Веселые картинки
СПб. Петербургские художники зарабатывают двумя способами: пишут шедевры дома, либо рисуют портреты на улице. "Свободные художники" нашли еще один способ творить.
Корпорация свободных художников использует третий путь. Эта структура решила специализироваться на корпоративных мероприятиях.
Спустились с гор
Петербургская Корпорация свободных художников родилась в горах Кавказа. "Бизнес-идея возникла летом, когда для собственного развлечения мы сели рисовать портреты в парке Кисловодска. Было замечено, что отдыхающим людям нравится видеть себя в каком-нибудь забавном виде. Думаю, это происходит оттого, что паспорт с фотографией всегда с собой", - рассказывают основатели корпорации Татьяна Шубина и Татьяна Максимова.
"Было немного страшно делать карикатуру на бойца из группы "Альфа". Время от времени взгляд цеплялся за пистолет, пристегнутый к ремню. Зато портрет получился отличный", - говорит Татьяна Максимова.
На корпоративных вечеринках и праздниках члены корпорации рисуют не нормальные портреты, а шаржи. Создание одного шаржа занимает всего 5-7 минут, таким образом, художники обеспечивают большой охват аудитории.
"Особенно интересным был недавний юбилей российской адвокатуры в Петровском манеже. Андрей Савич, вице-президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, пригласил нас с целью "разбавить официоз" праздника, на котором собрались 500 членов городской коллегии. Где еще можно встретить человека, посвятившего 75 лет своей жизни адвокатуре и безостановочно рассказывающего "правозащитные" байки?" - считает Марина Губина.
Летом из России уедет дизайнер корпорации Юлия Грэхэм. В Америке она планирует создать филиал, который будет активно сотрудничать с Петербургом. Возможно, там она сможет выйти на новый рынок. Дело в том, что в судах США не допускается присутствие фотографов и создание "картинки" судебного процесса доверяется только художникам.
Смешной рынок
По словам генерального директора ООО "Параллель" Сергея Волчука, в Петербурге не более 50 художников, профессионально занимающихся рисованием шаржей, но тех, для кого это побочный заработок, примерно в 10 раз больше. Среди них достаточно много как студентов художественных вузов, так и профессиональных художников. "Шаржи - это не хлебный бизнес. В месяц шаржисты зарабатывают $400-500", - считает Сергей Волчук.
Сами художники, как правило, работают в одиночку. Предоставлением же услуг для корпоративных клиентов обычно занимаются компании, специализирующиеся на организации праздничных мероприятий.
Шаржи и карикатуры есть в прайсе минимум 10 праздничных фирм. Выезд художников на мероприятие организуется по мере поступления заказа. Один час карикатурной работы стоит для клиента примерно $100- 120. Из них около $30 получает художник, а $80 - компания-организатор. Кроме того, иногда художников приглашают арт-директора ночных клубов. Оплата в данном случае сдельная (за одну карикатуру - 150 рублей). Рисование карикатур нельзя назвать сезонным бизнесом: несмотря на то что пик корпоративных вечеринок приходится на празднование Нового года, дни рождения организаций и их сотрудников не привязаны к какому-то определенному времени года.
О том, что сами художники объединяются в команды и работают, участники рынка ничего не слышали. По их мнению, работать напрямую, минуя агентство, достаточно рискованно. "Мы стараемся приглашать тех художников, кто может сделать максимальное количество шаржей. Естественно, не за счет качества, - заметила Анна Коломина, менеджер ООО "Параллель". - Вообще шарж - неплохой подарок со стороны компании своим сотрудникам. Он может служить веселым напоминанием о проведенном празднике".
Большой куш
Основные средства производства шаржей - карандаши самой большой мягкости, а также рука художника.
Рисование карикатур требует ежедневных тренировок. Татьяна Шубина поддерживает "карикатурную" форму, рисуя с DVD-фильмов. Самым подходящим для этого считает фильм "Большой куш". Татьяна Максимова любит вечером ездить в метро и рисовать портреты.
"Поневоле становишься отличным психологом и учишься сканировать лицо. Это всегда намного интереснее, чем любое печатное изображение. Превращаешься в справочник по "лицевой географии", - объясняет Кира Притыкина.
Каждый художник корпорации имеет свой собственный курс в искусстве: конструирование интерьерных объектов из металла, архитектурное проектирование, станковая графика, интерьерное граффити, журнальная графика, парадные портреты, портреты младенцев и детей, дизайн.
Вместе с тем все любят жанр карикатуры за остроту восприятия, эмоциональность и лихость, а также реакцию портретируемого, которую невозможно предсказать.
Правила игры
"Только сделайте меня помоложе и не рисуйте морщины. Не делайте меня толстой!" - такие требования-мольбы художники часто слышат от прекрасных дам. Мужчины, по их словам, никаких претензий к портрету не предъявляют.
Каждая корпоративная вечеринка имеет в своем составе отдельные смысловые части. По мере концентрации гостей художники знакомятся с прибывшими и выбирают колоритные персонажи для будущих портретов.
В ходе торжественной части и награждения рисовать карикатуры некорректно. Для этого существует этап встречи гостей и банкет с танцевальной частью вечера. Часто происходит так, что организатор празднества лично просит художников нарисовать того или иного гостя. Готовые портреты вручаются в качестве подарка. Часто организатор вечеринки хочет оставить рисунки в память о празднике в своей личной коллекции. В этом случае художники сканируют изображения гостей перед тем как отдать портрет в качестве подарка гостю.
***
цифры
$200-250 - заработок профессионального шаржиста за вечер