственного университета, также имеет дипломы Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова и Высшей международной школы бизнеса (MIRBIS).


Эдуард Бояков несколько лет преподавал в Воронежском государственном университете, затем работал заведующим литературной частью воронежского ТЮЗа. В начале 1990-х годов переехал в Москву, работал менеджером в банке "МЕНАТЕП" и в сингапурской компании "Аджио". С 1995 года - директор национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска". Бояков был продюсером многих постановок Мариинского театра, например, оперы "Царь Демьян", "Сказание о граде Китеже". В 2001 году Бояков сыграл главную роль в театральной постановке "Альцест" известного режиссера Владимира Клименко. В 2002 и 2003 годах он возглавил Московский пасхальный фестиваль. Эдуард Бояков - директор и соучредитель театрального фестиваля "Новая драма", на котором были показаны спектакли, поставленные по пьесам современных российских и европейских драматургов. В январе 2004 года в Центре Мейерхольда вышел спектакль "Свадебное путешествие" - режиссерский дебют Боякова по пьесе Владимира Сорокина. Сейчас Бояков воплощает в жизнь идею постановки в главных музыкальных театрах страны спектаклей на современный сюжет - в Большом театре готовится опера, либретто к которой написал писатель Владимир Сорокин, она будет посвящена теме клонирования. Одновременно в Мариинском театре Бояков продюсирует постановку похожего проекта.