Главная >> 5 >> 28

Песни под "фанеру"

Современные технологии позволяют каждому побыть в роли поп-звезды


Популярность караоке во всем мире неуклонно растет. В нашей стране всплески интереса к нему приходятся на всенародные праздники, дни рождения, свадьбы, когда за праздничными столами в людях пробуждаются к жизни дремлющие вокальные способности и таланты.


"Пустой оркестр" с японским акцентом


Слово "караоке" образовано из двух японских слов: "кара" (от "караппо") означает пустой, "оке" (от "окесутура") - оркестр. То есть в дословном переводе оно означает "пустой оркестр". Согласно одной из легенд, окружающих сей феномен, караоке появилось в городе Кобэ в Японии. По другому мнению, это случилось в США во время одного из телевизионных шоу под названием "Поем вместе". Так или иначе, именно японцы преобразовали саму идею в форму коммерческого развлечения. Такой вариант караоке распространился далеко за пределы Страны восходящего солнца, проникнув через Дальний Восток в Северную Америку и Европу.


Непосредственным родоначальником современного караоке считают японца Дайсуке Инуе, который лет тридцать назад выступал в качестве ударника в молодежной музыкальной группе. Он придумал первый караоке в 1971 году специально для выступлений своей группы на частных вечеринках, где подвыпившие гости очень часто желали самостоятельно исполнить какую-нибудь композицию. Его примитивный по нынешним временам аппарат позволял музыкантам в это время передохнуть, а не мучительно пытаться попасть в такт с самодеятельным певцом.


Как часто такое случалось со многими гениальными изобретениями, Дайсуке Инуе не придал своему детищу большого значения и даже не позаботился о том, чтобы запатентовать "ноу-хау". Музыканты основали компанию "Крещендо" и принялись торговать простейшими караоке. Через три года новинка стала настолько популярной, что большие компании ухватились за эту, по счастью для них, незапатентованную идею и принялись выпускать свои собственные машины. Начался настоящий бум. Маленькая компания "Крещендо" пыталась бороться с промышленными гигантами, но в 1987 году, когда появились компакт-диски, Инуе понял, что проиграл. В результате технология караоке стала доступна всем желающим, а ее родоначальник не получает ни иены дохода с продаж изобретенной им технологии.


Сейчас ему перевалило за 60, он владеет офисом в пригороде Осаки и торгует другим своим изобретением - средством для уничтожения тараканов в ресторанных караоке, поскольку, как установил Инуе, в 80% случаев "пустой оркестр" ломается именно потому, что в нем поселяются эти мерзкие насекомые.


Впрочем, кое-какие дивиденды от своего первого изобретения автор караоке все-таки получает. Так, американский журнал Time назвал его как-то в числе наиболее влиятельных людей Азии наряду с Махатмой Ганди и Мао Цзэдуном. Но дальше моральной компенсации дело не пошло.


Сам же Дайсуке Инуе относится к своему несостоявшемуся триумфу и потерянному несметному богатству с самурайской философичностью. А к собственно караоке он, как и 30 лет назад, совершенно равнодушен и смотрит на него достаточно отстраненно. В одном из интервью он признался, что пытался спеть вместе с машиной собственного изобретения всего 4 или 5 раз в жизни. "Иногда, - говорит японец, - я смотрю на все эти современные железки с караоке и думаю: "О, какая потрясающая техника". Но ко мне лично это уже не имеет совершенно никакого отношения".


Караоке по-советски


В чем-то Дайсуке Инуе прав.Хотя бы потому, что и наши соотечественники старшего поколения могут заявить, что караоке придумали не японцы: оно существовало еще во времена товарища Сталина на патефонных пластинках. Простые советские люди прекрасно знали о том, что такое "караоке", еще задолго до появления радиоэлектронной аппаратуры с Востока вместе с самим японским словом. Только названия подходящего не нашли, по-нашему, стало быть, "не запатентовали". В СССР до войны издавались пластинки со специальными записями, под которые трудящиеся могли самостоятельно исполнять популярные песни. Человек пел куплеты (благо они были широко известны), а во время припева к нему на помощь приходил большой хор.


Более того, история советского караоке в определенной степени уходила своим корнями в дореволюционное прошлое. Дело в том, что в середине 30-х, когда грамзапись стала явлением более-менее массовым, в СССР довольно значительными тиражами начали издаваться записи известных песен и вальсов, пришедших к строителям развитого социализма из времен царской России. Поскольку новых, советских текстов для такой музыки написано еще не было (или же они были не вполне известны), то определенные категории "несознательных" граждан использовали такие пластинки в целях удовлетворения ностальгии по буржуазному прошлому.


Опыты с изданием пластинок для пения предпринимались и в других странах. Так, издававшиеся в Америке фокстроты "озвучивались" только наполовину - нередко вокальная группа вступала уже на последней минуте записи. Значительный опыт накопила и гитлеровская Германия: в бравурных маршах очень часто присутствовали специальные "немые" проигрыши.


Караоке 30-х делали следующим образом: записывали на пластинку мелодию популярного марша (причем это был полновесный высокопрофессиональный аккомпанемент большого оркестра, а не шестнадцатибитная имитация современных компьютерных чипов), а когда наступало время исполнять припев, к оркестру подключался и большой хор. Правда, таких песен создано было не так уж и много даже за сравнительно большой отрезок времени 30-50-х годов.


Форматы


и файлы


На сегодня караоке реализовано в двух вариантах: компьютерном и в виде специализированных устройств. Поскольку первый распространен больше аппаратных караоке-проигрывателей, начнем с него.


Караоке-файлы можно скачать из Интернета в формате *.kar, и они доступны любому желающему. В русскоязычной Сети ведущим ресурсом является портал karaoke.ru, где представлена основная масса соответствующего материала Рунета. В Байнете домен karaoke.by пока вакантен.


Для проигрывания караоке-файлов требуется специальный программный плейер (например, Karaoke Galaxy Player для Windows 9x, NT, 2000, XP, который также можно скачать с названного адреса). Такие плейеры очень удобны и просты в обращении. Обычно они проигрывают как kar-, так и midi-файлы (*.kar - это те же *.midi, но с "зашитыми" в них на дополнительном треке текстами песен). Сами файлы и их проигрыватели легко можно найти в любом интернетовском поисковике, набрав слово караоке (или karaoke). Кстати, проигрывать караоке-файлы можно и широко распространенным плейером Winamp (http://www.winamp.com/).


При воспроизведении караоке-файлов в специальном окне "бежит" текст песни, по слогам выделяя то, что нужно петь; непризнанный солист может настроить темп и тональность, что позволит исполнять понравившуюся песню именно так, как ему хочется.


Что касается формата MIDI (Musical Instrument Digital Interface), то это общепринятый стандарт общения между собой различных музыкальных инструментов. Проще говоря, в МIDI-файлах записаны ноты, а также указаны инструменты, которыми эти ноты должны воспроизводиться. Таким образом, качество проигрывания караоке-файлов полностью зависит от звуковой платы, а точнее - от ее МIDI-синтезатора. При использовании МIDI-музыки можно очень легко изменять тональность и темп воспроизведения нот.


Современные МIDI-синтезаторы используют принцип табличного (wave-table) синтеза. Таблица представляет собой набор профессионально записанных звуков (сэмплов) реальных инструментов. Синтезатор, получая из МIDI-файла ноту и номер инструмента, воспроизводит звук (сэмпл), зафиксированный в таблице.


Современные аудио-платы могут содержать встроенную таблицу звуков либо поддерживать внешнюю. Платы с внешней таблицей сэмплов позволяют загружать наборы звуков любого размера, их можно изменять, подбирая наиболее приятное звучание караоке-файла.


Признанным эталоном является набор звуков General MIDI (GM). Но помимо него есть и другие (зачастую более богатые по возможностям) наборы инструментов. Это самый распространенный в среде непрофессионалов формат XG от компании Yamaha и менее знаменитый GS от Roland. Если взять файл в одном стандарте и воспроизвести на плате, поддерживающей другой, то возможна ситуация, что вместо барабанов будут слышны шлепки, вместо духовых инструментов - струнные и т. д. Вот почему в караоке-плейерах предусмотрена возможность смены синтезатора.


Компьютер


в роли оркестра


Для качественного воспроизведения караоке быстродействие процессора не имеет принципиального значения, так как в основном все функции выполняет звуковая плата. Однако часто в современных системах многие функции (такие, как обработка аудио- и видеоданных) перекладываются на центральный процессор, что может привести к значительному ухудшению качества воспроизведения.


Особенно нехорошая ситуация наблюдается у "бизнес-компьютеров", собранных на интегрированных наборах логики, так как в них на центральный процессор (который обычно не отличается большой тактовой частотой) перекладывается работа по вычислению видеоданных, аудиоданных и даже данных для модема и сетевой платы. Естественно, что подобная система может "тормозить" даже при выполнении такой несложной задачи, как воспроизведение караоке-файлов. Таким образом, при наличии в компьютере полноценных аудио- и видеоплат достаточно будет процессора класса Celeron или Duron с тактовой частотой в 600 МГц. В случае же интегрированных материнских плат может не хватить и Pentium 4 с частотами выше 1, 4 ГГц.


Практически во всех современных материнских платах сегодня встроены средства обработки звука, причем часто пишут, что они выполняют практически те же функции, что и полноценные звуковые платы. Что касается трехмерного звука, то в 3D-играх интегрированные звуковые чипы сегодня действительно поддерживают хороший звук, иногда даже качественно воспроизводят МР3-файлы и записи с СD-дисков, но ни один интегрированный звуковой чип не обеспечивает качественного и полноценного МIDI-синтеза. Обычно эта задача перекладывается на программный синтезатор Microsoft, входящий в состав DirectX. В качестве альтернативы иногда устанавливается программный синтезатор от Yamaha либо драйверы встроенного звукового чипа содержат свой программный синтезатор.


Самыми лучшими для решения такого рода задач являются, пожалуй, звуковые платы компании Creative - SoundBlaster Audigy и даже вышедшие уже достаточно давно SoundBlaster Live!. Во-первых, они содержат два полноценных МIDI-синтезатора с возможностью загрузки внешних звуковых банков (как формата SoundFont, так и формата DownloadableSounds), а во-вторых, с их помощью на аппаратном уровне (то есть без повышения нагрузки на центральный процессор) можно производить наложение различных эффектов и на синтезированный звук, и на микрофон.


Список этих эффектов достаточно внушителен (есть даже экзотические, например, перевод мужского голоса в женский, и наоборот), а обилие настроек каждого из эффектов может привести в замешательство даже профессионала. Качественным МIDI-синтезатором также обладают платы от Yamaha, которые еще и поддерживают популярный формат MIDI XG. Однако список эффектов, которые они позволяют накладывать на звук, ограничивается реверберацией и хорусом. Самым оптимальным вариантом является установка двух звуковых плат - SB Live! и Yamaha.


Специализированные плейеры


Кроме компьютеров, для караоке имеется ряд специализированных устройств. Причем спектр их весьма широк: от дорогих комплексов для баров и ресторанов до бытовых музыкальных центров с функцией воспроизведения караоке. Понятно, что и возможности, и цена у них разные. На первое место по распространенности, а также по простоте реализации можно поставить бытовые караоке-плейеры и музыкальные центры с функцией караоке. При этом репертуар поставляется на специальном компакт-диске, который продается вместе с караоке-системами. Эти устройства основаны на воспроизведении МIDI-файлов (в аппаратах имеется встроенный МIDI-синтезатор, основанный на табличном синтезе).


Преимуществ у таких устройств довольно много. В первую очередь, это возможность менять темп и тональность композиции. Помимо того, слова песни выводятся на экран телевизора, а в качестве фона используется десятиминутный видеоклип. На диске, как правило, находится около 2.000 русских и более 200 английских песен. К тому же аппараты обычно поддерживают по два микрофонных входа с регулируемым эффектом реверберации. К недостаткам данных систем можно отнести редкое обновление репертуара. Однако следует отметить, что недавно появились караоке-диски от сторонних производителей, что, несомненно, решает эту проблему. Помимо того, на данных аппаратах можно также воспроизводить видеодиски с караоке. Кстати, многие специализированные караоке-деки способны выполнять функции обычных CD-, DVD- и МР3-плейеров.


Кроме плейеров, работающих с компакт-дисками, существуют специальные караоке-радиомикрофоны. Они также используют табличный синтез из МIDI-файлов. По качеству МIDI-синтеза данные устройства сопоставимы с бытовыми караоке-приставками. Свое пение можно прослушивать с помощью любого FМ-приемника, настроенного на частоту 87, 9 MHz. Песни поставляются на специальных картриджах, на каждом из которых помещается около 30 композиций. Слова песен печатаются в буклете, который идет в комплекте с каждым картриджем. Радиус действия микрофона - около 50 метров. К недостаткам такой системы следует отнести ее довольно высокую стоимость (микрофон стоит больше 150 USD, а картриджи - более 50 USD за штуку). А недавно появились радиомикрофоны с функцией видео. Они позволяют выводить слова песен на экран телевизора. Правда, такой микрофон стоит чересчур дорого - около 500 USD, а картридж с 300 песнями - более 80 USD.


Существуют также видеодиски с караоке. Эти носители содержат видеоклипы с фонограммами песен в формате VideoCD или SuperVideoCD. Воспроизводить их можно с помощью бытовых проигрывателей VideoCD и DVD, а также компьютера. Тексты песен строчка за строчкой отображаются на экране. Как и принято в караоке, слоги и слова, которые к текущему моменту времени нужно пропеть, выделяются иным цветом. Качество фонограмм довольно высокое. Часто на таких дисках используют "минусовки", то есть настоящие записи композиций без вокала. Единственный недостаток при таком подходе заключается в отсутствии возможности менять темп или тональность песни. Да и песен на одном диске помещается маловато - обычно около 20 композиций.


В случае, если приобретенный с плейером диск не содержит нужного произведения, а в Интернете песня, которую очень хочется спеть, отсутствует, можно сесть за компьютер и самому создать нужный караоке-файл. На самом деле это не так уж и сложно. Естественно, здесь понадобятся элементарные знания нотной грамоты и слух. В том же самом Интернете имеется множество сайтов с описанием такого процесса. К тому же kаr-файл легко получить из МIDI-файла.


Между прочим, репертуар МIDI-файлов в Интернете намного богаче, чем репертуар караоке-файлов. Например, коллекция сайта midi.ru в десять раз превышает то, что собрано на karaoke.ru. Плюс к этому на МIDI-сайтах обычно выкладывают по несколько версий одной и той же песни.