Главная >> 5 >> 27

Образование

УЧИТЕЛЬ, ОБРАЗ ЕГО МЫСЛЕЙ -


ВОТ ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ ВО ВСЯКОМ ОБУЧЕНИИ


И ВОСПИТАНИИ


Раздумья педагога


И век, и другой пошел, а сакраментальная мысль замечательного поэта и философа Ф.И. Тютчева "Умом Россию не понять..." по-прежнему актуальна. Особенно в отношении всяческих реформ, лавиной обрушившихся на нас в ходе перестройки. Что ни реформа, то новая головная боль для тех, во благо которых она якобы проводится. Не составляют исключения и реформы в системе народного образования. Зарождаются они, как правило, в тиши кабинетов, в умах высокопоставленных чиновников, и безапелляционно спускаются для неукоснительного исполнения на местах, в частности в школах. Но так ли безоговорочно принимают все новации педагоги-практики? И выясняется, что отнюдь нет, ведь ни с ними, ни с учащимися, ни с родителями реформаторы не советовались, прежде чем спустить очередную директиву. Об этом и состоялся разговор журналиста М. Гурьяновой с завучем средней школы N 29 А.В. СВЕРКУНОВЫМ, лауреатом областного и Российского конкурсов "Учитель года".


- Александр Васильевич, поселок бумажников АЦКК - ваша малая родина. А школа - родная вдвойне, в ней учились, сюда же вернулись преподавателем. И вот уже два десятилетия отдаете все силы ума и сердца своим питомцам. В свое время ваш труд по праву отмечен почетным званием "Учитель года России". Богатый педагогический опыт позволяет вам иметь собственную точку зрения на многое из того, что внедряется в последнее время в школьную практику. К примеру, как вы представляете себе модернизацию школьного образования, ее плюсы и минусы?- Школа, как и любой живой организм, несомненно, должна развиваться, в чем-то меняться. Но не всегда все новое бывает прогрессивно. Ликвидированы районные отделы народного образования, взамен создан комитет по образованию и науке. Вероятно, это к лучшему, когда все сосредоточено в одних руках, но это опять же покажет время. Однако многое в модернизации образования непродуманно, а подчас просто неприемлемо. Не секрет, что, как никогда ранее, сегодня широко распространено репетиторство. Лично мне это явление не по душе. А происходит такое потому, что в учебный процесс все глубже проникает механизация. Если раньше преподаватели старались научить ученика мыслить, рассуждать логически, то сейчас ребенок должен просто запоминать цифры и факты; а значит, идет не обучение, а натаскивание на предмет. Не вполне устраивают и учебники, они сплошь и рядом подают материал упрощенно, схематично, а порой изобилуют мелкими, ненужными фактами. В основном в учебнике ставится проблема, а решать ее должен ученик самостоятельно. Я с этим тоже несогласен. Мы забыли о том, что наша страна давно перестала быть самой читающей страной в мире. По данным ЮНЕСКО, мы сейчас в этой области находимся на 27 месте среди прочих стран. Когда я начинал работать в школе, у каждого ученика на парте непременно лежала, кроме учебника, художественная или публицистическая литература. Сейчас этого нет. И прежде всего из-за дороговизны книг, из-за практически не пополняющегося библиотечного фонда.


Что мне импонирует на сегодня, так это профильное обучение. Старшеклассники уже готовы к выбору профессии и могут вплотную заняться постижением тех предметов, которые им необходимы при поступлении в вуз. Если ученик, к примеру, собирается идти в технический, значит, предпочтение отдается математике, физике, иностранному языку. Будущим медикам важнее знание химии, биологии, физики. Для гуманитариев - приоритет за родным и иностранным языками, литературой, историей, по остальным предметам достаточно понятий об общей картине мира, определенной стандартом общего образования.


- Как вы полагаете, внедряемый в школу единый государственный экзамен - благо для учащихся или также имеются просчеты?


- И здесь не могу ответить однозначно. Прежде всего, в связи с переходом к ЕГЭ, существенно меняется сама структура школьного образования, обновляются программы и как прямое следствие - большая перегрузка. 36 часов в неделю старшеклассник занят в школе, и столько же ему приходится заниматься дома. Поневоле припомнишь строчки из популярной песни: "Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства".


В принципе я не против ЕГЭ, но за цивилизованный. Какие-то положительные моменты в нем есть, но минусов мне видится больше. И прежде всего это большой стресс для школьников. Если раньше ученик приблизительно знал, на что способен, какую оценку может получить на выпускном экзамене, то сейчас, на ЕГЭ, это может быть и делом случая: и успевавший в течение учебного года вдруг получает отрицательную оценку. Непродуманны, а порой просто некорректны предлагаемые по тому или иному предмету вопросы. К примеру, из теста по литературе: "Чем убил Раскольников старуху-процентщицу? " (предполагаемые ответы: топором, ломом и т.д.). Неужели это так важно? Или вопрос по географии, которую я преподаю: "Где живут пингвины?" Перечислен целый ряд областей, а правильным считается ответ только один: в Антарктиде. На самом же деле, пингвинов насчитывается с десяток видов, и распространены они чуть ли не до тропических широт. Это свидетельство недостаточной компетентности составителей вопросов. Перед ребятами возникают и чисто механические затруднения. Клеточки на листах ЕГЭ столь малы, а почерки у всех разные, кто-то не может вместить в них ответ, и компьютер проставит нули. Вот и получается, что результаты тестирования сплошь и рядом неадекватны знаниям экзаменующихся. Не на пользу и тот факт, что учащиеся сдают ЕГЭ не в своей школе, а в чужой. Более того, это даже представляет некоторую опасность: мало ли что может случиться с учеником, а он не знает, к кому обратиться за помощью. В родной же школе, как говорится, и стены помогают.


Между тем не только для учащихся, но и для самих преподавателей ЕГЭ - очень тяжелое испытание, подчас приводящее к нервным срывам. Дело не только в том, что учителю приходится в корне перестраивать свою работу. Более всего его страшат поистине непредсказуемые результаты тестирования. А в ответе за это, как водится, учитель, что, считаю, в корне неверно. И еще проблема: как быть с детьми, обучающимися индивидуально, в щадящем режиме? Им также предстоит сдавать экзамены, но не в форме ЕГЭ. Но ведь тогда они не получат сертификата, а значит, путь в вуз для них закрыт. Разве это справедливо? Во многих школах больше внимания уделяется гуманитарным предметам, и для них математика - серьезное испытание.


Все эти просчеты, недоработки прежде всего нарушают права самого ребенка. Следовательно, надо искать альтернативу. И тут я не могу не сказать доброе слово в адрес нашего технического университета. Он вышел с инициативой проводить, так сказать, репетиционное тестирование школьников, которые собираются стать его студентами. Итак, в апреле одиннадцатиклассники делают первую попытку попробовать свои силы в тех предметах, которые обычно сдают при поступлении в этот вуз. Вторая попытка - это ЕГЭ, завершающий учебный год. И наконец, непосредственная сдача экзаменов при поступлении в АГТУ. Таким образом, у выпускника есть шанс выбрать наиболее успешный результат.


- Александр Васильевич, считаете ли вы, что воспитание должно идти наряду с обучением, или же его роль не столь существенна в наше время? Как в вашей школе решается этот вопрос?


- Уверен, что вопрос воспитания школьников должен быть приоритетным. Если мы хотим получить в перспективе подлинно демократическое общество, то на школу возлагается особая ответственность. Именно здесь ребенок впитывает гуманистические принципы, здесь происходит его становление как личности. Это тем более важно, что, к сожалению, нынешняя семья не всегда нам в помощь. Поставленная в условия рыночной экономики, она озабочена прежде всего добыванием куска хлеба. Взять хотя бы наш микрорайон. Почти треть населения или работает на хозяина, или вовсе без работы. Чуть не половина семей, где есть лишь один из родителей, в основном мать. Год от года снижается их образовательный ценз. В общежитиях, в которых проживает большинство рабочих семей, ребенок вряд ли найдет положительные образцы для подражания.


Скажу без излишней скромности, педагогический коллектив нашей школы силен своей сплоченностью, высоким уровнем мастерства. Мы по праву гордимся, что не раз наши учащиеся становились участниками и призерами различных конкурсов, олимпиад. И за это земной поклон учителям: математики - С. Ратниковой, физики - Т. Карповой, литературы - В. Деевой. Но не меньшая признательность тем, кто не жалеет времени, душевных и физических сил, чтобы для наших мальчишек и девчонок школа стала вторым родным домом. И ребята не спешат после уроков на улицу, потому что им всегда найдется интересное дело. У нас широко развита сеть клубов, кружков, секций. Мальчишки в основном увлекаются спортом. Учитель физкультуры А. Тимофеев вывел свою футбольную команду в лидеры на районных и городских чемпионатах. Хорошую баскетбольную базу создал В. Гущин. В астраханской команде по гандболу "Фортуна" участвуют и наши учащиеся. Очень популярен в школе клуб по краеведению "Белый город", который ведет преподаватель истории В. Марахтанова. Ее дети не раз выезжали на раскопки в Селитренное, с неизменным успехом выступали с докладами на научно-практических конференциях различных уровней. А кто-то увлечен участием в фольклорном объединении, руководимом Е. Вяловой. Тем понравилось выезжать в села области, изучать устное творчество, проводить веселые посиделки. Проходящий у нас ежегодно интеллектуальный марафон ребята ждут с особым нетерпением. Он проводится по 7-8 предметам (литература, математика, физика, химия и т.д.). Когда на стендах вывешиваются вопросники (до 15 вопросов по каждому предмету), то в школьной библиотеке - ажиотаж. В Татьянин день (25 января), а у нас он называется праздником школяра, мы подвели итоги очередного такого конкурса. Победителем стал девятиклассник Тахир Бтиков. Он увлечен историей, а потому получил в награду "Историю государства российского" Карамзина. А еще учащиеся очень любят вылазки в город, с посещением музеев, театров, выставок.


Готовя будущих граждан страны, мы и в школьную жизнь внедряем демократические принципы. Этому, в частности, служит школьное самоуправление. Так, в начале февраля у нас состоялись очередные выборы в школьную думу. От каждого класса - своя партия, своя программа. Предварительно шли бурные дебаты, вывешивались лозунги. Старшеклассники выразили пожелание сесть за "круглый стол" со школьной администрацией и решать совместно целый ряд назревших вопросов. В частности, они предлагают летом свое участие в ремонте школьного здания. И мы, педагоги, очень признательны им за эту инициативу. Да мало ли какие проблемы поможет разрешить такое самоуправление.


Много внимания и заботы отдаем нашим малышам. Педколлектив, работающий в начальных классах, и сам молодой (средний возраст - 30 лет). И в то же время достаточно опытный. Некоторые из учителей участвовали в конкурсах "Учитель года". Так, к примеру, Е. Потемкина победила на городских состязаниях и получила это почетное звание. Возглавляет молодежный коллектив С. Андросова. Разнообразно и доходчиво эти учителя стараются воспитать в ребятишках высокое чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения ко всему живому на земле.


Разумеется, не только в нашей школе ведется активная воспитательная работа. Это направление год от года, несомненно, будет развиваться. Внушает оптимизм то обстоятельство, что комитет по науке и образованию приступил к разработке специальной программы, направленной на реализацию прав ребенка, обеспечивающих ему физическое, интеллектуальное и нравственное развитие. И я рад, что нашей школе предоставлена возможность также участвовать в создании этой программы.


- Александр Васильевич, несколько городских школ переведено на новую систему финансирования. Вы, конечно, в курсе этого эксперимента. Ваше отношение к нему?


- В принципе сама идея очень привлекательна. Я говорил на эту тему со многими директорами, и они в основном высказываются "за". Обеспечение школы денежными средствами непосредственно от казначейства имеет много плюсов. Прежде всего это возможность самостоятельно распоряжаться ресурсами, создавать свой бизнес-план, решать целевые программы. Тут главное, чтобы финансирование осуществлялось на все 100 процентов, а уж школа сама знает, куда направить деньги в первую очередь. И еще, чтобы оно производилось своевременно, ведь повсюду требуют предоплату по счетам. Конечно, новая система накладывает особую ответственность на школьное руководство. Директор все больше становится хозяйственником, менеджером, управляющим. Ему придется осваивать основы экономики и даже юриспруденции. Со временем, не сомневаюсь, все учебные заведения перейдут на самостоятельную финансовую деятельность. Но переход этот не будет легким. И здесь бы тоже не наломать дров. Думается, однако, что не все следует перекладывать на плечи школы. К примеру, такая крупная целевая программа, как обеспечение учащихся учебниками, должна оставаться на совести государства. Нынче каждый учебник стоимостью по 100 и выше рублей. Это не по карману большинству родителей, да и школа не может истратить на них весь свой бюджет. Или вот проблема школьного питания. Ну что это 3-5 рублей на ребенка в день при нынешних-то ценах! Так что пока одна надежда - на спонсоров. Не только наша, но еще пять школ Трусовского района очень признательны депутату Астраханской Госдумы Н. Макаренкову. Начиная с февраля, первоклассники трижды в неделю получают молоко, причем с содержанием фтора и йода, что крайне необходимо в нашем регионе для здорового развития организма. Деньги на это выделяются из депутатского фонда. Хочется верить, что политики всерьез озаботятся проблемами подрастающего поколения, а значит, будущим всей страны.


- Александр Васильевич, вы справедливо подчеркивали права школьников. А по поводу прав учителей вы бы не хотели высказаться?


- И в этом плане меня многое тревожит. С горечью я замечаю, что год от года престиж учителя падает. Я вот еще веду занятия в педагогическом университете, на кафедре географии. Я знаю из общения со студентами, что в школу после выпуска из вуза пойдут лишь единицы. И причины тому вполне объективные. Главнейшая из них: неадекватная оплата труда. Трудовой день учителя ненормированный, физическая и моральная нагрузки огромные. Не совсем продуманная система ЕГЭ только добавила головной боли. Все больше времени уходит на воспитательный процесс. А тут еще всевозможные проверки, комиссии... И в результате за такой огромный объем работы учитель получает гроши. Вот и выходит, что учитель - обязан, а ему - никто.